Закончился 2020 юбилейный год, многое, из намеченного к 400-летию священномученика протопопа Аввакума, из-за карантинных мер было перенесено на текущий 2021 год. Отсрочилась и публикация книги о старообрядческих святых, которую написал протоиерей Вадим Коровин. С ним мы сегодня и побеседуем об этой книге.
***
Уже давно новообрядцы запустили в общественное сознание миф о том, будто у староверов после раскола XVII века не осталось никакой благодати, поэтому-де нет ни одного святого в чине преподобного или праведного, а только одни казненные за «раскол». А у них, никониан, «и Матронушка, и Серафимушка, и оптинские батюшки, и т. д.» Это заблуждение все больше тиражируется из года в год. Поэтому я давно вынашивал идею о составлении древлеправославного патерика. Практически же первые подступы к этой работе были сделаны три года назад, с тех пор работа продолжалась с некоторыми перерывами. В преддверии же 400-летия святого священномученика Аввакума, владыка Корнилий поручил мне составить книгу житий наших святых, живших после раскола. Написание этого труда завершено осенью прошлого года, и сейчас Митрополия готовится к его изданию.
Мне было поручено включить в книгу жизнеописания всех тех святых, которые изображены на юбилейной иконе «Собор древлеправославных святых». Это более 80 мучеников, исповедников, преподобных, праведных, уродивых Христа ради. То есть книга должна была стать и мартирологом, и патериком одновременно. В первоначальные мои планы входил только патерик, ибо жития мучеников за веру уже описаны ранее. Однако данная книга предназначена для тех, кто мало знает и о мучениках наших, и о святителях и преподобных, рассчитана на широкий круг читателей, в том числе и не старообрядцев, потому решено включить в нее и мученические жития.
Что касается преподобного отрока-схимника Боголепа Черноярского, то его имя дано мне Митрополией в списке тех святых, которые должны быть на иконе и в книге. Некоторые почему-то выражают свое удивление размещением его жития на сайте Митрополии, но имя этого святого давно уже присутствует в нашем календаре, и никакого возмущения этот факт до сего дня не вызывал.
Если требовать для всех святых какой-то канонизации, можно вычеркнуть из святцев, наверное, 99 процентов имен. Канонизация — обычай римской церкви, она проводится в несколько этапов, первый из которых называется беатификацией. Почему-то «беатификацию» никто не требует у нас… В древней Церкви признание святости тех ли иных людей происходило из местного народного их почитания. И многие как греческие и римские, так и русские святые не проходили никакой процедуры канонизации, но в течение многих столетий прославляются в Церкви. Тенденция к сомнениям в адрес древних святых ярко проявилась в римской церкви, а потом и у никониан. Надеюсь, нас стремление «разжалования из святых» не коснется.
При житиях святых в данной книге помещаются либо краткие молитвословия (тропари, кондаки, икосы), либо целые молебные каноны.
Есть и те, и другие. Авторство их разное. Есть каноны, составленные преосвященнейшим Иннокентием, митрополитом Белокриницким, священноиноком Симеоном (Дурасовым), Димитрием Урушевым…
Насколько мне известно, макет книги еще не готов, но предварительно объем ее оценили примерно в 600 страниц (такого же формата, как недавно выпущенный том творений святителя Геронтия Петроградского, то есть энциклопедического формата). Планируются и цветные, и черно-белые иллюстрации. Поскольку версткой книги я не занимаюсь, точнее сказать не могу. Тираж тоже определяю не я. По-видимому, он будет зависеть от финансовых возможностей Митрополии.
Будем надеяться, что Господь поможет, и такая презентация состоится.
На меня очень большое влияние оказало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Я его прочел, как говорится, «запоем» в юности, когда передо мной стоял выбор веры: быть в никонианстве или покреститься в «старой вере». А из более позднего периода своей биографии я бы выделил свое восхищение житиями преподобномученика Епифания Соловецкого (соузника Аввакума) и преподобного Иова Льговского, который чудесами сравним со славным угодником Божиим Сергием Радонежским… И, конечно, житие преподобноисповедника Серапиона, Черемшанского чудотворца.
Комментариев пока нет