Интервью игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля московского храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ), о последних событиях в жизни РПЦ МП. Что движет предстоятелем РПЦ? Нужна ли была его встреча с папой? Чем руководствовались на Западе, внося в Символ веры филиокве? Что плохого, если наступит единение христиан? Сегодня свое мнение на эти и другие вопросы высказывает наш постоянный автор игумен Кирилл (РПЦ).
Ситуация вокруг использования религиоведческой экспертизы в качестве инструмента гонений в России стала критической. Как действовать в условиях хаоса и беспредела? Этим вопросом задавались участники всероссийского совещания «Проблемы религиоведческой экспертизы», организованном Центром религиоведческих исследований «Религиополис». Сегодня свой комментарий по этому поводу дает российский религиовед, ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
В феврале 2016 года в Москве состоялся всероссийский круглый стол, посвященный проблемам религиоведческой экспертизы. Организатором мероприятия выступил Центр религиоведческих исследований «РелигиоПолис». В работе круглого стола приняли участие религиоведы, социологи религии, юристы из разных городов России. В ходе заседания круглого стола «Проблемы религиоведческой экспертизы» была обсуждена масса вопросов и принята резолюция.
В последние годы в Великий Пост стараются поститься все, кто хоть как-то ассоциирует себя с русской православной традицией. Вместе с тем напряженный трудовой график вынуждает многих питаться в сетях общественного питания. Во время прошлого Рождественского поста интернет-тролли подловили известного церковного политика и публициста протоиерея Всеволода Чаплина (РПЦ) в кафе «Макдональдс» и, сделав фотографии, устроили широкомасштабную компанию обличения «церковников» в чревоугодии. Ел ли на самом деле председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества «Биг-мак», и можно ли правоверному христианину заходить в «Макдональдс», ответит сам отец Всеволод, а его слова проверит наша редакция.
События XVII в., связанные с попыткой закабаления Русской Церкви государством, привели к многочисленным отступлениям от веры представителей иерархии. Это стало причиной недоверия церковного народа к иерархии. А с другой стороны, после раскола полтора века старообрядцы только и думали о том, как восстановить иерархическое устройство Церкви. Сегодня иерей Иоанн Севастьянов, настоятель Собора Покрова Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, размышляет об особенностях священнического служения в современном мире.
12 февраля 2016 года в здании международного аэропорта имени Хосе Марти столицы Кубы — Гаваны состоялась встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска. Встреча такого уровня стала первой за всю современную историю РПЦ и Католической церквей. Это событие вызвало большой резонанс в новообрядческой среде. Как ни странно, это событие активно обсуждается и в старообрядческих согласиях, вроде бы далеких от церковно-политических процессов диалога восточного и западного христианства. Сегодня мы публикуем мнения об этой встрече авторитетных старообрядческих священнослужителей и экспертов.
12 февраля 2016 года в здании международного аэропорта имени Хосе Марти столицы Кубы — Гаваны состоялась встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска. Это событие вызвало большой резонанс в российских СМИ, на светских и церковных медийных площадках, включая старообрядческие. Раздаются самые разные, порой полностью противоположные оценки этого события. Вместе с тем о жизни католической церкви в самой России почти ничего неизвестно, а большинство читателей черпают знания о католиках из романов Дэна Брауна и «антикатолических катехизисов». По традиции нашего информационного портала попробуем узнать об этом из первых уст.
Культура барокко была глубоко усвоена Русской Церковью. Сегодня это основной культурный стиль богослужения, этикета и внутренней жизни РПЦ. А что было до распространения барокко? Как этот пышный стиль изменил церковную жизнь и христианское мировосприятие? Подробный разбор и анализ компонентов богослужения, испытавших на себе влияние барокко, приводится в публикуемом докладе протоиерея Георгия Крылова (РПЦ). Материал был представлен на II Международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции «Тысячелетие просветителя Руси: проблемы просвещения в зеркале духовной школы», которая прошла в Пскове 24–25 ноября 2015 г.
Единственный храм Русской Православной старообрядческой Церкви в Кузбассе появился всего-то три с небольшим года назад — построили его в Новокузнецке. Почти на берегу Томи, на возвышении — не слишком большой, но видный издалека, деревянный. На куполах — восьмиконечные кресты, древлеправославные. Корреспонденты «Газеты Кемерова» пообщались с настоятелем общины о. Игорем Мыльниковым и местными старообрядцами.
В ходе Архиерейского Собора РПЦ МП, состоявшегося 2-3 февраля 2016 года под председательством Патриарха Кирилла, обсуждалось участие РПЦ в грядущем «Всеправославном Соборе», события на Украине и в мире, судьба царских останков. Не осталась в стороне тема древнерусской церкви и ее агиографической истории. В старообрядческой среде обратили внимание на усиление сторонников канонизации бывшего патриарха Никона. Насколько обоснованны подобные опасения, читайте в нашей публикации.