Всё большее развитие в последние годы приобретают отношения между Белокриницкой и Московской Митрополиями РПСЦ. В прошлом 2013 году Россию посетил архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит Леонтий (Изот). Он принял участие в торжествах, посвященных празднику иконы Пресвятыя Богородицы Казанской. В этом году Москву посетила делегация Белокриницкой митрополии во главе со старообрядческим архиепископом Флавианом Славским. О традициях румынских старообрядцев, особенностях их церковной жизни и личных впечатлениях о России читайте в эксклюзивном интервью владыки Флавиана сайту «Русская вера».
Первый раз я был в 2004 году, потом, по-моему, в 2008, потом в 2011, и вот теперь в 2014 году. На праздник свв. Жен-Мироносиц я попадаю в третий раз.
От поездок в Россию у меня всегда бывают хорошие впечатления. Всегда видишь что-то новое и узнаёшь что-то необычное: о чём еще не знал, что где-то не прочитал. Все эти российские встречи, поездки, тем более, визиты на Рогожское, как бы дополняют знания. Всегда от посещения России ощущаешь духовный, церковный подъём духа. Это происходит потому, что с Россией связана история Русской Церкви, история старообрядчества. Бывая тут, в Москве, на Рогожском, в других городах страны, на исторических местах, вспоминаешь события этой истории. Поэтому, уезжая из России, по-другому ощущаешь себя. Происходит как бы духовная подзарядка.
Вот вчера перед духовным пением слышал рассказ, как страдала вся Россия, и особенно страдали старообрядцы. Это тревожит душу: они терпели, имели ревность, всё это сумели преодолеть. Но вот достигли времён, когда свободно поём, свободно читаем, свободно прославляем Бога.
Молодёжь приезжает, но у нас немного трудная ситуация в этом отношении. Молодёжь растёт, учится, в основном в городских школах и на румынском языке. Когда дети вырастают, им очень трудно понять старославянский язык, на котором совершается служба. Очень многие из тех, кто ходит в церковь, мало понимают, о чём идет речь во время Богослужения. Из года в год становится всё меньше приезжих на храмовые праздники — таких ревнителей, которые стараются сохранять полностью неповрежденную традицию. Хотя сами по себе церковные и бытовые обычаи сохраняют многие люди, но вот изучающих, осваивающих в полной мере церковную службу и каноны, остается всё меньше.
Когда-то у нас было такое намерение. Конечно, имеется в виду не перевод церковной службы на румынский язык, а составление молитв для домашнего употребления. Но для этого надо много времени и толковые специалисты — знатоки языка и церковного благочестия, которые бы могли перевести и сделать это точно, не привнося инородные смыслы. Хотя бы перевести отдельные молитвы. Может, Бог даст, если молодёжь больше будет стремиться, то удастся перевести некоторые молитвы на тот язык, который они изучают и понимают.
Мы печатаем маленькие карманные календари. В конце календаря есть утренние и вечерние молитвы на русском, и ещё есть молитвы, напечатанные латинскими буквами на славянском языке (транслитерация — прим. ред.). Пробуем это делать для того, чтоб было легче читать текст, а Бог даст разум понять, что они читают. Стараемся делать акцент на те буквы, которые бы произносились нормально, как полагается, потому что мало кто знает кириллицу и почти никто не умеет читать по-русски. Больше знают немецкий, английский, французский языки. Только единицы знают русский, кто имеет огромное желание его изучать.
У нас певческая традиция сохраняется больше в напевке, а в России все стараются петь по крюкам. В этом разница. Ещё меня удивляет, что в России, в каком её крае ни проходило бы торжество, собираются люди из разных, порой весьма отдалённых друг от друга мест, и поют вроде бы воедино. У нас этого не получится: каждый город, каждое село, каждый приход имеет свою напевку, которая отличается от другой. Например, в сёлах Русская Слава и Черкесская Слава большая разница в напевках.
Наблюдаются отличия в некоторых обычаях. Главное, чтоб обычай не противоречил закону или правилам. Как говорится, всякий дом может иметь свои обычаи. Кто знает: один прочитал и понял по-своему, другой прочитал и понял по-другому. Поэтому могут быть небольшие различия. Но я считаю, что они не вредят службе и общему уставу.
Как положено по Уставу. Например, в первую неделю Великого поста молятся, постятся, в приходе совершаются службы. Кто желает причаститься, ходит к Вечерне и Утрени, а также ведёт более строгий образ жизни в этот период, перед причастием.
Много наших старообрядцев работает в Италии, Испании, меньше во Франции, Англии и других странах. В Италии и Испании есть священник, который их там обслуживает. Остальные же либо зовут священника к себе для исполнения треб (исповедь, крещение), либо приезжают, например, на каникулы, в Румынию и уже тут идут к духовному отцу, чтобы исполнить христианский долг. Но надо признать факт, что совсем немногие из тех, кто работает за границей Румынии, имеют возможность причаститься Св. Христовых Тайн. Потому что там другая жизнь: у них почти нет возможности полноценно молиться и поститься.
Да. Кто-то уезжает семьями. Другие, чаще холостые, пускаются в одиночное плавание, и кого-то там себе находят в жены или мужья. Встречаются совсем грустные истории, когда кто-то, уезжая на заработки, там находит вторую семью и оставляет прежнюю.
Такие поступки, конечно, нехристианские. И поведение человека в таких случаях зависит от страха Божия. Потому что когда ты перед священником и Евангелием принимал жену или мужа, ты должен это помнить до окончания жизни. По моим наблюдениям, всегда бывает так, что когда человек материально становится богаче, у него начинают крутиться другие мысли. Он рассчитывает на своё богатство и имущество и думает, что может больше сделать. К сожалению, происходили и такие ситуации. Но часто выходит, что чем больше денег, тем больше грехов.
