В предыдущей заметке я мимоходом сравнил нынешнее единоверческое движение в Русской Православной Церкви с тайным орденом. Отдельные комментаторы в соцсетях не поняли эту аналогию, тезис нуждается в разъяснении: тайный, допустим, монах является тайным не потому, что скрывает свое существование (избегает государственных документов и прячется от посторонних глаз), а потому, что делает тайну из своей монашеской сущности, пряча ее от посторонних, в частности, прикрываясь светской профессией и именем, данным при рождении, не в постриге.
Соседский дядя Костя может быть тайным отцом Киприаном, и это информация — не для всех. Хотя наличие соседа — очевидно, пока он жив.
Тайная организация — не только та, о которой ничего не известно, но и та, истинный смысл которой не конгруэнтен с внешними формами и юридическим статусом.
Например, под видом клуба йоги может существовать оккультная секта, под вывеской магазина — подпольное казино, под флагом политической партии — ячейка боевиков и т.п. Есть ли такие явления в церковной области? Сколько угодно: виртуальные религиозные общины регистрируются ради борьбы за недвижимость, восточные духовные практики «продаются» под видом тренингов личностного роста… Все обман, все мечта, все не то, чем кажется (Гоголь).
Наше время — век имитаций и несоответствий, виртуальности, духовной фальши и кривых зеркал. Таковы правила игры постмодернистского и постхристианского мира. Но при чем тут единоверцы? Притом. Это «тайная организация» не потому, что шибко законспирирована, казус в том, что они существуют без статуса и структуры. Де-юре единоверия как учреждения нет. Вообще нет. Его существование признается лишь условно и ситуативно, это лицо без гражданства, без документов и без прав, без QR-кода и СНИЛС. Но оно есть. А что именно есть?
Сейчас это дисперсная, аморфная, никем не признанная сеть (блокчейн?) приходов, семей, единомышленников из клира и мирян. Главная тайна единоверия — его мощный потенциал, который будет мобилизован, когда придет время. Это движение, не проявившее пока себя в полной мере, но уже привлекшее, несмотря на известное противодействие изнутри и дискредитацию извне, духовные силы верующего русского народа.
Можно назвать это орденом, можно — партией, движением, группой, хоть английским клубом, хоть масонской ложей, все это будет только приближением, но не раскрытием. Явление существует, но пока оно никак не оформлено, к нему неприменимы обычные критерии организации или движения, поэтому аналогий может быть сколько угодно, ни одна из них не будет полной.
У этого войска нет ни флага, ни устава (проект положения о старообрядных приходах был кем-то зарублен), ни ясных канонических оснований существования и гарантий его продолжения в будущем. Единственный административный орган, осуществляющий управление «делами старообрядных приходов» — это одноименная комиссия при Отделе внешних (!) связей РПЦ. Как будто на дворе XIX век, и единоверцев рассматривают как «внешних» по отношению к Церкви, как одно из старообрядческих согласий.
Такое чувство, что чьи-то невидимые руки (еще какого-то «тайного ордена»?) властно и планомерно все постперестроечные годы перекрывали возможности для притока к лояльным Патриарху староверам собственности, людей, ресурсов, для придания этому течению новых импульсов к развитию и перспектив роста. Взять Москву: ни в одном бывшем единоверческом храме не идут службы по древнему чину. Там, где они сегодня совершаются, все может в одночасье измениться с приходом нового поколения настоятелей.
Даже общепринятое самоназвание — это исторически устаревший псевдоним, уже единожды отринутый (в 1912 году, на Первом съезде). Преемство старообрядного движения с дореволюционным единоверием есть, но тождества ситуации нет буквально ни в чем. Изменения очевидны. Цель переманивать староверов в господствующее исповедание отменена, никаких формальных препятствий для двуперстной молитвы нет, старый обряд официально «равен» новому, патриархи в дониконовских куколях один за другим делают заявления о красоте древлеправославного пения и истинности книг иосифовской печати… Десятки местных архиереев, в том числе члены Синода, с симпатией и вниманием относятся к единоверцам, возглавляют литургии у них, но… до сих пор лишь у епископа Южноамериканского Иоанна духовное попечение о старообрядцах (в лоне РПЦЗ) зафиксировано официально. В действующем уставе Патриахии — ни слова о старом обряде.
