Ответ Древлеправославного Патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина, г. Москва) Предстоятелю Старообрядческой Белокриницкой Митрополии Древлеправославных христиан Митрополиту Леонтию (Изоту, г. Браила). Точная дата письма неизвестна, написано оно в дни Рождественского поста 2019–2020 года.
***
Благодать и Мир Вам да умножатся, дорогой Владыко Леонтий!
Взаимно приветствую Вашу Милость и желаю Вам душеполезного поста, по окончании же его с радостью духовной встретить боголепное Рожество Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа!
Благодарю Вас, Владыко, за Ваши добрые пожелания и слова в мой адрес. Спаси Христос! Видит Бог сердце мое, что я желаю Вам не меньших милостей и щедрот от Господа.
Благодарение Богу, что Ваш Собор пересмотрел решения предыдущего Собора относительно нашей иерархии и принятые ранее поспешные решения были отменены. Особенно отрадно узнать, что это было сделано после «длительных рассуждений». Это обстоятельство вселяет в нас надежду, что вопрос вами досконально изучен и решен полностью и более на повестку дня выноситься не будет, что, несомненно, является добрым знаком и крупным шагом на пути сближения между Русской Древлеправославной Церковью и Древлеправославной старообрядческой Церковью Белокриницкой иерархии. Хочу выразить надежду, что подобное решение будет принято и в отношении установленного чиноприема от нашей Церкви. Ведь миропомазанием в общение принимаются еретики или лица, крещеные мирянами, в силу неких обстоятельств. Но никакой ереси Русская Древлеправославная Церковь не содержит, что Вам, дорогой Владыко, прекрасно известно и вполне отражено в Вашем ко мне письме, преисполненном высокой христианской и братской любви. Иерархию же нашу ваш Собор также признал законной, следовательно, и действительными признал все совершаемые нами таинства, включая миропомазание. На нас самих не может, конечно же, повлиять изменение чиноприема в отношении наших христиан, ни в одну, ни в другую сторону, но взаимоотношения между нашими Церквями, несомненно, стоят в прямой зависимости от официальных решений каждой из сторон в отношении друг друга. Введение в церковный обиход миропомазания по отношению к нам не приближает заветного единства, но является шагом назад в наших взаимоотношениях. Между тем, двигаться по пути к духовному согласию — это наш выбор, наше неизменное желание, которое, как нам известно, разделят и Ваша Милость. Призываю Божью помощь в этом деле, чтобы Всемилосердый Господь открыл каждому из нас, что надлежит думать и как поступать для достижения названной цели, чтобы всё совершаемое нами было, прежде всего, угодно Богу.
Прежде чем ответить на заданные Вами в Вашем письме вопросы, дорогой Владыко, хочу выразить глубокое уважение к Вашей мудрости и проницательности. Из всего объема информации, изложенной в письме достопочтенного Владыки Корнилия относительно «Древлеправославной Архиепископии», Вы выбрали самое существенное — вопрос об архиерейской правоспособности покойного Епископа Евмения, которого в «ДА» считают единственным источником и устроителем их «иерархии».
Действительно, если Епископ Евмений на момент совершения им хиротония для «ДА» не имел епископского сана или как-то иначе был ограничен в иерархических полномочиях, то рассмотрение персональных дел прочих служителей «ДА» утрачивает всякий смысл, и необходимость тратить на это силы и время попросту отпадает.
Следует для начала сказать несколько слов о личности покойного Епископа Евмения. Это был добрый, скромный, искренний христианин, он, будучи еще мирянином, много потрудился для того, чтобы наши общины в Румынии смогли восстановить каноническое общение со священноначалием Русской Древлеправославной Церкви и получить своих постоянных священнослужителей из числа местных христиан. Но возраст Владыки, а также его природная мягкость и простодушие дали людям непорядочным возможность воспользоваться его авторитетом в своих порочных, разрушительных целях. Вняв духам обольстительным, он совершил то, что совершил. Эти своекорыстные и своевольные особы, не пощадив старческих седин, увлекли несчастного Владыку Евмения в Церковный раскол и на протяжении ряда лет прикрывали его именем все свои раскольничьи выходки и авантюры. Не сомневаемся, что и теперь, соединившись с РПСЦ на бумаге, они на деле будут продолжать вести совершенно независимую политику, не признавая авторитета церковных иерархов, манипулируя людьми и повсюду сея раздоры, что принесет еще свой нечестивый плод. Да, собственно, уже принесло, став камнем преткновения между обеими Митрополиями Белокриницкой иерархии.