В нашей епархии самым главным храмом является Успенский кафедральный собор. Тут находится резиденция Архиепископии и Свято-Успенский старообрядческий мужской монастырь Славской епархии.
Сюда собираются гости как из Румынии, так и из-за границы. В такие моменты монастырь бывает переполнен. Наибольшее число гостей собирается у нас два раза в год — в день Успения Пресвятой Богородицы и на праздник Нерукотворенного образа. Также у нас есть обычай делать умовение мощей мучеников Дады, Гаведдая и Каздои.
(Персидские мученики — святые мученики и исповедники Дада, Гаведдай, Гаргал и Каздоя — при Саворие, царе персидском, пострадавшие за веру во Христа. В окрестностях станицы Карабулакской на Кавказе, в склепе из тесаного крупного камня, были найдены четыре нетленных тела (одно из них — женское). После того, как была прочитана надпись на камне, эти останки признали мощами персидских мучеников, причем это мнение разделяли как старообрядцы, так и представители господствующей церкви. До покорения Кавказа в 1868 г. к месту, где лежали тела мучеников, могли иметь доступ только казаки — жители окрестных станиц. После покорения Кавказа благочестивые жители обеспокоились, как бы святые мощи не попали в руки синодальных миссионеров. Они сообщили о мощах архиеп. Антонию, и тот, удостоверившись, что это на самом деле есть святые мощи, повелел доставить их в Москву. Перевозили их секретно, по отдельности.
Обретенные мощи представляли собой четыре тела: два мужских, расчлененных, и два целых, — женское и мужское, что полностью соответствует историческому описанию страданий святых мучеников, изложенному в Прологе. Итак, было доказано, что найденные тела по своей нетленности, по чудесам, происходящим от них, по отраженной на них картине страданий и, наконец, в соответствии с местным преданием суть подлинные мощи святых мучеников Дады, Гаведдая, Гаргала и Каздои.
В настоящее время мощи святых мучеников хранятся в ряде старообрядческих храмов Украины, Молдавии и Румынии. Частицы мощей есть и в Москве — прим. ред.).
После службы выходим во двор, освящаем воду, делаем умовение мощей, и после этого люди черпают воду. Этому обычаю уже более десятка лет. Этот обряд происходит в резиденции, в монастыре, но и в селах тоже бывает.
Есть у нас большое село Камень, в котором находится храм в честь Святой Живоначальной Троицы, в селе Гиндереч (его называют «новое село») — храм Вознесения, в Журиловке располагается большой храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В маленьких же сёлах собираются по возможности: когда больше, когда меньше людей.
Всегда при посещении России многие россияне спрашивают меня: «Как там в Румынии?». Говорят, что хотелось бы побывать там, приехать, вместе помолиться, пообщаться. И у нас в Румынии люди также спрашивают. Многие слышали, что есть Москва, Рогожское кладбище, Казань, другие города, замечательные и прославленные своими святыми. Многие из наших хотели бы побывать в России.
Я уверен, что отношения между нами надо расширять, надо быть теплее друг к другу. Я думаю, это было бы неплохо, чтобы в будущем кто-то постарался и наладил постоянные взаимоотношения, регулярные поездки и паломничества — такой мост между христианами Московской и Белокриницкой Митрополий. В прошлый раз, когда я был в 2011 году, митрополит Корнилий мне предлагал, чтобы и из Румынии приехала группа певцов на вечер духовных песнопений. Я обещал постараться, но, к сожалению, не получилось. Может, в будущем это и получится. Неплохо было бы, чтобы и из России приехал какой-то хор, дал бы искорку, чтобы появилось больше желания. Нужно показать людям, что есть ещё традиция, которая сохраняется и имеет подлинную ценность.
Моё личное мнение такое: когда в церкви много людей, тогда есть, откуда поступать монашеству. Сейчас уменьшается количество людей в церкви, поэтому иноков стало очень мало. Старожили рассказывали, что в хорошие времена было до 200 человек, проживающих в нашем монастыре. Не знаю, сколько из них было монахов, но, думаю, достаточно. Но когда я пришёл в 90-х годах, было 12 человек. А потом и эти поумирали, и нас стало 5 человек — молодёжи не прибавилось.
Я пришёл сразу после армии в 1990-м году, после революции, и поступил в монастырь.
Я много раз уже рассказывал, что меня с 6-7 лет бабушка, Царство ей небесное, брала в монастырь на храмовой праздник. Тогда у нас были трудные коммунистические времена, не дозволялось просто поехать в церковь или монастырь. Нанимали автобус, но и то многим не хватало места. Но меня бабушка всегда брала на Успение в храм. И когда я приезжал оттуда, пробыв там 2-3 дня, я уже сразу хотел и в следующем году туда вновь попасть. Нравилось мне там очень. Наверное, это Божий промысел. Если не ошибаюсь, я только единожды, когда был в армии, пропустил праздник Успения. Остальные же годы ни разу не пропускал. Наверное, поэтому я и прилепился к тому месту, к иноческой обители, которая очень прекрасна.
Как и везде. Как говорится, если будешь пчелой, будешь в меду, или по-другому: с кем поведёшься, того и наберёшься. Если бы можно было вернуться в прежние времена, когда большинство людей жили по сёлам отдельными сообществами, то было бы значительно легче не нарушать традиции. А удаляясь в города и общаясь с разными людьми, человек уже начинает смотреть, что делает сосед, и повторять за ним. Те же, кто больше чувствует любовь к Богу, стараются сохранять. К сожалению, эта болезнь, можно даже сказать «рак», понемногу поедает.
Беседовал Глеб Чистяков
Интересное интервью.