В октябре 2019 года в духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви состоялся ежегодный Освященный Собор. В заседаниях приняли участие около двухсот старообрядцев, приехавших со всех уголков России и зарубежья. О своих впечатлениях, полученных в ходе соборных заседаний, рассказывает делегат Освященного Собора от Сергиевской старообрядческой общины Сергиева Посада Дионисий Севастьянов.
Вот уже восемь лет супруги Константин и Анастасия Антоновы пишут иконы — от небольших, почти карманных, до двухметровых. Десятки и сотни образов, вышедших из-под их кисти, получены заказчиками из разных регионов России, а также из США, Канады, Швейцарии, Украины, Англии, Шотландии, Франции и других стран мира. О тонкостях работы и стремлении сохранять все лучшее, что досталось нам от великих иконописцев прошлого, о том, что дал Насте ее отец — покойный митрополит Андриан (Четвергов) и что приобрел Костя в иконописной школе в Дубне — они рассказывают редактору и издателю газеты «Община» Максиму Гусеву.
Старообрядчество остро страдает нехваткой кадров, особенно вдали от центра, а это сказывается на его развитии — храмы строятся не так быстро, как это возможно, хотя в отдельных регионах власть готова оказывать общинам огромную помощь. И все же то, какие успехи показывают современные староверы, не может не радовать. В интервью журналисту, издателю газеты «Община» Максиму Гусеву, епископ Новосибирский и всея Сибири РПсЦ Силуян (Килин) в год своего восьмидесятилетия оборачивается назад, сравнивая времена, когда он был единственным архиереем на восток от Москвы, с современным положением дел. Его наблюдения, выводы, печали, радости и надежды — вашему вниманию.
Этим летом в России учредили организацию, которая будет отстаивать права старообрядцев во всем мире. О планах и идеологии только что созданного союза порталу «Интерфакс-Религия» рассказал руководитель этой организации Леонид Севастьянов.
Евангелие на русском языке — одна из самых продаваемых книг в церковных лавках и книжных магазинах. Несмотря на то, что в среде старообрядцев издревле распространен главным образом славянский текст Евангелия, многие приобретают и русские переводы. О том, нужно ли старообрядцам иметь свой, именно старообрядческий перевод Евангелия, мы беседуем со специалистом по истории восточного христианства, публицистом, кандидатом исторических наук, доцентом и руководителем Ближневосточной секции Школы Востоковедения НИУ ВШЭ Алексеем Владимировичем Муравьёвым.
Калужская область издревле являлась центром старообрядчества, в былые времена на ее территории располагался не один десяток общин староверов. С этим регионом неразрывно связаны имена протопопа Аввакума, канонизированного РПсЦ, и его сподвижницы боярыни Морозовой. Кроме того, в октябре следующего года в Боровске пройдет Международный старообрядческий форум, посвященный 400-летию со дня рождения Аввакума. Об истории РПсЦ, о том, как церковь живет сегодня, о взаимодействии с РПЦ рассказывает заведующий архивом Московской митрополии, кандидат филологических наук, автор монографии «Старообрядчество Калужского края» Виктор Вячеславович Боченков.
Частые архиерейские литургии, обсуждение перспектив развития, планы приезда епископа на ближайшие месяцы, организация мероприятий — полноценную епархиальную работу, с которой многие уральские старообрядцы долгое время не были знакомы, сейчас приходится осваивать и вести в рабочем режиме. Владыка Евфимий активно знакомится с приходами и состоянием дел в общинах, общается с людьми, задавая новый ритм повседневной жизни. В интервью редактору газеты «Община» Максиму Гусеву архиерей рассказывает об особенностях Урала в сравнении с Казанско-Вятской землей, рассуждает о духовности и… о природе.
О своем пути к вере, о судьбах русской церковной культуры, о проблемах современного старообрядческого иконописания мы беседуем с иконописцем, основателем «Ремесленно-творческой мастерской» Виталием Наумовым.
Министр спорта России Павел Колобков наградил золотыми знаками ГТО («Готов к труду и обороне») 15 россиян. Один из награжденных, участник проекта «Лето в кроссовках», Иван Шабашов является уставщиком храма Русской Православной старообрядческой Церкви, что в г. Верещагино Пермского края.
Что произошло при Патриархе Никоне? Как возникла идея Единоверия? Какова судьба старообрядных единоверческих приходов РПЦ после революции 1917 года и сегодня? Что привлекает современного человека в старом обряде? На эти и другие вопросы «Русского Дома» отвечает протоиерей Иоанн Миролюбов, настоятель Покровского храма в Рубцове (Москва), секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, в прошлом — наставник Гребенщиковской старообрядческой поморской общины города Риги (Латвия).