Детские и юношеские годы будущего епископа
7 июня — день преставления святителя Геронтия, епископа Петроградского и Тверского. Написать о святителе Геронтии меня побудила, найденная в моем домашнем архиве его фотография с надписью: «25 мая (с.ст.) 1951 года преставился епископ Тверской и Петроградский Геронтий. Был помощником архиепископа Иринарха (Парфёнова) Московского и вся Руси.»
Будущий епископ Геронтий (в миру – Григорий Лакомкин), родился 1 августа 1872 году в селе Золотилово Вичугского уезда Ивановской губернии, в семье старообрядческого священника Иоанна Лакомкина, до принятия сана служившего конторщиком на фабрике в селе Б. Яковлевском Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне это город Приволжск Ивановской области) у купца — беспоповца С. Д. Сидорова.
Однако приход был бедным, и семья священника занималась крестьянским трудом. В семье было трое детей: сыновья Георгий и Григорий, и младшая в семье дочь Варвара. Отец Иоанн с юности страдал чахоткой; лечить же такие недуги в те времена не представлялось возможным. От очередного приступа чахотки отец Иоанн скончался, на тот момент Григорию было лишь 15 лет. Тогда односельчане избрали на место упокоившегося о. Иоанна его старшего сына – Георгия, которому на тот момент шел 21- й год. Несмотря на юность, он пользовался авторитетом, и вскоре был рукоположен во священство.
А на семью о. Иоанна с этого момента легли особенно тяжкие крестьянские заботы. В этих условиях Григорий с особым усердием прибегал к церковному чтению, стремился приобрести духовные знания, много читал св. книг. Известно, что он не обладал сильным голосом и хотел заниматься рисованием, к чему имел очевидный талант, однако по настоянию брата стал всё же изучать церковное пение. Учёба шла успешно. Он получил домашнее образование, много трудился, даже обучал соседских детишек церковному чтению и пению.
Семья
Когда настала пора жениться, мать и брат сами нашли невесту, и хотя Григорий желал жениться на другой девушке, он покорился воле старших. В 1896 году Григорий женился на Анне Дмитриевне Печневой. Брак оказался удачным. «Когда был совершён брак, чин венчания, то у сочетавшихся оказалась какая-то особая, неописуемая любовь, каковая была неизменна до смерти» — пишет святитель Геронтий в своих воспоминаниях. В семье Лакомкиных было двое сыновей – Геннадий и Анатолий.
В ноябре 1899 года Григория Ивановича призвали на военную службу. Первый год во время строевой службы Григория Ивановича осуждали за отказ петь песни и есть мясо в посты, считая это уклонением от службы. На второй год его определили в канцелярию писарем. Отстаивая в спорах свою веру, Григорий Иванович был вместе с тем дружен с окружающими и всеми уважаем. Он привёл в порядок архив Старорусского полка, копившийся более 200 лет, и получил благодарность.
По окончании военной службы на отлично выдержал экзамен на заурядного военного чиновника, и окончательно вернулся домой. Помогал брату — священнику, воспитывал с женой его сирот. Также, он являлся уставщиком в храме в родном селе. 14 мая 1906 года Григорий был возведен в диаконский сан, с 21 мая 1906 стал иереем, настоятелем церкви в селе Стрельниково Костромской губернии. Однако он получил очень сложный приход, многие верующие были подвержены пьянству. О. Григорий был очень энергичным пастырем, за шесть лет его настоятельства был перестроен храм, основана богадельня.
Предметом особого внимания епископа Геронтия везде и всегда были вопросы духовного образования. Им было выстроено здание особого старообрядческого училища с четырёхлетним обучением (о. Григорий преподавал в нём Закон Божий и основы богослужения). Под его руководством была создана школа крюкового (знаменного и демественного) пения для детей, в которой воспитаны более двух десятков учителей пения. Хор прихода в селе Стрельниково приобрёл широкую известность в старообрядческой среде. В 1911 году в приходе было учреждено общество трезвости.
Однако Господь уготовил о. Григорию путь сугубого служения Церкви. 17 сентября 1908 г., на 36 году жизни, о. Григорий овдовел, на руках его остались сиротами два малолетних сына — Геннадий трех лет и Анатолий в возрасте полутора лет. Через три месяца умер и младший сын. И о. Григорий со смирением и покорностью принял от Господа сей тяжкий крест, он не только не падал духом, но, как добрый и любящий Церковь Христову пастырь, всего себя отдал дальнейшему служению Церкви.
