На нашем сайте мы неоднократно рассказывали, что понятие «Киевская Русь» не историческое, а историографическое, то есть возникшее в трудах историков сравнительно недавно, под влиянием политического заказа. Оно появилось в середине XIX века в статьях малозначительного филолога и ботаника М. А. Максимовича (1804-1873), а затем раскрученное при И. Сталине и, особенно, при Л. Брежневе, который захотел помпезно отметить 1500-летие Киева, нелепую, ни на чем не основанную дату. Официальные исследователи в попытках возвеличить Киев обычно ссылаются на летопись «Повесть временных лет», где город был назван не только столицей, но и «матерью городов русских». Однако мы провели расследование происхождения этой рукописи, и оказалось, что древность ее сомнительна, на самом деле она появилась из кружка киевских книжников на рубеже XVII-XVIII веков, которые долго занимались фабрикацией всяких подделок, включая антистарообрядческое сочинение вымышленного киевского собора «На Мартина Армянина еретика». Об этом рассказано в статье «Откуда взялась „Повесть временных лет“». Вместе с тем, на Руси была известна совсем другая летопись — «Русский Летописец». «Русский Летописец» дошел до нашего времени в значительном числе списков.
Подробно значение этой важнейшей рукописи мы разобрали в статье-исследовании «О Русском Летописце».
Главы ПВЛ и «Русского Летописца» подробно изучены в наших статьях: «О „Русском Летописце“» «„Повесть временных лет“ и „Русский Летописец“», «ПВЛ и „Русский Летописец“ о новгородцах, Александре Македонском и Андрее Первозванном», «Словенск и Рус», «„Русский Летописец“ и ПВЛ — о народах Руси» и других.
Там указано, что в «Русском Летописце» больше фактов по истории древних русских городов и, прежде всего, Новгорода. Автор «Повести временных лет» наоборот опускает все эти важные факты древнерусской истории и истории народов, населявших территорию нашей Родины. Ознакомившись с этими статьями, легко разобраться, сколько недоказанных, тенденциозных и фальшивых фактов находится в ПВЛ и оттуда перетекли уже в официальную российскую историческую науку.
Наш сайт продолжает непосредственную публикацию «Русского Летописца» в переводе на современный русский язык. «Русский летописец» — это не рядовая летопись, не обычный текст, написанный или составленный неизвестным персонажами. Это важнейший и статусный документ, признанный в среде русских князей, бояр и церковных архипастырей. Можно сказать, что «Русский Летописец» отражает взгляд на историю Руси, распространенный в среде русской знати XVII века. Это официальное представление образованной части русского общества о древней русской истории, существовавшее в нашей стране еще до создания романовской версии истории, включая концепцию «Киевской Руси».
В первой части «Русского Летописца» опубликовано подробное повествование о братьях Словене и Русе и основании ими города Словенск.
Во второй части «Русского Летописца» мы рассказали о князьях Великосане, Асане и Авехасане и грамоте к ним Александра Македонского, в которой он признал территории славянских земель, однако возбранил братьям совершать военные набеги на соседние территории. Также будет рассказано о битве славян с греками на некоем месте, где в будущем был основан Влахернский монастырь. Надо отметить, что современным туристам, приезжающим в Турцию, в Стамбул, часто показывают якобы Влахернский монастырь. Но это совсем не тот Влахернский монастырь, который был в древности. Это абсолютно новые постройки ХIХ — ХХ веков. Подлинный Влахернский монастырь, как считается, полностью сгорел уже в 1434 году.
Где же на самом деле находился подлинный Влахернский монастырь пока неизвестно.
Также в этой части было рассказано о призвании на княжение Рюрика.
Сегодня мы публикуем главу «Русского Летописца», посвященную князьям Олегу, Игорю и основанию Москвы.
О князе Олеге и основании Москвы
Вышеупомянутый князь Олег принял великое княжение над Славянами и Русами и начал по многим местам города ставить, и дани и оброки устанавливать по всей Руской земле. Пришел он и на реку Москву, в которую втекают две речки: одной имя Неглинна, а другой — Яуза. И поставил там небольшой город, и назвал его Москва. И посадил там на княжение родственников своих.
Пришел же и в Киев и убил трех братьев, Киевских начальников, Кия, Щека, Хорива. И начал княжить в Киеве и в Великом Нове граде. И пошел войной на Византию с большими силами, и наложил на Византию дань, и снова возвратился в Киев. И княжил 33 года, и умер.
