С 24 по 26 ноября в Боровске Калужской области состоялась XIV Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность (Осиповские чтения)».
Эта конференция была посвящена памяти известного старообрядческого исследователя и общественного деятеля В. И. Осипова, который 9 февраля 2023 года ушел из жизни.
Главным детищем этого ученого стала конференция «Старообрядчество: история, культура, современность». Первый слет ученых, исследующих тему старообрядчества, своеобразная «протоконференция» с названием «Старообрядчество: история и культура», состоялась в Боровске в декабре 1990 года. Под современным названием конференция созывается с 1995 года. Также на нашем сайте можно прочитать репортажи с XI и XIII международных научно-практических конференций.
Как рассказывал сам Виктор Иванович, эта инициатива возникла по следующей причине. Бывая на научных конференциях, устраиваемых государственными ВУЗами и исследовательскими центрами, старообрядцы и ученые, занимающиеся вопросами старообрядчества, поневоле стали задумываться о создании своей, независимой площадки. Нужен был форум, на котором старообрядчество стало бы центральной темой, а не довеском к историческим, религиоведческим или культурологическим вопросам.
В. И. Осипов также известен как основатель боровского Музея истории и культуры староверия, редактор-составитель сборника «Старообрядчество: история, культура, современность».
Ему также принадлежала идея объединения старообрядцев-мирян в рамках межстарообрядческого общественного движения. Он говорил: «При наличии огромного количества заинтересованных и талантливых людей в староверии, они часто не могут объединиться».
Мероприятие открыли глава администрации муниципального образования муниципального района «Боровский район» Николай Александрович Калиничев, начальник управления по делам архивов Калужской области Майя Александровна Добычина и епископ Казанский и Вятский Евфимий (Дубинов) (РПСЦ).
Пленарное заседание вел доктор исторических наук Валерий Всеволодович Керов.
В первой половине дня прозвучали выступления ученых и участников конференции, которые лично знали и сотрудничали с Виктором Ивановичем Осиповым.
Среди первых выступила кандидат исторических наук, начальник управления по делам архивов Калужской области Майя Александровна Добычина. Она отметила:
«Не будет большим преувеличением сказать, что все то, что наработано Виктором Ивановичем по изучению политической, социально-экономической, военной истории г. Боровска и Боровской земли, истории боровских храмов и старообрядчества Калужской земли, введение в научный оборот огромного количества разнообразных архивных документов дает нам полное основание считать его ведущим специалистом в данной области. Научное наследие этого человека, вне всякого сомнения, станет объектом пристального изучения историков и краеведов. Например, в исследованиях Осипова приведены сведения о местонахождении 12 боровских слобод: Ямской, Семеновской, Мельничной, Егорьевской, Троицкой, Мякишевской, Пушкарской, Казачьей, „Палачевой слободки“, „слободы Коншина“, Никольской, Высоцкой…
В апреле 1998 г. он выступил с докладом, в котором нашли отражение события, происходившие в Боровском уезде в период Смутного времени. В центре его внимания оказались вопросы обороны г. Боровска и Пафнутьева монастыря войсками московских стрельцов и местными жителями…
Изучение истории Боровска и Боровской уезда невозможно без исследования основанного близ него Пафнутьев-Боровского монастыря. По этой теме на конференциях „Верхнее Поочье“ Виктор Иванович сделал 4 доклада».
Ответственный секретарь конференции (Москва) Елена Игоревна Соколова рассказала о роли Осипова в создании музея старообрядчества:
«Мы долго думали есть ли смысл создавать новое учреждение, когда много лет работает Археографическая лаборатория МГУ, возглавляемая И. В. Поздеевой; если ведутся успешные исследования в Новосибирске, Екатеринбурге, Сыктывкаре, других городах России? Понадобилось некоторое время, чтобы стало понятно, что задумка объединить всех, кому дороги идеи староверия, русская история, историческая наука — задумка отнюдь не мертворожденная, что она близка и понятна многим. Рискну предположить, что немалую роль в процессе принятия нашего музея сыграла личность самого Виктора Ивановича. Будь на его месте кто-то другой, менее харизматичный, менее обаятельный, все могло бы закончиться несколько по-иному».