Служение Церкви
Молва о духовных подвигах костромского священника распространялась все шире и шире; достигла даже и столичного Петербурга. В 1911 г. о. Григорий был выдвинут в кандидаты на принятие епископского сана от вдовствовавшей на тот момент Петроградско-Тверской епархии. Он же, по смирению своему будучи совершенно уверен в своей духовной малоопытности (к этому времени он служил во священном сане всего-то пять лет), зная свое слабое здоровье и великое множество незавершенных приходских дел, решительно и категорически отказывался.
Однако представители Петербургской епархии, не удовлетворившись его отказами, известили его о том, что будут обращаться со своим ходатайством на Освященный Собор. Никакие доводы самого о. Григория, никакие просьбы его прихожан не устояли против Промысла Божия: Собор принял решение об избрании священноиерея Григория Лакомкина кандидатом во епископы на столичную Петроградско-Тверскую епархию.
11 марта 1912 г. в Успенском храме Громовского кладбища в Санкт-Петербурге при большом стечении молящихся старообрядческий преосвященнейший Иоанн, архиепископ Московский и всея Руси, в сослужении преосвященного Александра, епископа Рязанского и Егорьевского, рукоположил священноинока Геронтия во епископа Петроградско-Тверского. Одним из первых архипастырских решений новопоставленного архиерея становится строительство кафедрального собора. С присущей ему энергией он берется за дело, и вот, не прошло и трех лет, как в январе 1915 года в торжественном сослужении многочисленного духовенства и певцов епископ Геронтий совершил освящение кафедрального собора во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, построенного на Громовском старообрядческом кладбище в Петрограде.
В Псковской губернии епископом Геронтием был основан монастырь. Много внимания уделял образованию, открывал духовные школы и училища, в том числе при старообрядческих храмах. С епископом Геронтием часто советовались другие архиереи, его приглашали для помощи — с его участием и консультациями было построено, капитально отремонтировано и перестроено более пятнадцати храмов в других епархиях. Немало ему пришлось принимать участие в освящении вновь построенных храмов.
Сразу после октябрьской революции, в 1919 году епископ Геронтий был арестован, но не надолго. 5-6 сентября 1920 г. под председательством епископа Геронтия был проведен епархиальный съезд в г. Ржеве. В 1924 году епархиальный съезд в Петербурге, в частности, по поводу отношений и диалога с инославными. 23-24 августа 1920 г. в Ржеве при Покровском храме также прошел епархиальный съезд Петроградско-Тверской епархии, на котором присутствовало 40 делегатов от приходов. Председательствовал епископ Геронтий.
В 1932 году архиерейская деятельность епископа Петроградско-Тверского Геронтия была прервана неожиданным арестом. По постановлению коллегии ОГПУ Ленинградской области 13 апреля был арестован епископ Геронтий, а так же многие прихожане и все духовенство епархиального центра в Ленинграде. Проведя 9 месяцев в тюрьмах Ленинграда, в ноябре 1932 г. 60-летний епископ Геронтий получает приговор по 58 статье: десять лет концлагеря. Его этапом направляют на Север.
Тяжелая работа, холодные бараки, уголовники, немилостивая администрация, смерть на каждом шагу. Остается удивляться его духовной стойкости. За все десять лет, проведенных им в лагерях, он ни разу не вкусил мяса, не нарушил установленных церковным уставом постных дней, хотя голод временами был столь жестоким, что сводил в могилу многих прежде здоровых людей. От недоедания у владыки Геронтия началась и несколько раз сильно обострялась цинга, распухали ноги. Но он по-прежнему держал строгий пост. Во время заключения он работал санитаром, был дневальным и старостой в бараке, долгое время занимался изготовлением хвойного кваса,
Его твердая вера, терпение, принципиальность и трудолюбие (несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье), поистине безграничный оптимизм и неиссякаемую любовь к окружающим снискали ему уважение и со стороны соузников, и в глазах начальства. И в условиях ГУЛАГа архипастырь не прекращал свою апостольскую миссию. Все годы, проведенные в лагерях, он тайно сохранял Святые Дары, причащался сам, напутствовал других. Он старался не упустить любую возможность обратить ко Христу кого-либо из заключенных, а иногда и начальственный персонал; из-за этого ему неоднократно приходилось и пострадать.
Все это он с Божией помощью смог вынести. Со смирением и верою в Бога он преодолел эти страшные десять лет. 4 июля 1942 г. епископ Геронтий был освобожден из заключения и направился в Кострому. В это время Ленинград – бывший епархиальный центр его епархии – еще находился во вражеской блокаде, а значительная часть территории Ленинградской и Тверской епархии — в оккупации, и епископ Геронтий мог узнать, что сталось с его паствой только когда была прорвана блокада. В начале 30-х годов епархия насчитывала около 25 приходов, а к 1945 году из них чудом сохранился (и оставался действующим) единственный Покровский храм в г. Ржеве.
