Имя старовера с берегов Волги, изобретателя Ивана Кулибина, в России давно стало нарицательным. Однако на вопрос «Кто такой Кулибин?» мало кто может ответить что-то большее, чем «изобретатель». Е.М. Стрелков, музейный дизайнер, историк науки из г. Нижнего Новгорода, рассказывает о водоходных судах и вечных двигателях выдающегося механика.
Вплоть до конца XIX века в Российской империи нещадно преследовали старообрядцев. В годы правления императора Александра II, которые принято считать самыми либеральными из-за отмены крепостного права и проведенных реформ, четыре епископа-старовера и один священник десятилетиями сидели в монастырской тюрьме за нежелание отказаться от своих религиозных убеждений. В 1882 году известный журналист А.С. Пругавин, случайно получивший доступ к документам пермского губернатора, обнаружил следы работы огромной машины преследования, работавшей тайно, без огласки. На основании архивных документов Пругавин пишет статью в журнал «Русская мысль». У журнала 14 000 подписчиков, это самый читаемый журнал империи. Имперская цензура задерживает номер. Статью вырезают при помощи ножниц из всего тиража!
Сайт «Русская вера» продолжает исследование событий, ставших причиной раскола Русской Церкви в ХVII веке, в частности, Большого Московского Собора 1666-1667 годов, со дня открытия которого в этом году исполняется 350 лет. Мы планируем привлечь к размышлениям на эту тему представителей всех старообрядческих и нестарообрядческих деноминаций, в той или иной степени имеющих отношение к тем давним событиям. Сегодня на эту тему мы беседуем с епископом Петроградским и Гдовским (РПАЦ) Григорием.
Во Фроловском районе Волгоградской области крестятся двумя перстами. В моногороде со сталеплавильным комбинатом затерян и другой мир – тихий, умиротворенный. Там женщины в длинных сарафанах и платочках, а мужчины – в подпоясанных рубахах и все с окладистыми бородами. Но только ли эти элементы отличают православных староверов от среднестатистического урбанизированного гражданина, узнала корреспондент «Волгоградской правды».
Музей невьянской иконы был открыт в 1999-ом году в Екатеринбурге и существует до сих пор. Огромная работа была проделана задолго до открытия экспозиции и в ходе неё на протяжении уже шестнадцати лет. Корреспондент портала itsmycity.ru узнала у мэра Екатеринбурга, историка и владельца собрания Евгения Ройзмана о том, как появилась, пополнялась, реставрировалась самая крупная частная коллекция невьянской иконы в России.
В эти дни 350 лет назад в Москве открылся Большой Московский Собор, который утвердил реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, осудил старый обряд и положил начало расколу Русской Церкви. Это печальное событие до сих пор отягощает историческую и в какой-то мере современную церковную жизнь. Сегодня на некоторые вопросы, касающиеся этого собора, нам отвечает член комиссии Священного Синода РПЦ по взаимодействию со старообрядными приходами РПЦ и старообрядчеством, митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких).
В лесной деревне Мостище в Беларуси все население — две женщины. Их дома — в разных концах деревни, отдалены на два километра. История католички Гени и староверки Антонины заинтересовала корреспондентов портала «Наша Нива».
Большинство знают о старообрядцах только, что те крестятся «двумя перстами», и что прославившиеся на всю страну отшельники Лыковы были этой веры. Современные староверы совсем не такие. В жизни это обычные врачи, военные, учителя. Журналист АиФ-Калининград побывал на службе и познакомился с бытом и укладом староверов.
В январе 2016 года в Риге, в Балтийской Международной Академии, прошла вторая, завершающая сессия «Школы истории кириллического книгопечатания и археографии». Руководила Школой доктор исторических наук, профессор МГУ им. Ломоносова И.В. Поздеева. Редакции портала vesti.lv удалось с ней встретиться, и она рассказала, какими трудными путями, в какой глубинке, у каких редких людей приходилось добывать эти книги, чтобы их собрать и систематизировать, чтобы они не были утеряны для потомков. Предлагаем вам очень интересное интервью.
Дерсу (или Лаулю) — отдаленное приморское село, затерянное в дебрях Уссурийской тайги, которое уже несколько лет является местом локального «демографического взрыва»: сюда, на родину своих предков, с 2009 года возвращаются наши соотечественники — потомки старообрядцев, в 20-х годах прошлого столетия бежавших от советской власти в Южную Америку. Журналисты PrimaMedia в конце прошлого года побывали в старообрядческом поселении и своими глазами увидели, как живут те, кто поверил в Россию и обещаниям ее властей.