30 мая-1 июня 2025 года в стенах древней столицы Руси, городе Ростове Великом, прошло знаменательное для русской культуры и всего нашего общества событие — состоялся первый фестиваль древнерусского певческого искусства «Невма». В нем приняли участие многочисленные хоры, часть которых представили старообрядческие и единоверческие общины, другие являлись профессиональными вокальными ансамблями. Немалое внимание было уделено научно-исторической части, в которой приняли участие ведущие ученые в сфере древнерусского певческого искусства.

Основные события фестиваля проходили в недавно отреставрированном Гостином Дворе Ростова Великого, ставшем центром культурной жизни не только города, но и всего региона.
Открывая фестиваль, глава Ростовского муниципального района Андрей Валентинович Шатский отметил:
«Такое событие у нас происходит впервые. Надеюсь и рассчитываю, что этот фестиваль станет ежегодным и превратится в добрую традицию. Благодарю Гостиный двор и лично его директора Елену Алексеевну Музюкину за возможность проведения самых разных культурных мероприятий на его территории». Также Шатский пригласил всех приезжать в Ростов Великий.
«Это самый лучший город на земле», — завершил глава Ростовского района.

Первым событием фестивальной повестки стала научная конференция «Ростовская певческая школа». Это название было выбрано неслучайно, поскольку богатый традициями Ростов Великий оказал огромное влияние на формирование культуры Руси. Ростов принадлежит к числу древнейших русских городов, ,более того, он был столицей древней Руси. Неудивительно, что в Ростове сложилась особая художественная культура, долгое время сохранявшая самобытность и не утратившая своего обаяния даже в наши времена. Незадолго до фестиваля «Невма» в российской столице был представлен выставочный проект, посвященный ростовской иконописной школе и организованный Музеем им. Андрея Рублева совместно с Музеем русской иконы им. Михаила Абрамова. На выставке были представлены лучшие иконы Ростова Великого из музейных и частных коллекций. Много говорилось о ростовской иконописной школе.

Форум музыковедов
Теперь настала очередь говорить и о певческом искусстве Ростова Великого.
Модератором научной конференции фестиваля «Невма» выступила кандидат искусствоведения, доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, руководитель ансамбля и школы «Ключ разумения» (г. Санкт-Петербург) Наталья Викторовна Мосягина.

Н. Мосягина отметила, что ростовская земля уникальна, и это одно из лучших мест, где можно и нужно говорить о русской традиции. Она выразила надежду, что фестиваль станет регулярным, будет расти, расширится его география. По мнению исследовательницы, очень важно, что организаторы фестиваля не только дали площадку для выступлений замечательных музыкальных коллективов, но и отвели место научной, теоретической части:
«Да, мы можем слушать песнопения, а когда и как они создавались, как формировалась певческая культура, никто не знает. Поэтому сегодня у нас есть возможность услышать научные сообщения, задать вопросы, пообсуждать. О ростовской певческой школе мы можем сегодня услышать от ученых которые занимаются этой темой долгие и долгие годы».
С докладом «Ростовская певческая школа» выступила кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (г. Москва) Лада Вадимовна Кондрашкова.

Она сообщила, что свою исследовательскую деятельность она начинала с ростовской певческой темы. Первая ее работа называлась «Музыкально-исторические памятники Ростово-Суздальской Руси». Л. Кондрашкова заметила, что о ростовской певческой школе можно говорить с самых ранних этапов развития русского певческого искусства. Ростов был центром книжности и рукописания. Об устной, исполнительской стороне Ростово-Суздальской певческой школы можно судить на основании косвенных упоминаний, сохранившихся в текстах того времени. Однако письменная, творческая составляющая певческой школы — службы местным святым — сохранилась до нашего времени в певческих рукописях, в Стихирарях, состав которых неуклонно расширялся век от века, обогащаясь всю новыми и новыми творениями русских распевщиков, прославляющих святых подвижников родной земли.
Сведения о хоре, о церковном пении рассыпаны в разных текстах эпохи Андрея Боголюбского. Так, в сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери говорится, что одновременно с иконой Боголюбский привез с собой из Вышгорода хор или «клирос»: «и тогда взем икону, поеха на Ростовскую землю, поим крилос с собою» (1-е чудо). Свидетельства о пении Литургии и Утрени находятся в 3 и 4 чуде: «и начаша литоргию святую пети», «князь же Андрей на каноне стояша во церкви, пения лики сотворяя, а сердцем боляше, бе бо княгиня его боляше…».
К раннему этапу относятся две службы ростовского происхождения — свт. Леонтию и Покрову Богородицы. Автором замысла (и части текстов) службы свт. Леонтию был некий клирик из ближайшего окружения Андрея Боголюбского.
Второй этап развития Ростовской певческой школы — вторая половина XV — первая половина XVI в. — связан с именем Ростовского архиепископа Вассиана Рыло (на кафедре с 1467 по 1481 г). При нем были составлены службы Ростовским еп. Исайе, Игнатию и преп. Авраамию Ростовскому. Примерно в это же время появляется служба празднику Всемилостивого Спаса, 1 августа, установленному ранее. Пахомием Логофетом было написано «похвальное слово на Покров».
Третий период развития Ростовской певческой школы продолжался от Соборов 1547 и 1549 г. до конца XVI в. К этому времени относится творчество двух достоверно известных авторов текстов: Григория, инока Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, автора ряда служб Суздальским святым — архимандриту Евфимию, еп. Феодору, еп. Иоанну, еп. Варлааму (не распета); и Михаила, монаха владимирского монастыря (автора канона Александру Невскому, служб Петру и Февронии Муромским, Константину Муромскому и чадам его).