Убежден, что я смогу показать Вам, что Епископ Евмений не имел законных оснований отделяться от священноначалия Русской Древлеправославной Церкви и не имел власти учреждать новую старообрядческую «иерархию», что и сам он впоследствии с сокрушением сердечным признал и умер в мире с нашей Церковью. Вечная ему память за все, что он сделал доброго для Христовой Церкви, и пусть будет милостив к нему Господь за совершенные им ошибки!
Поскольку из пространного письма достопочтенного Владыки Корнилия Вы особо выделили определенные пункты, как, по-видимому, наиболее значимые, то именно на пояснении этих пунктов я и сосредоточусь.
Цитата из письма Владыки Корнилия:
«Епископ Евмений (Тит) и священноинок Аполлинарий (Дубинин) отделились от РДЦ 16 декабря 1999 года, обвинив её руководство в ереси и канонических нарушениях, то есть руководствовались в своем отделении 31 Правилом св. Апостол и 15-м правилом Двукратного Собора. На момент отделения от РДЦ оба они были полноправными священнослужителями. После их отделения епископ Евмений (Тит) и священноинок Аполлинарий стали неподсудны руководителям РДЦ, согласно 3-му правилу 3-го Вселенского собора».
Это субъективная оценка. Всякий раскольник и еретик мнит себя правым и старается свое отделение обосновать правилами и цитатами из Священного Писания.
В данном же случае РПСЦ официально признает нашу Церковь православной, единой с ней по вере и ничем в вероисповедании от православия не отступающей, почему и стремится к соединению с нами: «Наши Церкви шли в одном направлении, но порознь. И сегодня у нас по-прежнему одна вера. Мы служим по одним книгам, молимся одними молитвами и почитаем святую древность. В основах православия мы по-прежнему едины. У нас одна древлеправославная вера, но две иерархии», — так сказано в обращении иерархов РПСЦ к нашей Церкви (март 2006 года).
Но прияв в общение «Древлеправославную Архиепископию», РПСЦ поставила себя в сложную ситуацию.
Если те, кто отпал от нас, православные, то РПСЦ не должно искать единения с нами, если же РПСЦ считает нас православными, то, в силу этого, должна признать, что наши обвинители не имели оснований к своему отходу от нас. Собственно, мы так и считаем.
Главным пунктом обвинений в адрес священноначалия Русской Древлеправославной Церкви раскольники обозначили лояльное отношение священноначалия к старообрядцам Белокриницкой иерархии. Теперь они передумали и сами признали законной Белокриницкую иерархию, сделав этим свои претензии к священноначалию нашей Церкви не имеющими смысла, следовательно, и отход по этим причинам от священноначалия неправильным.
3-правило III-го Вселенского Собора освобождает православных клириков и мирян от подчинения епископам-еретикам и делает суд еретиков над православными нетвердым. Но поскольку Русская Древлеправославная Церковь содержит веру во всем православную, что неоднократно свидетельствовали в своих обращениях к нам и Архиереи РПСЦ, значит, отпавшие от нас раскольники не могут оправдываться перед РПСЦ 3-м правилом III-го Вселенского Собора. Таким образом, отпавших от Церкви организаторов «Древлеправославной Архиепископии» запретили и извергли православные епископы, а не еретики, поэтому суд, который наши Соборы произнесли над отпавшими, имеет над ними полную силу.
Например, в самой РПСЦ в 2007 году произошел раздор.
Несколько клириков обвинили Митрополита Корнилия и Собор РПСЦ в ереси и разорвали с ними церковное общение. Собор РПСЦ не признал обвинения в ереси в свой адрес справедливыми и произвел над отошедшими клириками церковный суд. И этот церковный суд РПСЦ со своей точки зрения считает действительным, отошедших от нее — раскольниками. Хотя сами отошедшие уверены, что суд Собора РПСЦ над ними недействителен в силу всё того же 3-го правила III-го Вселенского Собора.
