Некогда Невьянск был не только промышленным центром Урала, столицей демидовских владений, но и крупным духовным центром старообрядчества. «Кержаки» — так называли староверов, переселившихся на Урал из Нижегородских пределов, с реки Керженец. Многие из них, утратив священство, стали беспоповцами часовенного согласия. Но есть в Невьянске и община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. Близится освящение храма, который строится на протяжении девяти лет.
С проведением коллективизации началось уничтожение не только отдельных слоев населения, «неблагонадежных» граждан, но и целых семей, улиц и даже деревень. Так, старообрядческое село Усень-Ивановское Белебеевского района БАССР постепенно уничтожалось следователями-фальсификаторами. Среди задавленных машиной террора был и местный старообрядческий священник протоиерей Сергий Белозеров.
29-30 мая 2015 г. в Казани прошла Международная научная конференция «Опыт межконфессионального взаимодействия в пространстве исторической памяти». Конференцию провели Казанский (Приволжский) федеральный университет и Академия наук Республики Татарстан. Кандидат исторических наук Игорь Евгеньевич Алексеев выступил с докладом «Староверы в Республике Татарстан», в котором изложил опыт формирования пространства государственно-конфессионального диалога. Представляем тезисы выступления.
Представляем отрывок из «Рассказов о предстоятелях Старообрядческой Церкви послевоенного периода» игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ). Здесь он приводит свои воспоминания о иерее Георгии Устинове, старшем сыне о. Александра Устинова.
Имя изобретателя Ивана Кулибина в России давно стало нарицательным. Однако на вопрос, «Кто такой Кулибин?», немногие смогут ответить что-то большее, чем «изобретатель». И можно только сожалеть, что в России мало знают о своём соотечественнике, которого по праву можно считать одним из самых выдающихся изобретателей в истории человечества.
Тема взаимоотношений старообрядцев разных согласий с внешним миром сложна и обширна — в каждом согласии проблема «мирщения» решалась по-разному. В целом староверов всегда волновала проблема, как не смешиваться с людьми иной веры. В каждом из согласий была выработана своя система запретов, касающихся еды, питья, внешнего вида и поведения.
Тема реституции — возврата собственности, отнятой у граждан в ходе экспроприации, коллективизации, репрессий и т.д. изначальным их владельцам — уже не раз поднималась на сайте «Русская вера». Сегодня речь пойдет о бывших московских храмах Русской Древлеправославной Церкви, которые вопреки современному российскому законодательству до сих пор не возвращены христианам.
В последние годы всё большую активность в ведении диалогов между церковными упованиями проявляют представители Русской Древлеправославной Церкви. В качестве основы своей богословской позиции РДЦ выработало «Краткое уведомление о Большом Московском соборе 1666-67 годов». На днях оно подверглось осмыслению на круглом столе российских ИПЦ.
Без этого невозможно представить старообрядчество в целом и его безпоповскую ветвь в особенности. Сохранились свидетельства, что даже единоверцы, побывав на «торжище», испрашивали у своих священников молитву от скверны. Раньше все староверы четко различали чистую и поганую посуду. Например, чистая тарелка, которую «всего лишь» понюхала кошка, считалась поганой и ее нужно было «святить». После бани принято было как минимум умываться, а строгие установления безпоповцев предписывали читать молитву от скверны или отмаливаться лестовку — 100 поклонов.
Провинциальная Россия всегда была богата активными, деятельными людьми, которые радели о культурном развитии своей малой родины. Еще до революции 1917 года такие люди шли в авангарде культурного развития регионов страны. Они открывали театры, строили богадельни, помогали нуждающимся, несмотря на то, какой веры был тот или иной человек, благоустраивали жизнь своих сограждан. Сегодня мы расскажем о двух провинциальных династиях, некогда сыгравших большую роль в культурном облике старинного Ржева и самым интересным образом повлиявших на отечественную культуру уже во времена СССР.