В истории древнерусского певческого искусства конец XVI в. ознаменовался значительным событием — формированием новой системы нотации, предназначенной для фиксации новых видов распевов — демественного и путного (путевого), а затем — многоголосия. Эта нотация получила наименование казанской, также ее называют ключевой, демественной, путной, путевой. По-новому, «путем», постепенно были распеты все известные песнопения знаменного круга богослужения. Не остались в стороне и службы ростовским святым.
Четвертый период начался после Смутного времени и продолжался до середины XVII в. В это время количество записанных и распетых служб русским святым вообще и Ростово-Суздальским в том числе достигает в Стихирарях максимального количества. В рукописях, начиная с 20-х гг., появляется партитурная запись строчного многоголосия, именно в области церковно-певческого искусства сосредоточены основные достижения русской культуры того времени.
В пятый период, во 2-й половине XVII в., число русских памятей в Стихирарях сократилось. На излете русского Средневековья, в 1702 г., были канонизованы князь Андрей Боголюбский и его сын Глеб Владимирский, однако им не было создано отдельных служб.
В XVIII в. развитие древнерусского певческого искусства заканчивается. Наступила эпоха хроматической, партесной музыки.
Затем с докладом «Святые Ростовской земли в нотированных рукописях XVI-XVII вв.» выступила доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург) Наталья Васильевна Рамазанова.
Она отметила, что Ростовская земля прославлена деяниями своих церковных иерархов, причисленных к лику святых. Их почитание вышло далеко за пределы Ростова, и во всех концах православной Руси за богослужением воспевались святители Леонтий, Исайя, Игнатий, Иаков и Феодор. Первым в этом ряду стоит имя святого Леонтия, подвизавшегося в Ростовской земле в XI в. (†1073 г.). Его просветительский подвиг стал образцом для деяний других святителей, а служба ему, в отличие от служб иным ростовским чудотворцам, распространена во множестве нотированных рукописных источников. Самые ранние списки жития святителя Леонтия Ростовского, как уже отмечалось, датируются концом XIV в. Что же касается службы, то ее древнейший нотированный список относится к рубежу XIV— XV столетий. Полный же состав песнопений службы мы находим только в нотированном Стихираре «Дьячье око» 80-х гг. XVI в. Такой же состав сохраняется и в последующее время (до середины XVII в.). Что же касается других ростовских святителей — Исайи, Игнатия, Иакова и Феодора, то службы им появляются в рукописях значительно позже, нежели служба святителю Леонтию, причем происходит это в разное время. Служба святителю Игнатию, также без нотации, известна по рукописям с начала XVI в., хотя в месяцесловы его имя включается столетием раньше. С конца XV в. почитался Феодор Ростовский, так как в рукописях этого времени встречаются тропарь и кондак ему. Что же касается Иакова Ростовского, то служба ему появляется лишь во 2-й пол. XVI в., что связано с его общецерковной канонизацией на церковном Соборе 1549 г
Студентка II курса кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, методист и педагог Санкт-Петербургской гимназии святого преподобного Амвросия Оптинского (г. Санкт-Петербург) Екатерина Германовна Балуева выступила с докладом «Служба блаженному Исидору Твердислову в рукописях XV-XVIII веков». Наш сайт подробно рассказывал о святом Исидоре в соответствующей статье.
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры регентования ПСТГУ, сотрудник Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, головщица храма Покрова Богородицы в Рубцове (Москва) Вероника Юрьевна Григорьева выступила с докладом «Варлаам и Варлаам: митрополичий вклад в церковное пение Ростовской земли».
Научный ассистент кафедры исторического музыковедения (Гейдельбергский университет, Германия) Елена Евгеньевна Чернова выступила с сообщением «Многолетия в раннем многоголосии: типы и принцип исполнения в литургической практике».
На этом конференция завершила работу.
Цвет современного русского вокального мастерства
Вечером в атриуме «Гостиного двора» состоялся концерт «Музыкальная сокровищница Ростова Великого: древнерусское церковное пение». В нем приняли участие несколько музыкальных коллективов.
Среди них — старообрядческий мужской хор «Параклит», относительно недавно созданный силами клирошан общины РПсЦ Ростова-на-Дону.