Таким образом, всё всегда зависит от точки зрения.
Итак, с нашей точки зрения, так называемая «Древлеправославная Архиепископия» основана незаконно, ее организаторы и лидеры осуждены церковным судом справедливо и отлучены от Церкви обоснованно.
Более же подробно я остановлюсь на этих вопросах в своих комментариях на нижеследующие пункты претензий к нашему церковному суду со стороны РПСЦ.
Цитата из письма Владыки Корнилия:
«Согласно Комиссии, суд над ними со стороны РДЦ ничтожен еще по следующим причинам:
- Правила Святой Церкви учат, что священника имеют право судить шесть епископов, седьмой — свой правящий архиерей, а епископа — 12 архиереев (Карфагенского соб. прав. 12 и др.). Известно, что на момент в РДЦ было шесть действующих архиереев, однако вместо шести суд был составлен из четырех архиереев. Постановления такого суда канонически ничтожны, так как отсутствовал кворум для извержения священника и епископа из сана».
Данный пункт достоин удивления.
Неужели автор не знает практики собственной Церкви?
Ведь сравнительно недавно, 17 октября 2008 года, Архиерейский суд РПСЦ изверг из сана епископа Германа (Савельева) (Вестник митрополии. №4. 2008. С. 6.). При этом в состав данного суда входило лишь пять архиереев, включая Предстоятеля РПСЦ достопочтенного Митрополита Корнилия. И никого данное решение не смутило и не смущает, но продолжает иметь силу до сих пор. Остается лишь с прискорбием констатировать наличие двойных стандартов у священноначалия РПСЦ. Когда выгодно, то решение имеет силу, когда невыгодно, то аналогичное решение ничтожно. Однако в истории самой Белокриницкой иерархии немало еще есть примеров, когда низлагались епископы, но, насколько нам известно, ни разу за всю ее историю суд над низлагаемыми епископами не производился 13 архиереями. Причем в основном по вполне объективным причинам, ввиду отсутствия в природе такого числа старообрядческих архиереев на момент принятия судебных решений.
Не так давно, 22 октября 2013 года, подобное решение принял и Собор Белокриницкой Митрополии, извергнув из епископского сана епископа Зугдидского и Колхидской низменности Антипия (Схулухия). В Соборе участвовало также не 13 епископов. И коль скоро, решения всех названных выше Соборов Белокриницкой иерархии не считаются ничтожными из-за «отсутствия кворума», то нет оснований считать лишь по этой причине ничтожными и постановления Соборов Русской Древлеправославной Церкви.
Цитата из письма Владыки Корнилия:
«2. Нет никаких доказательств того, что обвиняемые трижды были лично приглашены на суд в качестве обвиняемых через двух равностепенных им клириков, как того требуют церковные каноны (Св. Апостол прав. 74 и др.). Только после трех приглашений, отвергнутых подсудимыми, суд может производиться заочно. Однако о. Аполлинарий и еп. Евмений без трёх законных приглашений на суд в качестве обвиняемых были обвинены заочно, не имея возможности защищаться».
А какие у самого автора этого пункта есть доказательства того, что обвиняемых не приглашали?
Опять у автора лицемерный подход.
Епископа Евмения, значит, никто не приглашал на суд, а нас (тех, кто принимал судебные решения по делу Епископа Евмения и инока Аполлинария) Собор РПСЦ пригласил на суд, когда решил рассматривать дело Епископа Евмения?
Разве нам, как ответчикам, не должно быть по справедливости предоставлено право высказать свои аргументы?
Ведь, если меня, Патриарха Александра, обвиняют в том, что я произнес неправильный суд, то по правилу, упомянутому в рассматриваемом нами пункте, Архиереи РПСЦ должны были бы пригласить меня для разъяснений, как сказано: «Епископ, от людей вероятия достойных обвиняемый в чем либо, необходимо сам должен быть призван епископами».
Но нет, Собор РПСЦ фантастическим образом, не имея никакого обращения об апелляционном пересмотре дела ни от Епископа Евмения, ни от инока Аполлинария, не выслушав позицию наших архиереев, объявил о непризнании их решений, принятых по сугубо внутренним вопросам РДЦ.
