На страницах нашего сайта мы уделяем немало внимания историческим русским ремеслам, среди которых особое место занимает каллиграфия. Это высокохудожественное ремесло было распространено практически во всех регионах нашей страны, где проживали старообрядцы. О том, чем сегодня живет славянская каллиграфия, над чем работают современные каллиграфы и вообще существуют ли они в век, когда даже печатная книга постепенно выходит из моды, уступая место электронным устройствам и интернету, нам рассказывает художник, дизайнер, ремесленник, преподаватель каллиграфии Наталья Ким.
Церковная реформа XVII века расколола русское общество на два фронта. Много лишений претерпели те, кто её не принял. Но эти гонения не заставили их отступить от своих взглядов. О жизни белгородской старообрядческой общины корреспонденту «Белгородской правды» рассказал наставник Александр Тарасов.
В ходе Ржевских образовательных чтений прозвучали сенсационные факты взаимоотношений старообрядцев и новообрядцев после раскола, совершения богослужений священниками официальной Церкви по старому обряду. Также участники обсудили проблемы Русской Церкви накануне церковной реформы XVII века, возможность качественного перевода Евангелия на русский язык и соседство архаики и науки.
Сегодня мы можем говорить о многих великих русских именах в живописи и музыке. Это и Валентин Серов, и Михаил Врубель, и Илья Репин, и Виктор Васнецов, Василий Поленов, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и многие другие. Однако все эти великие люди обязаны своим расцветом именно фамилии Мамонтовы. Несмотря на долгую и совсем непростую историю, род меценатов внес огромный вклад в развитие русской культуры XIX-XX веков. Плоды этого вклада мы можем ощущать и сегодня.
7 июля 2018 г. состоялась священническая хиротония протодиакона Романа Донцова. Удивительное совпадение: о. Роман принял священство в 33 года, в так называемом «возрасте Христа». Эта статья об истории «благодатного ростка» из одного рода, благословленного Богом.
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве проходит выставка, посвященная истории и культуре старообрядчества — «Искусство благочестия». Куратор выставки Юлия Маслова приоткрывает нашим читателям несколько секретов, посвященных этой экспозиции.
4 июля 2018 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева состоялось открытие выставки, посвященной певческой рукописной книге Октай, созданной в подмосковном старообрядческом художественном центре Гуслицы в конце XIX — начале XX века.
Около трёх с половиной столетий назад, в XVII веке, Русскую Православную Церковь сотряс мощный раскол, спровоцированный известной церковной реформой, неосторожно проведённой руками царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Церковь разделилась на две непримиримые стороны — старообрядцев и новообрядцев. Одним из мыслителей, рассматривавших старообрядчество в контексте религиозной ментальности русского народа и духовного развития России, является известный писатель, философ и публицист Александр Исаевич Солженицын (1918–2008).
«И нечестивые к тебе обратятся», — писал псалмопевец, прозорливо понимая, что даже самые отъявленные грешники, а на мирском языке — преступники, рано или поздно начнут осознавать и неправоту свою, и ошибки, и то, сколько бед и горя они причинили на воле, до своего ареста и осуждения. Со времен распинаемого Христа, вынужденными соседями которого были два разбойника, мало что изменилось: одни продолжают пребывать в гордыне — но о них мы мало что знаем, а вот другие приходят к раскаянию.
В предыдущей части «Щекотливых откровений» мы рассказывали об удивительном лицевом манускрипте — Толковом Апокалипсисе конца XX в., принадлежащем перу загадочного книжника из Нижнего Тагила, что скрывался под псевдонимом «Иродион». Сегодня мы продолжим рассматривать данный памятник: узнаем о его исторических предшественниках и познакомимся с избранными фрагментами текста.