Руководитель хора Филипп Севастьянов рассказывает:
«В основе деятельности хора лежит исполнение древнерусских церковных песнопений, а также сохранение и популяризация древнерусского знаменного пения. Основные направления работы хора „Параклит“ — изучение, сохранение и воплощение в жизнь забытых распевов и певческих традиций допетровской Руси. При этом, коллектив не ставит перед собой исключительно реконструкторские задачи, а является живым церковным хором, который регулярно поет на богослужениях. Основу коллектива составляют профессиональные певцы-старообрядцы. Помимо самостоятельной научной деятельности, для расшифровки рукописей XVI — XVII вв. привлекаются музыковеды и исследователи-медиевисты. Хор сотрудничает с такими видными специалистами, как Л. В. Кондрашкова, Е. А. Смирнова, А. А Лукашевич, Н. В. Мосягина. Репертуар хора включает в себя как существующие в современной старообрядческой богослужебной традиции знаменный, большой знаменный и путевой распевы. Так и вышедшие из употребления после раскола строчное и четырехголосное демество».
Также выступил женский ансамбль «Ключи разумения». Его возглавляет кандидат искусствоведения, доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Наталья Мосягина. Этот коллектив возник в результате обсуждения проблем реконструкции древнерусских песнопений, а вместе с этим и общих вопросов церковного пения на уроках в стенах Санкт-Петербургской государственной консерватории на кафедре Древнерусского певческого искусства. Необходимы были практические вокальные занятия.

Таким образом, в 2004 году появился ансамбль «Ключ Разумения», деятельность которого была направлена на изучение и привлечения внимания к древнерусскому певческому искусству.
Название и символ коллектива заимствованы из музыкально-теоретического руководства второй половины XVII века, созданного монахом Тихоном Макарьевским: «Ключ разумения отверзaет двeрь Божеcтвеннаго пения».
Свою программу представил ансамбль древнерусской музыки EX LIBRIS. Как говорят его создатели, этот коллектив является своеобразной археографической лабораторией, осуществляющей поиск, исследование и исполнение уникального певческого материала XVI-XVIII вв. из рукописных собраний Государственного Исторического Музея, Российской Государственной Библиотеки, Российской Национальной Библиотеки и других собраний.

Руководитель ансамбля — Данила Саяпин — по праву считается одним из открывателей целого пласта русской музыкальной культуры.
Рижскую поморскую манеру пения можно было услышать во время выступления ансамбля при Патриаршем центре изучения древнерусской традиции. Руководитель этого коллектива — российский музыковед, преподаватель певческих дисциплин, регент, специалист по древнерусскому знаменному пению Вероника Григорьева. Интересно, что в 2021 году она была награждена предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием (Титовым) благодарственной грамотой за исследование и подготовку к публикации научного издания «Древнерусские песнопения Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. Наонная редакция».

Сам Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции учрежден 3 июля 2009 года указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Покровском храме Русской Православной Церкви в Рубцове (Москва). Центр открыт с целью практической реализации одобренных в РПЦ программ Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Руководитель Центра — клирик Покровского храма в Рубцове протоиерей Иоанн Миролюбов.
Фестивальная суббота, 31 мая, открылась несколькими мастер-классами для всех желающих. Среди них были: древнерусская каллиграфия, игра на древнерусских музыкальных инструментах и изготовление куклы Травницы.

Во второй половине для на территории ростовского кремля, в его исторических храмах прошли еще два фестивальных концерта. Помимо ансамблей, выступавших в первый день, на солею церкви Воскресения Христова вышел мужской старообрядческий хор Ржевской покровской общины. Коллектив существует около 100 лет.

О жизни и деятельности Ржевского хора известно из старообрядческой периодики XX века. Во Ржеве до Второй мировой войны численность хора доходила до 63 человек. Большую роль в его деятельности играл протоиерей Андрей Попов, настоятель ржевского Покровского старообрядческого храма в период с 1920 по 1942 гг., создал многочисленный хор серьезного уровня подготовки. Немалый след в истории хора оставил Василий Иванович Иголкин, сын настоятеля Троицкого храма в городе Ржеве иерея Иоанна Иголкина. Он проводил репетиции хора и беседы на волнующие молодежь темы. Василий Иванович немало занимался историей старообрядчества города Ржева, состоял членом Ржевского научного общества, издал материал об отнятии моленной у ржевских старообрядцев. Был репрессирован и погиб в 1944 году.
Концерт старообрядческих хоров в храме Воскресения Христова посетил преосвященный Викентий (Новожилов), епископ Ярославско-Костромской и Нижегородско-Владимирский Русской Православной старообрядческой Церкви.

