Большинство знают о старообрядцах только, что те крестятся «двумя перстами», и что прославившиеся на всю страну отшельники Лыковы были этой веры. Современные староверы совсем не такие. В жизни это обычные врачи, военные, учителя. Журналист АиФ-Калининград побывал на службе и познакомился с бытом и укладом староверов.
В январе 2016 года в Риге, в Балтийской Международной Академии, прошла вторая, завершающая сессия «Школы истории кириллического книгопечатания и археографии». Руководила Школой доктор исторических наук, профессор МГУ им. Ломоносова И.В. Поздеева. Редакции портала vesti.lv удалось с ней встретиться, и она рассказала, какими трудными путями, в какой глубинке, у каких редких людей приходилось добывать эти книги, чтобы их собрать и систематизировать, чтобы они не были утеряны для потомков. Предлагаем вам очень интересное интервью.
Дерсу (или Лаулю) — отдаленное приморское село, затерянное в дебрях Уссурийской тайги, которое уже несколько лет является местом локального «демографического взрыва»: сюда, на родину своих предков, с 2009 года возвращаются наши соотечественники — потомки старообрядцев, в 20-х годах прошлого столетия бежавших от советской власти в Южную Америку. Журналисты PrimaMedia в конце прошлого года побывали в старообрядческом поселении и своими глазами увидели, как живут те, кто поверил в Россию и обещаниям ее властей.
На несовременность лиц сложно не обратить внимания. Даже в обычной одежде староверы нередко выглядят как люди из другого века. Рассказать в одной статье о дресс-коде староверов всех согласий невозможно: сегодня герои портала «Русский мир» — староверы-беспоповцы из крупных городов Северо-Запада.
Космос…само слово затягивает, как в черную дыру, мечтами о небе! В 1904 году Дмитрий Рябушинский в семейном имении Кучино построил первый в мире Аэродинамический институт. Имя старообрядца, ученого, изобретателя Рябушинского на его родине долго замалчивалось по понятным причинам. Европейски образованный человек Дмитрий Павлович, эмигрировав, стал чужим для России. Но не для Европы, оценившей его заслуги и присвоившей звание доктора наук Сорбонны, члена-корреспондента Французской академии наук, профессора Русского высшего технического училища во Франции. Сегодня, 12 апреля 2016 года, в День космонавтики, представляем статью об этом удивительном человеке.
В марте 1896 года, то есть 120 лет назад, на ученом собрании Русского физико-химического общества (РФХО), происходившем в физическом кабинете Санкт-Петербургского университета, Александр Попов совместно со своим постоянным ассистентом Петром Рыбкиным организовали беспроволочную передачу текстового сообщения из двух слов. Хотя демонстрация радиосигнала определила первенство Попова в изобретении радио, тема эта оказалась очень спорной. О том, почему в большинстве стран изобретателем радио считается итальянец Гульельмо Маркони, читайте в статье.
В Третьяковской галерее нельзя не заметить огромную картину Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере». В центре композиции фигура, не вызывающая симпатий: старец с исступленным, безумным выражением на лице — священник-старовер Никита Добрынин. Это карикатурный, предвзятый образ. Именно так — «пустосвятом» — его назвали новообрядцы. Уничтожить человека, снабдив его унижающим ярлыком, — старая как мир традиция. На церковном Соборе 1666–1667 годов, 350 лет назад, Никита Добрынин был проклят. Спор о вере продолжался. Но продолжался он не словом, а мечом, с чего и начался. Жестокость гонений на староверов не могла оставить равнодушными многих историков. И сегодня многие стали задумываться о том, что за эти изуверства должно быть принесено покаяние, наподобие покаяния за инквизицию и другие черные страницы прошлого, которое не устают приносить римские первосвященники.
Интервью игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля московского храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ), о последних событиях в жизни РПЦ МП. Что движет предстоятелем РПЦ? Нужна ли была его встреча с папой? Чем руководствовались на Западе, внося в Символ веры филиокве? Что плохого, если наступит единение христиан? Сегодня свое мнение на эти и другие вопросы высказывает наш постоянный автор игумен Кирилл (РПЦ).
Ситуация вокруг использования религиоведческой экспертизы в качестве инструмента гонений в России стала критической. Как действовать в условиях хаоса и беспредела? Этим вопросом задавались участники всероссийского совещания «Проблемы религиоведческой экспертизы», организованном Центром религиоведческих исследований «Религиополис». Сегодня свой комментарий по этому поводу дает российский религиовед, ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
В феврале 2016 года в Москве состоялся всероссийский круглый стол, посвященный проблемам религиоведческой экспертизы. Организатором мероприятия выступил Центр религиоведческих исследований «РелигиоПолис». В работе круглого стола приняли участие религиоведы, социологи религии, юристы из разных городов России. В ходе заседания круглого стола «Проблемы религиоведческой экспертизы» была обсуждена масса вопросов и принята резолюция.