Доктор исторических наук Пригарин Александр Анатольевич рассказал о влиянии Осипова в целом на «старообрядоведение»:
«Можно смело утверждать, что многое родилось именно в творческой и душевной атмосфере „осиповских конференций“. А дальше — проекты, экспедиции, выставки, научные форумы и т.д. подчинялись этой логике и ритму .В некотором смысле, целый ряд периодических научных собраний появилось в результате диалогов с Виктором Ивановичем и его гостями. Так, например, Международная комиссия по изучению старообрядцев при Международном комитете славистов не только включила Виктора Ивановича в качестве своего секретаря, но и неоднократно проводила свои совещания во время „осиповских чтений“, определяя стратегию международного развития… Среди других „детищ“ следует рассматривать конференцию „Липоване: история и культура русских старообрядцев“ (Украина — Молдова, 2004 — 2013 гг.). Выходивший по его итогам одноименный ежегодник даже формально ориентировался на альманах В.И. Осипова. Эти встречи быстро стали филиалом осиповских конференций: и по задумке, и по реализации».
Доктор исторических наук Елена Сергеевна Данилко отметила, что «Осиповские чтения» не были похожи ни на одну известную ей конференцию:
«У Виктора Ивановича был свой принцип отбора заявок, он считал, что все имеют право высказаться и не делал различий между маститыми учеными и краеведами, не делил нас по наличию или отсутствию ученых степеней и званий,. Единственным принципом последовательности докладов был алфавитный. В итоге мы все успевали друг друга послушать, перезнакомиться и получить набор самых разнообразнейших знаний о старообрядчестве — от истории разных центров, до книжности, от фольклора до философии. А главное, становилась очевидной условность и относительность всяческих границ, и важность объединений просто человеческих, дружеских, теплых и душевных. Это был простой и ясный подход, на мой взгляд, истинно христианский».
Доктор филологических наук Елена Михайловна Юхименко рассказала о своей переписке с В. И. Осиповым:
«В недавней беседе с Е.А. Агеевой этот аспект вдруг высветился сам собою — его письма. Их было совсем немного, практически все они по тем или иным деловым поводам (реально общаться за более чем 30 лет нашего знакомства можно было на конференциях и других старообрядческих мероприятиях). И все же оказалось, что и в этих кратких эпистолярных текстах, в коротких обмолвках и замечаниях вполне проявился характер Виктора Ивановича, его заинтересованное отношение к людям и предметам своих научных занятий. В одном из писем он пишет: «Недаром говорится, что человек рожден, чтобы в поте лица добывать себе хлеб. Хочется духовного хлеба — пообщаться с дорогими сердцу друзьями и почитать интересную книгу, надо трудиться — смазывать лыжи и иногда выбираться в Москву. Постараюсь в 2019 г. попасть и в РГАДА, а то не видел ребят с 2015 г. Иногда перезванивались по пустякам, но это совсем не то…»; «Документов и материалов по Боровской земле набралось такое количество, что, когда я начинаю просматривать все стоящие на полках папки, хочется плакать — их так много, а я так ленив, что даже перерабатывать их некогда».
Старший научный сотрудник Елена Александровна Агеева так охарактеризовала В. И Осипова:
«Виктор Иванович вдохновлял, рассылая сообщения о новых изданиях, выставках, конференциях. Давал установку к действию, как, например, 31.01.2019 г.: „Знаю, у тебя много разных хлопот, но сделай усилие над собой — напиши заявку и высылай текст“. Виктор Иванович стал символом Боровска и шире — Калужского края. В Музее истории Московского университета хранится альбом „Сокровищница Калужского края“, подаренный в 2009 г. ректору МГУ академику В. А. Садовничему Губернатором Калужской области А.Д. Артамоновым, где в первом томе „История“ на обороте форзаца помещен портрет „Хранитель древности“ — В.И. Осипов. Виктор Иванович всегда с нами, в наших сердцах, думах и делах».
Продолжение следует
Комментариев пока нет