В воскресенье, 1 июня, в древнем храме Исидора Ростовского (РПЦ) состоялась Литургия знаменным распевом. На левом клиросе разместился детский хор гимназии святого преподобного Амвросия Оптинского, на правом — участники ансамбля «Ключ разумения».
Встреча ученых и финал фестиваля
В полдень продолжилась научные мероприятия фестиваля. Состоялся круглый стол «Проблемы реконструкции песнопений раннего русского многоголосия».
Л. Кондрашкова выступила с докладом «Троестрочие — музыкальная интерпретация Троичного богословия». Она отметила, что троестрочие понимается как уникальный диссонантный вид древнерусского безлинейного многоголосия XVI — первой половины XVIII в., основой которого является путевой распев. Троестрочию свойственно трехголосное изложение, в середине которого находится главный голос «путь» с мелодией путевого распева, а снизу и сверху его окружают два других голоса — «низ» и «верх».

Затем прозвучало сообщение «Проблема дешифровки демественного многоголосия», которое подготовила доктор искусствоведения, профессор кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Н. Б. Захарьина и доклад вышеупомянутой Е. Черновой «Актуальные проблемы исследования раннего многоголосия и перспективы их решения».
Вечером состоялся заключительный концерт фестиваля «Невма», в котором приняли участие: мужской хор «Параклит», ансамбль «Ключ разумения», ансамбль «Ex libris», ржевский старообрядческий хор, ансамбль при Патриаршем центре изучения древнерусской традиции и хор гимназии святого преподобного Амвросия Оптинского. В программе этого концерта были исполнены духовные стихи, народные песни и другие произведения бытового характера и содержания.

Выступая перед собравшимися, художественный руководитель и артистический директор фестиваля, руководитель хора «Параклит» Филипп Севастьянов поздравил всех собравшихся с завершением фестиваля древнерусского пения и вручил почетные грамоты руководителям хоровых коллективов.

Послесловие
Фестиваль древнерусского певческого искусства «Невма» безусловно стал главным певческим событием этого года в мире древнерусской музыки. На его площадке впервые в истории собрались музыкальные коллективы, представляющие и разные вероисповедания, и разный подход к исполнению вокально-хоровых произведений.
В ходе выступлений был представлен ряд забытых шедевров знаменного распева, не исполнявшихся в рамках современной сцены.
Глубокой и насыщенной стала научная программа, в ней приняли ведущие исследователи в области древнерусской музыки.
Организаторы фестиваля сумели ювелирно решить вопросы визуального ряда, вплетя мультимедийную наглядность в фундаментальную архитектонику древнего Ростова.

Примечательно, что фестиваль указал на определенную тенденцию по развития мирянской активности в старообрядческих согласиях. Среди его организаторов и участников нет официальных церковных представителей или клириков, что актуализирует общественные традиции староверия, возвращая их в наши дни.
Спонсором фестиваля древнерусского певческого искусства «Невма» является благотворительный фонд «ПРОТЕК» — один из крупнейших благотворительных фондов в фармацевтической отрасли — основан Группой компаний «Протек» в 2006 году. Фонд реализует программу «Здоровье – людям» и два проекта – «Новая жизнь» и «Наука в регионы». Учредителем фонда является компания «Протек», председателем совета директоров которой и основным владельцем является известный российский предприниматель, представитель единоверческого согласия В. С. Якунин.
Великорецкий Крестны ход ежегодно с 3 по 8 июня г. Вятка, Трифонов монастырь
Самый продолжительный и древний Крестный ход в России на Реку Великая
1. Рукоположенный в священники не прошедший однажды Великорецким Крестный ходом не достоин служить во Вятской Епархии.
2. Во время Великорецкого Крестного хода крестоходцам не благословляется совершать куплю продажу и сбор пожертвований.
Кто Крестным Ходом иде на реку Великую, безропотно преодолевая трудности с покаянной молитвой, славя Господа и прося поддержки святых: О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче и везде в скорбех скорый помощниче!.., тем Николай угодник помощник и заступник.
Как учит преподобный Серафим Дивеевский, призывая на молитву: кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста Богородице Дево, радуйся.., прочтет, тому все тут и Афон, и Киев, и Иерусалим.
Кто приезжает в святое место не с покаянной молитвою, а по другой надобности — гости, с чем приехали, с тем и домой. Кто Таинствами Церковными не старается жить, а надеется на разум, силу и удачу, тот топчет свою тропу в неизвестность.