История старообрядчества
История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
Старообрядческие уголки Москвы. Тайны филипповского Братского двора. Часть 1
Спасо-Андроников монастырь вошел в историю церковного раскола благодаря имени протопопа Аввакума. С течением времени столичные улочки и переулки вокруг Андроникова оказались плотно заселены староверами разных согласий. С конца XVIII века и до начала ХХ столетия знаковые места старообрядчества плотно окружали Спасо-Андроников монастырь.
«Храм Божий — это родной дом или учреждение с табличкой «Посторонним вход воспрещен!?»
Исследователи и церковные писатели редко задерживаются на подробностях провинциальной церковной жизни и обычно, обронив несколько слов, вновь устремляются к описанию великого и значимого. Однако истории христианских общин — это вовсе не малозначительные крупицы на церковном небосклоне. Каждая из этих маленьких историй складывается из судеб десятков и сотен людей. Сегодня мы продолжаем публиковать увлекательную историю общины г. Лыскова, написанную её очевидцем, нижегородским христианином, редактором журнала «Общий Дом» — Михаилом Барминым.
Судьба начётчика. Часть вторая
Оказавшись в предельно сложных исторических условиях, старообрядцы выработали уникальную и исторически дотоле неизвестную форму неотмирного существования, в центре которой лежала книжная культура. Однако в ХХ веке, в советскую эпоху, этой культуре был нанесен серьезный удар. В цикле своих новых статей историк подмосковного старообрядчества Юрий Исаев описывает судьбы последних гуслицких начетчиков из сельца Богородское и размышляет о причинах разрушения старообрядческой общины и уникальной книжной культуры, лежащей в ее основе.
А. Г. Вишняков. История одной семьи (часть 2)
Часто говорят, что история пишется делами монархов, законами государств и итогами войн. В результате исторический процесс представляется многим чередой политических карьер, военных побед и поражений. Однако, на самом деле, человеческая история состоит из миллионов судеб обычных людей. Мы продолжаем публикацию статьи А. Г. Вишнякова, посвященную истории одной семьи, в которой отразились исторические потрясения эпохи — историю старообрядческого рода поморцев Беляевых.
А. Г. Вишняков. История одной семьи (часть 1)
Часто говорят, что история пишется делами монархов, законами государств и итогами войн. В результате исторический процесс представляется многим чередой политических карьер, военных побед и поражений. Однако, на самом деле, человеческая история состоит из миллионов судеб обычных людей. Эта статья посвящена истории одной семьи, в которой отразились все исторические потрясения эпохи — истории старинного старообрядческого рода Беляевых (старообрядцев-поморцев).
Липованское село над Китаем
Муравлевка — одно из живописных поселений дунайских старообрядцев на берегу Китая. В основном оно повторяет общую историю всех ревнителей «древлего благочестия» в регионе. Представляем вам историю старообрядцев этого села, от возникновения до настоящего времени, подробно представленную исследователем Александром Пригариным.
Разветвлённые корни старообрядческого древа
В отличие от некоторых современных предпринимателей, создавших состояния «из воздуха» в течение считанных лет или даже месяцев, промышленники-старообрядцы шли к своему деловому успеху многими десятилетиями. Дело передавалось из поколения в поколение, прежде чем достигало серьезного масштаба. Трудолюбивые, смекалистые и предприимчивые, они стали жертвой революционного молоха, уничтожавшего всякую инициативу и самостоятельность.