Старообрядчество столетиями сохраняло памятники древнерусского искусства — иконы, книги и другие реликвии. В эпоху гонений Романовых на русскую культуру староверы сохраняли это бесценное наследие. В XVIII-XIX веках старообрядчество и само создавало уникальные памятники церковного искусства. Период советских гонений на религию нанес огромный ущерб традиционным промыслам и практически остановил воспроизводство предметов церковного искусства. За эти годы исчезли целые классы мастеров и ремесленников, занимающихся им. Это привело к тому, что культурное наследие староверия стало умаляться — количество новых икон и церковной утвари существенно уменьшилось. Также накапливаются проблемы и с уже существующим, созданным в прошлых веках, историческим наследием.
Эксперименты с современными технологиями пришли и в мир традиционного церковного искусства. 29 января в Москве был представлен фильм «Семьи небесные», в котором были представлены более 140 анимированных фрагментов шедевров русского религиозного искусства.
Выставочный проект в Музее имени Андрея Рублева посвящен неординарной для русского искусства теме, получившей распространение в XVI веке, благодаря интересу заказчиков из кругов интеллектуальной знати и духовенства в царствование Ивана IV к подробной иллюстрации сложных богословских текстов. Редчайшие памятники, представленные на выставке, объединены идеей символического изображения Христа как Божественного Слова.
Библиотека и архив Института Гувера запустили цифровую коллекцию газет русского зарубежья, изданных с 1917 по 1992 год. С одной стороны, этот проект демонстрирует преимущества современных цифровых технологий, с другой стороны, доказывает исключительную ценность печатных изданий, благодаря которым огромный массив информации смог сохраниться до наших времен.
Несмотря на позитивные достижения в жизни старообрядческих согласий, состоявшиеся после упразднения государственного атеизма, за прошедшие 30 лет накопилось и немало острых проблем. Особо тревожит тот факт, что многие проблемы не только не решаются десятилетиями, но и даже не замечаются.
Клинцы — это не только произведения автокранового искусства, но еще и уникальные образцы деревянного зодчества — наличники. Фирменная резьба до сих пор украшает окна старых домов райцентра. Познакомиться с ними и даже составить «наличник мечты» можно в новой интерактивной книжке-игрушке — «Ставни. Фартуки. Очелья». Об этом и других проектах для малой родины мы поговорили с одним из авторов издания, иллюстратором Ольгой Молявко.
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка «Кресты Рогожской слободы. Каменная резьба XVI в. Итоги реставрации». Экспонаты представляют собой белокаменные кресты, относящиеся ко второй половине XVI века. Интересно также, что историческая Рогожская слобода находится в ином месте, нежели сегодня рассказывают официальные ресурсы РПсЦ.
На наших глазах сменяются поколения старообрядческих головщиков и певцов. Все больше молодых лиц на клиросах храмов, а уровень пения и репрезентации певческой культуры становится все более профессиональным. Основы, заложенные таким корифеями, как Н. Денисов и А. Емельянов, стали плодородной почвой для развития певческого движения. Сегодня мы беседуем с представителем нового поколения головщиков, руководителем хора «Параклит» Филиппом Севастьяновым.
Сегодня мы публикуем рассказ о путешествии в бывший старообрядческий скит на Амбурских озерах. Вроде бы и недалеко это место от Северодвинска, но добраться туда — целое приключение.
Сколько бы ни говорили, что в Белоруссии много однотипной и серой архитектуры, в каждом городе, городке и даже деревне можно найти что-то удивительное. Дворец, усадьба, дом или что-то иное — но непременно уникальное. Чтобы убедиться в этом, предлагаем вам путешествие по Гомельской области.