Как это вообще возможно, когда ни наши епископы, ни упомянутые лица не находятся в каноническом подчинении РПСЦ?
Вторжение в границы другой поместной Церкви — это каноническое преступление, а вторжение в судебную практику другой конфессии — это уже каноническая нелепость. Но о пристрастности архиерейского суда в РПСЦ достаточно.
Теперь конкретно об обвинении.
На самом деле, сознательно или несознательно комиссия РПСЦ в данном случае распространяет ложную информацию. Предстоятель Церкви имеет право единолично призывать на Собор и церковный суд подчиненных ему Епископов, причем, посредством грамот, а не лично.
Об этом говорит 20-е правило Антиохийского Собора:
«Ради нужд церковных, и ради разрешения сомнительных случаев, за благо признано, быти в каждой области соборам епископов… и о сем да напоминает епархиальным епископам митрополит».
И 28-е правило Карфагенского Собора также усваивает Предстоятелю право единолично и посредством грамоты приглашать обвиняемого епископа своей области на суд:
«Аще кто из епископов подвергнется обвинению: обвинитель да представит дело к первенствующему в области, к которой принадлежит обвиняемый, и да не будет обвиняемый отчужден от общения, разве когда, быв призван к ответу грамотою, не явится в суд избранных судити его в назначенное время».
А 40-е правило Лаодикийского Собора говорит следующее:
«Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти, или вразумляться ко благоустроению церкви, и прочаго. Аще же пренебрежет таковый, то сам себе обвинит».
Естественно, что такие приглашения делались письменно, а не лично, что было бы невозможно для Предстоятеля ни в древности, ни теперь. Но в действительности я лично призывал Епископа Евмения на церковный суд, лично ездил для этого в Румынию. Трижды я посылал Епископу Евмению приглашения, и он трижды проигнорировал эти приглашения.
Вот как об этом сказано в Деяниях нашего Собора 2001 года:
«30 августа 2000 года в Архиепископию поступила телеграмма от епископа ЕВМЕНИЯ о том, что он считает свое участие в августовском Соборе 2000 года «яко не быша”… 8-9 октября 2000 года в г.Новозыбкове состоялось заседание Совета епископов Русской Древлеправославной Церкви, на котором было принято решение направить епископу ЕВМЕНИЮ и протоиерею ПОЛИЕКТУ Ефимову телеграммы с приглашением приехать в Новозыбков на Собор. Если бы они ответили согласием, Архиепископ созвал бы Собор. Ответа от епископа Евмения не последовало… 18 октября Архиепископ АЛЕКСАНДР вторично послал телеграммы епископу ЕВМЕНИЮ и протоиерею ПОЛИЕКТУ с приглашением на Собор. Все телеграммы посылались с уведомлением. Ответа от них не последовало… 8–12 февраля 2001 года Архиепископ АЛЕКСАНДР вместе с протоиереями МАКСИМОМ ЛЫШОВЫМ и НИКАНОРОМ КРЕЧЕТОВЫМ побывали в румынских древлеправославных приходах… Архиепископ АЛЕКСАНДР достиг договоренности с епископом ЕВМЕНИЕМ о том, что он, епископ ЕВМЕНИЙ, и все румынские древлеправославные священнослужители приедут в Новозыбков на Собор, который Владыко наметил созвать на неделе Сыропустной. 15 февраля 2001 года Архиепископ АЛЕКСАНДР послал епископу ЕВМЕНИЮ телеграмму, в которой приглашал его и всех румынских священнослужителей на Собор. Но епископ ЕВМЕНИЙ не приехал сам, заранее не известил других священнослужителей о предстоящем Соборе и известил телеграммой о своем отказе от участия в Соборе».
Итак, Епископу Евмению была предоставлена возможность защищаться, изложить свою позицию, но он от этого официально отказался.
