История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
В 30-е годы XX века в подмосковных Гуслицах шли коллективные процессы против «врагов народа». По многим делам были расстреляны десятки человек. В современной исторической литературе можно найти информацию об этих процессах и этих людях. Однако нигде не сказано, что по многим таким делам проходили старообрядцы. О трагической истории общины беглопоповского согласия «лушканов» рассказывает историк подмосковного старообрядчества Юрий Исаев.
Каток сталинских репрессий прошел по старообрядчеству как ни по одной другой конфессии России. Были уничтожены целые социальные классы, религиозные группы, выкорчеваны роды и фамилии. При изучении документов 30-40-х годов современного исследователя и читателя поражает хладнокровная и последовательная методичность, с которой истреблялись лучшие представители русского народа. Сайт «Русская вера» продолжает публикацию цикла статей историка подмосковного старообрядчества Юрия Исаева, в которых он рассказывает о драматических судьбах старообрядцев и пытается осмыслить уроки, которые должно вынести общество из этой трагедии XX века.
Сайт «Русская вера» продолжает публикацию цикла статей историка подмосковного старообрядчества Юрия Исаева, в которых он размышляет о судьбах старообрядческих начетчиков и рассказывает нам о трагической истории начетчиков Богородской общины.
История Спасо-Андроникова монастыря связана с именами великих русских святых, чтимых как новообрядческой, так и старообрядческой Церквями, — это святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Андрей Рублев. Однако стены этого монастыря помнят и собственно старообрядческих святых.
Старообрядческие начетчики представляли собой особую группу внутри старообрядческих согласий. В цикле своих новых статей историк подмосковного старообрядчества Юрий Исаев размышляет о судьбах старообрядческих начетчиков и рассказывает нам о трагической истории начетчиков Богородской общины.
Прогуливаясь по дорожкам старинных кладбищ, человек поневоле погружается в прошлое. Словно корабли проплывают мимо надгробия, кресты и памятники. Каждый со своей судьбой, со своей историей, со своей тайной. По намогильным памятникам некоторых кладбищ можно узнать историю семей и родов…
К дате освящения храма, которое состоится 8 сентября 2013 года в городе Орехово-Зуево, наш портал публикует статью исследователя истории подмосковного старообрядчества Юрия Исаева, посвященную трагическим страницам в истории Орехово-Зуевской общины.
Сайт «Русская Вера» публикует первую часть исторического очерка Михаила Бармина, посвященного истории старообрядческой общины г. Лыскова. В очерке рассказано о роли в становлении общины известных старообрядческих священнослужителей и иерархов, приведены уникальные исторические факты новейшей истории нижегородскго старообрядчества, публикуются редкие фотографии.
В 1863 году, 150 лет назад, определением Освященного собора российских епископов Белокриницкой иерархии архиепископ Владимирский Антоний (Шутов) был избран на святительский престол града Москва. Фактически была восстановлена московская первосвятительская кафедра, вдовствующая с середины XVII века.
В XVII в. в Русской Церкви в результате так называемых «реформ» Патриарха Никона произошел раскол. В результате преследований противники «реформы» вынуждены были бежать, скрываться, переселяться в отдаленные районы Империи или за ее пределы, в том числе и в Малороссию-Украину. Сначала они селились в северо-восточном регионе, а в XVIII в. стали продвигаться на Правобережье и Юг.