История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
Исследователи и церковные писатели редко задерживаются на подробностях провинциальной церковной жизни и обычно, обронив несколько слов, вновь устремляются к описанию великого и значимого. Однако истории христианских общин — это вовсе не малозначительные крупицы на церковном небосклоне. Каждая из этих маленьких историй складывается из судеб десятков и сотен людей. Сегодня мы продолжаем публиковать увлекательную историю общины г. Лыскова, написанную её очевидцем, нижегородским христианином, редактором журнала «Общий Дом» — Михаилом Барминым.
Оказавшись в предельно сложных исторических условиях, старообрядцы выработали уникальную и исторически дотоле неизвестную форму неотмирного существования, в центре которой лежала книжная культура. Однако в ХХ веке, в советскую эпоху, этой культуре был нанесен серьезный удар. В цикле своих новых статей историк подмосковного старообрядчества Юрий Исаев описывает судьбы последних гуслицких начетчиков из сельца Богородское и размышляет о причинах разрушения старообрядческой общины и уникальной книжной культуры, лежащей в ее основе.
Часто говорят, что история пишется делами монархов, законами государств и итогами войн. В результате исторический процесс представляется многим чередой политических карьер, военных побед и поражений. Однако, на самом деле, человеческая история состоит из миллионов судеб обычных людей. Мы продолжаем публикацию статьи А. Г. Вишнякова, посвященную истории одной семьи, в которой отразились исторические потрясения эпохи — историю старообрядческого рода поморцев Беляевых.
Часто говорят, что история пишется делами монархов, законами государств и итогами войн. В результате исторический процесс представляется многим чередой политических карьер, военных побед и поражений. Однако, на самом деле, человеческая история состоит из миллионов судеб обычных людей. Эта статья посвящена истории одной семьи, в которой отразились все исторические потрясения эпохи — истории старинного старообрядческого рода Беляевых (старообрядцев-поморцев).
Муравлевка — одно из живописных поселений дунайских старообрядцев на берегу Китая. В основном оно повторяет общую историю всех ревнителей «древлего благочестия» в регионе. Представляем вам историю старообрядцев этого села, от возникновения до настоящего времени, подробно представленную исследователем Александром Пригариным.
На территории восточной Украины имеется немало старообрядческих общин разных согласий. Об истории староверов Донецкого края, проживающих в селе Ольховатке, пишет известный старообрядческий блоггер, прихожанин Никольского храма РПСЦ г. Москвы Михаил Панкратов.
На территории восточной Украины имеется немало старообрядческих общин разных согласий и юрисдикций. Об истории староверов Луганского края, проживающих в селе Городищи, пишет известный старообрядческий блоггер, прихожанин Никольского храма в г. Москве Михаил Панкратов.
В отличие от некоторых современных предпринимателей, создавших состояния «из воздуха» в течение считанных лет или даже месяцев, промышленники-старообрядцы шли к своему деловому успеху многими десятилетиями. Дело передавалось из поколения в поколение, прежде чем достигало серьезного масштаба. Трудолюбивые, смекалистые и предприимчивые, они стали жертвой революционного молоха, уничтожавшего всякую инициативу и самостоятельность.
После Октябрьской революции уникальная старообрядческая общинная культура, построенная на разветвленных связях по всей стране и за ее границами, гарантировавшая выживание во время гонений в царской России и формировавшая яркие и сильные характеры, в новых условиях тотальной индустриализации страны, «находящейся во враждебном окружении», стала основным фактором риска для старообрядцев.
Сейчас очень многие люди не знают своих «корней», как и чем жили их предки. Некоторые начинают задумываться об этом только тогда, когда тех, кто располагает нужной информацией, уже нет в живых. Пытаются что-то узнать, кто-то даже приступает к архивным изысканиям, но порой бывает поздно. Автор сайта «Русская вера» Марина Волоскова пытается восстановить трагическую биографию ржевского краеведа и писателя Василия Иголкина.