Одним из ярких и самобытных явлений русской культуры являются так называемые былины, известные на русском севере как стАрины или поГудки. Эти повествования веками передавались устно, и только сравнительно недавно ученые и энтузиасты народной культуры стали записывать и издавать это уникальное наследие. Мы поговорили с художницей Дарьей Свиствой, чтобы подробнее узнать о подобных проектах.
Старообрядческие форумы проходят уже более 5 лет. Мнения о них высказывают самые разные — от восторженных до критических. О сложившейся ситуации и возможных путях развития этой общественной инициативы размышляет публицист Глеб Чистяков.
Не секрет, что изучение старообрядческой иконы последние 20 лет находится в центре научного внимания. Исследователями выявлены разные направления в иконописи староверов. Среди них: ветковская, невьянская, сызранская, поморская икона. Сегодня Михаил Чернов рассказывает о своих исследованиях иконописи Боровска.
На международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе», прошедшей в Московском государственном университете, был зачитан доклад О. Р. Черноусовой и И. В. Поздеевой «„Новейшая концепция“ книжной культуры позднего русского средневековья в докторской диссертации В. П. Богданова». Этот доклад содержал многочисленные критические замечания в адрес докторской диссертации В. П. Богданова, защищенной совсем недавно, в прошлом, 2023, году. Сегодня мы публикуем ответ самого В. П. Богданова на этот доклад.
Ежегодная научно-практическая конференция, организованная заведующим отделом икон Музея истории и культуры староверия (г. Боровск) Михаилом Черновым, уже давно стала одним из главных событий российского историко-искусствоведческого года. На это мероприятие собираются специалисты самого разного профиля — от молодых полевых практиков до кабинетных академических ученых, от начинающих культурологов до коллекционеров произведений старообрядческого и древнерусского искусства. На этих конференциях можно пообщаться со знатоками русской иконы, корифеями антикварного мира, музыковедами, специалистами в области антропологии и, разумеется, представителями старообрядческих согласий.
Международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе» прошла в Московском государственном университете. На нее прибыли ведущие археографы и историки старообрядчества России и стран ближайшего зарубежья. Были заслушаны интереснейшие доклады и разоблачен один «авантюрист от науки».
В конце февраля 2024 года Константинопольский патриархат сообщил о восстановлении в сущем сане нескольких священников до этого лишенных этого сана в Русской Православной Церкви. Как и почему в России сложилось мнение, что Константинополь является «крайним судией» в церковных вопросах, — размышляет историк Церкви Глеб Чистяков.
Великомученик Никита Готфский — древний святой, почитался на Руси с самых ранних времен, но особенно — в период укрепления власти московских великих князей и утверждения концепции «Москва — Третий Рим». Образ великомученика Никиты, побивающего беса — Никиты Бесогона, со второй половины XIV века получил распространение в мелкой пластике — нательных крестах и небольших образках, имевших охранительную функцию. Выставка, посвященная этой иконе, открылась в музее имени Андрея Рублева.
На старообрядческом форуме, прошедшем в Москве 7 декабря 2023 года, прозвучало предложение сменить формат мероприятия и переименовать форум в Международную Ассамблею Старообрядческих Согласий (МАСС). Поступают первые отклики в экспертной среде на это предложение.
В прошлом, 2023 году, внимание единоверцев, а также всех любителей церковной старины Русской Православной Церкви, привлекла деятельность неформальных сообществ, желающих более активно продвигать и популяризировать древнерусскую богослужебную традицию. Чтобы попытаться разобраться в этом относительном новом явлении, редакция обратились к одному из них — «Обществу сщмч. Андрея Ухтомского».