На страницах «Русской веры» о своей деятельности в Общественной палате РФ, своих политических взглядах рассказывает прихожанин старообрядческого храма, политолог, журналист, директор Международного некоммерческого фонда «Центр геополитических экспертиз», заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ Валерий Михайлович Коровин.
Сегодня мы представляем нашим читателям отрывок из «Рассказов о предстоятелях Старообрядческой Церкви послевоенного периода» игумена Кирилла (Сахарова) — воспоминания из беседы с архиепископом Алимпием (Гусевым) (из дневника настоятеля).
Исстари купеческие городки и села Верхнего и Среднего Поволжья славились своими многочисленными ремеслами. Среди них одно из первостепенных значений всегда занимало искусство переписки и оформления сакральных книг. Населявшие эти края трудолюбивые крестьяне, сметливые купцы, набожные иноки и инокини оставили нам колоссальное по объему и разнообразию книжно-рукописное наследие, многие образцы которого и сегодня пленяют нас своей красотой, оригинальностью и мастерством исполнения.
Некогда Невьянск был не только промышленным центром Урала, столицей демидовских владений, но и крупным духовным центром старообрядчества. «Кержаки» — так называли староверов, переселившихся на Урал из Нижегородских пределов, с реки Керженец. Многие из них, утратив священство, стали беспоповцами часовенного согласия. Но есть в Невьянске и община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. Близится освящение храма, который строится на протяжении девяти лет.
С возникновением Советской власти, проведением коллективизации началось уничтожение не только отдельных слоев населения, «неблагонадежных» граждан, но и целых семей, улиц и даже деревень. Так, старообрядческое село Усень-Ивановское Белебеевского района БАССР постепенно уничтожалось следователями-фальсификаторами. Среди задавленных машиной террора был и местный старообрядческий священник протоиерей Сергий Белозеров.
29-30 мая 2015 г. в Казани прошла Международная научная конференция «Опыт межконфессионального взаимодействия в пространстве исторической памяти». Конференцию провели Казанский (Приволжский) федеральный университет и Академия наук Республики Татарстан. Кандидат исторических наук Игорь Евгеньевич Алексеев выступил с докладом «Староверы в Республике Татарстан», в котором изложил опыт формирования пространства государственно-конфессионального диалога. Представляем тезисы выступления.
Представляем отрывок из «Рассказов о предстоятелях Старообрядческой Церкви послевоенного периода» игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ). Здесь он приводит свои воспоминания о иерее Георгии Устинове, старшем сыне о. Александра Устинова.
Имя изобретателя Ивана Кулибина в России давно стало нарицательным. Однако на вопрос, «Кто такой Кулибин?», немногие смогут ответить что-то большее, чем «изобретатель». И можно только сожалеть, что в России мало знают о своём соотечественнике, которого по праву можно считать одним из самых выдающихся изобретателей в истории человечества.
Тема взаимоотношений старообрядцев разных согласий с внешним миром сложна и обширна — в каждом согласии проблема «мирщения» решалась по-разному. В целом староверов всегда волновала проблема, как не смешиваться с людьми иной веры. В каждом из согласий была выработана своя система запретов, касающихся еды, питья, внешнего вида и поведения.