Кстати, на днях (18/5 ноября) в РПЦ праздновалась память свв. отцов Поместного Собора 1917–1918 годов, и в 3-й песне канона на утрени молились: «О, священномучениче Симоне [епископ Охтенский, первый старообрядный архиерей поставления патриарха Тихона], благолепия древняго ревнителю, единоверия друже и единства Церкве Русския поборниче! Дерзновенною твоею молитвою, яко друг Христов, раны церковныя уврачуй». А не является ли «раной церковной», достаточно свежей, фактическое забвение постановлений того самого собора о единоверии?
Епископат единоверцев уничтожен к 1937 году, а соборные решения о нем растоптаны при Иосифе Сталине. Разберем этот вопрос в следующий раз.
Автор: Василий Клинцов
это дисперсная, аморфная, никем не признанная сеть (блокчейн?) приходов, семей, единомышленников из клира и мирян.
Не вем, что есть блокчейн, но скорее максимум что есть — это некая совокупность условно объединенных под одним термином общин или даже групп. Сети как таковой не просматривается, как и организации. Может у части групп ориентированных на молодежь, такая сеть и налаживается. Но виртуальная сеть и реальная община на периферии это большие разницы.
Такое чувство, что чьи-то невидимые руки (еще какого-то «тайного ордена»?) властно и планомерно все постперестроечные годы перекрывали возможности для притока к лояльным Патриарху староверам собственности, людей, ресурсов
как человек, много лет и нервов потративший на бесплодные попытки организации такого прихода — и потерпевший абсолютное поражение ответственно имею заявить —
никаких тайных р ук нет.
Есть обычная неорганизованность.
Хотелось бы паки напомнить уважаемым участником фразу из Михаила Иларионыча — Россия не одна Москва.
Хотелось бы чтобы сия фраза как-то дошла до сознания того, что все мерить мерой столичной интеллигенции и интернет-сообществ это во многом путь бесплодный
Кто Вы, и о какой местности идет речь?
бывший староста одной из неудавшихся общин. Ответил бы в личку во всех подробностях, но функция эта кажется здесь не предусмотрена
Да здесь и не требуется. Мой адрес ioannm@yandex.ru
Я очень заинтересован в подробной информации. Это моя работа. Мне очень трудно представить себе, что Вы затратили «много лет» на организацию единоверческого прихода, а я об этом ничего не знал. При всех известных проблемах сегодняшнего единоверия, большинство (не все!) местных неудач возникли именно из беспомощности местных общин. А если не обращались за помощью в Комиссию, то кто же виноват?
конечно от беспомощности общин, а не от существования какой-то мифической таинственной руки, препятствующей глобальному возрождению и т. п.
Никакой мистификации
Образование во все времена занимало важное полоса в общественной жизни. Первые университеты и колледжи развивали науку, влияли на социальные процессы и давали свидетельство в живот талантливым людям. Роль образования в современном обществе крайне высока. Некоторый учёные и эксперты сходятся во мнении, сколько справиться с этими вопросами можно с помощью образования. http://pokatili.ru/f/viewtopic.php?f=10&t=48940
К точным наукам принято считать математику, физику, химию, информатику, а также некоторые разделы биологии. Всетаки формальные науки — точные, около этом естественные науки, будучи в значительной части своих разделов точными, формальными не являются. Ныне науки принято разделять на гуманитарные, общественные, естественные и технические. Также существуют точные науки, к которым относят математику, физику, химию. Якобы правильно составить дипломную, курсовую работу и реферат: строение студенческих работ, объем и количество. Курсовая, реферат, доклад, дипломная занятие: основные отличия.
Не знаю автора. Скорее всего употреблен псевдоним. Но «нимало вопреки глаголю». Всё изложено верно.
Тоже согласен с большинством тезисов. Причём это уже второй текст автора о Единоверии. Жаль, что человек выступает анонимно.
[url=https://hydraclubbiok7njonion.com/]Hydraruzxpnew4af[/url] — самая крупная торговая онлайн-площадка в сети,
где каждый найдёт для себя нужный товар.
Это официальный сайт Гидра от Администрации проекта, работающий на всей территории СНГ и не требующий TOR-соединения.
[url=https://hydraclubbiok7njonion.com/]Гидра вход и ссылка[/url]
[url=https://hydraclubbiok7njonion.com/]Гидра[/url]