Как видите, дорогой Владыка Леонтий, 74-е правило св. Апостолов нисколько не обвиняет нас, но напротив, доказывает нашу правоту, а не правоту наших обвинителей. Мной, церковным Предстоятелем, трижды был призываем Епископ Евмений и трижды не явился, более того, он отказался явиться, что дало основание для принятия решения о нем без его присутствия. Причем мы проявили к нему большое человеколюбие, ибо за учиненный раскол, вмешательство в дела древлеправославных общин, никогда к нему не имевших отношения, он мог быть извергнут из сана незамедлительно, согласно, например, 13-му правилу Антиохийского Собора, гласящему: «Ни который епископ да не дерзает из единыя епархии приходити в другую, ни поставляти кого либо в церкви ее для совершения священнослужения, ниже приводити с собою других, разве прибудет, быв призван граматами митрополита и сущих с ним епископов, в область которых приходит. Аще же никем не быв призван, вне порядка пойдет для рукоположения некоторых, и для устроения церковных дел до него не принадлежащих, то ВСЕ СОДЕЯННОЕ ИМ ДА БУДЕТ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ: и он, за бесчиние свое и за безрассудное начинание, да понесет приличное наказание, чрез НЕМЕДЛЕННОЕ извержение из своего чина святым собором».
Комиссия РПСЦ пишет, что нет никаких доказательств того, что Епископ Евмений был приглашен для судебного разбирательства. Возможно, у комиссии были бы эти доказательства, если бы она удосужилась для этого обратиться к нам, а не заниматься инсинуациями.
Цитата из письма Владыки Корнилия:
«3. В деяниях собора РДЦ 7-9 мая 2000 г. епископ Евмений называется лишенным сана и написано, что он не подлежит восстановлению в сане. Данное обстоятельство не может быть принято во внимание, так как на соборе РДЦ 16-19 августа 2000 г. он снова называется и признается епископом».
Действительно, в Деяниях нашего Собора 7-9 мая 2000 г. епископ Евмений называется лишенным сана.
Однако о том, что он не может быть восстановлен в сане, сказано не в форме постановления Собора, но лишь как изложение озвученного на Соборе мнения. Дословно в Деяниях сказано так:
«отмечалось на Соборе, — эти зачинщики раскола и незаконно рукоположивший Георгия Ефимова в сан священника бывший епископ Тульчинский Евмений не подлежат восстановлению в священнослужении».
При этом в качестве соборного определения данная точка зрения принята не была.
Поэтому, руководствуясь заверениями самого Епископа Евмения, о его искреннем раскаянии в содеянном расколе, следующий Собор, бывший 16-19 августа 2000 года, восстановил его в епископском сане, однако ему в качестве епитимии не было позволено свободно кого-либо хиротонисать. В Деяниях Собора об этом сказано так:
«Собор постановил, что в дальнейшем епископ Евмений не имеет права совершать хиротоний, если не получит на это благословения от правящего архиепископа Русской Древлеправославной Церкви».
Под Деяниями этого Собора Епископ Евмений поставил свою подпись, поэтому-то и невозможно признать законными все рукоположения, которые он впоследствии совершил без благословения своего Предстоятеля и вопреки подписанному им самими Соборному решению. Это и сам он впоследствии признал, когда окончательно разорвал свои связи с расколом.
Так, в своем покаянном письме от 17 марта 2006 года Епископ Евмений писал:
«Аз есьм во иноцех Евмений (Едоким Тит) еще раз обращаюсь ко священному Собору Русской Древлепрааславной Церкви и сознаю великое мое согрешение и даю сердечное покаяние. Что выхадил ис Церкви и выхадил в раскол. А еще хачю сказать, што я незаконно рукоположыл епикопа Дубина А.Г. инока Аполинария. Прошу сердечно праститя меня и не считать Дубина А.Г. епископом. И се его церковное действие считать безблагодатным и беззаконными».
А то, что рукоположение, совершенное ограниченным в правах епископом, признавать законным не следует, прекрасно известно и в РПСЦ.