О князе Игоре
Игорь же князь, сын великого князя Рюрика, княжил в Плесковской области в городе Зборске.
Когда он был еще молод, как-то раз он развлекался охотой, и случилось так, что слуги по неведению оставили его одного. И увидел Игор на другом берегу реки место для охоты, которое ему приглянулось. Но не мог он перебраться на ту сторону реки за неимением лодки. И вот увидел он человека, плывущего в лодке по реке, и поманил его к берегу, и повелел перевезти себя за реку. Когда они уже поплыли, посмотрел он на гребца и понял, что перед ним девица.
Это была блаженная княгиня Ольга, еще очень юная, красивая и мужественная. Он ее не знал раньше и был поражен ею. Как говорится, «очей лакомых и неприкасаемого прикоснулся». И разгорелся он желанием на нее, и некие нескромные речи к ней обратил. Она же, поняв коварство их и пресекая его неподобающую беседу, не по-юношески, но по-взрослому отчитала его следующими словами: «Что напрасно распаляешь себя, о князь, склоняя меня к срамному делу, зачем, не подумав, говоришь такие неприличные слова? Не прельщайся, что видишь девицу одну, и не надейся, что сможешь завладеть мною. Хоть я и не образована, и очень молода, и проста обычаями, но все же поняла, что хочешь надо мною надругаться и говоришь нелепые слова, которые я не хочу больше слышать. И еще послушай меня: оставь такие мысли. Пока молод — блюди себя, да не одолеет тебя неразумие и не навлечешь на себя беду. Отвратись от всякого беззакония и неправды, ведь если сам ты пребываешь в разврате, то как сможешь другим запретить неправду и праведно судить в своем государстве?
Пойми, что если ты не прекратишь свои домогательства ко мне, сироте, лучше примет меня пучина реки сей, нежели послужу тебе на соблазн, да и сама заслужу поругание и поношение. Остановись и не думай больше обо мне». И многие другие разумные слова о целомудрии говорила ему Олга.
Внемлите, девицы, смыслу этих слов. Это достойное удивления начало благого доброумного юношеского целомудрия блаженной Олги, которая, еще не зная ни Бога, ни заповедей Его, обрела такую Божью благодать премудрости и чистоты. Подивился Игорь достойному мужа смыслу и благоразумию ее слов. И тут же отбросив юношеские мысли свои, молча со стыдом пересек реку, сохранив все это в себе до времени.
О княжении Игореве в Киеве
Когда великий князь Олег умер в Киеве, то избрали на великое княжение в Киев и в Великий Нов град и на всю Великую Росию великого князя Игоря, Рюрикова сына. Когда же пришло время жениться ему, и по его повелению стали искать ему невесту, и начался отбор, согласно обычаям государства и царской власти, то пренебрег он многими девицами и вспомнил дивную ту девицу Олгу, — которую видел своими глазами, мужественную и благообразную, и слышал из уст ее мудрые речи, и нрав ее целомудренный видел, — и послал за нею бояр своих. Они же привели ее с честью, и так была она сочетана ему браком.
О войне Игоря с Греками
Великий же князь Игорь пошел войной на Греков и повоевал страны Финические, и Понту, и до Ираклия, и до Фафлегонской земли, и всю Никомидийскую землю, и много было побеждено греческих войск. И снова Игорь собрал большое войско и пошел на Греков. Царь же Коман, тесть царя Констянтина Багрянородного, сына Премудрого царя Лва, послал к Игорю посольство из лучших бояр своих и упросил Игоря, и начал давать ему дань больше, чем раньше давал Олегу. И взял дань Игорь, и возвратился от Дуная в Киев, и жил мирно. И родился ему сын Святослав от той блаженной Олги. И так, самодержествуя, мир имел со всеми странами.
Об убиении Игоря Древлянами
В какое-то время отложились Древляне от государства Игорева. Выступил он, чтобы смирить Древлян и удвоить им дань. Потом отпустил людей своих в Киев, оставшись с немногими людьми.
Древляне же с князем своим по имени Мал замыслили злое, рассуждая между собой так: «Это ведь наследник, давайте убьем его, а супругу его, премудрую Олгу, выдадим за нашего князя, а с сыном его сделаем, что захотим, и освободимся от великой дани, и все будет наше».
И убили его вне града Коростены, близ Старой Русы. Там же он и погребен был.
Продолжение следует