Из более четырех десятков довоенных священнослужителей — в живых остались лишь четверо, включая и его самого, чудом уцелевшего. За те десять лет, которые епископ Геронтий провел в лагерях, бывшая его Петроградско-Тверская старообрядческая епархия практически перестала существовать. В этой обстановке Московская старообрядческая Архиепископия приняла решение поручить епископу Геронтию в управление Ярославско-Костромскую епархию. А вскоре, в 1943 году, архиепископ Иринарх привлек владыку Геронтия своим помощником. С этого времени епископ Геронтий переехал в Москву и до конца своих дней постоянно проживал при Рогожском кладбище.
Теперь предметом его повседневных забот стало устроение церковной жизни, порушенной в 30-е и 40-е годы. Епископ Геронтий посещал разные приходы, решал вопросы организационного и частного плана. Более того, теперь он – 70-летний старец, больной человек, по собственной инициативе каждую свою поездку сопровождал подробным собственноручным отчетом на имя архиепископа. А все время, свободное от поездок и богослужений, он посвятил написанию воспоминаний и работ по различным вопросам церковной жизни.
Весьма уникальными являются его воспоминания о годах, проведенных им в сталинских лагерях, «десятилетии вне свободы». Эти подробные воспоминания были написаны владыкой Геронтием в конце 40-х — тогда, когда люди боялись даже шепотом упоминать о подобном. С 1945 по 1949 г. епископ Геронтий руководил изданием старообрядческого церковного календаря, который в этот период был очень ценным для послевоенных христиан. Как и раньше, он активно проповедовал. Главной чертой владыки как проповедника всегда являлись глубокая искренность и нелицемерная христианская любовь к своей пастве. Он никогда не писал заранее текстов своих проповедей – он просто решал для себя, о чем он будет говорить сегодня.
За 7 лет его служения при Покровском кафедральном соборе в Москве слушать проповеди владыки Геронтия приходили и приезжали из разных мест – и люди с образованием, и неграмотные, и инаковерующие, и сомневающиеся — и каждый находил в его словах важное именно для себя. В момент усиления болезни, в октябре 1950 года, епископ Геронтий составил и отредактировал текст своего Духовного завещания. Текст завещания хранили, переписывали и передавали друг другу, как великую реликвию.
В мае 1951 года в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище состоялось торжественное чествование епископа Геронтия – по случаю 45-летия его служения в священном сане. По окончании литургии сам высокопреосвященнейший Иринарх, архиепископ Московский и всея Руси, торжественно поздравил своего помощника, преосвященного епископа Геронтия, сказав слово, которое является прижизненной оценкой итогов деятельности епископа Геронтия.
Оценкой, тем более значимой, что прозвучала она из уст Предстоятеля старообрядческой Церкви. Епископ Геронтий лишь на неделю пережил этот свой юбилей. Он упокоился 7 июня 1951 г., и был погребен на архиерейских могилах Рогожского кладбища.
Церковное прославление
В настоящее время наследие епископа Геронтия хранится в Москве в составе двух архивных фондов Архива старообрядческой Митрополии, общий объем которых составляет более 2000 единиц хранения. Его мемуары важны для нас как документы по церковной истории, а его отчеты о поездках ныне составляют яркую летопись церковной жизни послевоенного времени.
Но еще большая, наверное, часть его произведений, в первую очередь — эпистолярного жанра, должна быть признана утерянной, ибо многие его письма были написаны им собственноручно – без черновика или копии. И только счастливые случайности разного рода возвращают нам некоторые экземпляры из тысяч разлетевшихся по просторам России его архипастырских автографов. Ряд его малоизвестных произведений и писем старообрядческим исследователям удалось опубликовать. Однако даже те сведения о жизни и наследии епископа Геронтия, которые известны уже сегодня, вдохновили христиан поставить вопрос о его почитании, иже во святых.
Прошедший в июле 2007 года под председательством высокопреосвященнейшего Корнилия, митрополита Московского и всея Руси, епархиальный съезд Санкт-Петербургско-Тверской епархии благословил почитание епископа Геронтия как местночтимого святого. Но по воле Господа яркий церковный деятель, глубокий молитвенник, подвижник, исповедник, апологет и летописец одного из самых тяжелых периодов в истории Церкви оказался достоин всеобщего прославления.
Епископ Геронтий был канонизирован для всеобщего почитания в октябре 2012 года на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Комментариев пока нет