Например, когда решался вопрос с Епископом Германом (Савельевым), то Архиерейский суд РПСЦ 17 октября 2008 года счел ничтожной совершенную им во время его отделения от Московской Митрополии хиротонию в епископы: «В связи с тем, что хиротония во епископы Внифантия Смольникова была совершена вопреки правилам Святой Церкви — поставление было единоличным (1 пр. св. Апостол), без Соборного определения, письменного согласия других епископов и воли митрополита (4 пр. I Всел. Собора, 13 пр. Карфагенского и 19 пр. Антиохийского), — считать хиротонию недействительной» (Вестник митрополии. №4. 2008. С. 6.). И таковой в РПСЦ эта хиротония считается до сего дня, что видно из образа принятия в РПСЦ Смольникова. Он был принят простым монахом, как об этом сказано в материалах январского Совета Митрополии 2012 года: «5.1. Совет Митрополии напоминает о решении, принятом Архиерейским Собором 17.10.2008 г., о непризнании епископской хиротонии Внифантия (Смольникова); 5.2. Совет Митрополии принимает инока Внифантия в лоно Церкви на основании его письменного покаяния».
Между тем в феврале этого года, как мы слышали, Совет Митрополии объявил Смольникова священноиноком, спустя 7 лет передумав и признав, видимо, его священническую хиротонию, совершенную Епископом Германом, даже несмотря на то, что Смольников, при возвращении в РПСЦ подписался под тем, что он простой инок, то есть отрекся от звания священника и от священства, соответственно, по 62-му правилу св. Апостол, более священником быть не может. Вы, Владыка, несомненно, помните, что из-за подобной подписки лишился некогда своего предстоятельства старообрядческий Архиепископ Московский Савватий (Левшин). Старообрядческий Архиерейский Собор в 1898 году устранил его от служения за нарушение указанного правила. Это пространное отступление о Смольникове я сделал для того, чтобы показать, насколько Собор РПСЦ, производящий суд над нашими решениями, сам следует церковным правилам.
Итак, Епископ Герман (Савельев) учинил церковный раскол, в расколе самовольно рукоположил епископа, и эта хиротония в РПСЦ отвергнута по той причине, что у Епископа Германа не было полномочий на совершение епископской хиротонии.
Епископ Евмений учинил раскол, совершил самовольную епископскую хиротонию нашим Собором ему не порученную и даже запрещенную, но она в РПСЦ признана. Опять на лицо очевидная непоследовательность и предвзятость Московской Митрополии.
Цитата из письма Владыки Корнилия:
«4. Правила, примененные для повторного лишения сана епископа Евмения 23 февраля 2001 г., например, 28 правило Карфагенского собора, 25 правило Св. Апостол и др., не имеют никакого отношения к обвинениям, выставленным против него, и таким образом данный суд явно показал себя пристрастным, потому и постановления его — нетверды».
На самом деле пристрастным является составитель этих пунктов, член различных комиссий РПСЦ Вадим Коровин.
Человек одиозный, сам незаконно усваивающий себе сан священника.
Защищая незаконную иерархию «Древлеправославной Архиепископии», Коровин старается защитить самого себя, поскольку сам он «рукоположен» в сан еще более беззаконным образом. Его интриги и сеяние раздоров очень хорошо известны во всей Древлеправославной Церкви.
20 лет назад он даже создал собственную секту — «Славяно-Грузинская Древлеправославная церковь». Она ничего не имела общего с братской нам Грузинской Древлеправославной Церковью. До этого, а также и через свою секту, он приложил много стараний к тому, чтобы усугубить разделение между вашими и нашими христианами. Даже если бы он был и законно рукоположен, то не должен был бы принят в РПСЦ в сущем сане, поскольку, будучи вождем своей секты, он более всех поносил Белокриницкую иерархию. Правило же св. Афанасия (Послание к Руфиниану) определяет:
«Бывшим предстателями нечестия, являти снисхождение кающимся, но не давати им места в клире».
Но о Коровине довольно.
Теперь о претензиях к нам в данном пункте. Все примененные нами к Епископу Евмению правила имеют самое прямое отношение к делу.
Наш Собор сделал об Епископе Евмении следующее постановление:
«23 февраля 2001 года в 11 часов по московскому времени Собор принял решение лишить епископа ЕВМЕНИЯ епископского сана на основании 28-го Правила Карфагенского Собора, 25-го Апостольского Правила, 14-го и 15-го Правил Двукратного Собора, 35-го Апостольского Правила и других».
Я приведу их в письме последовательно и Вы, Владыка, увидите, что суд нашего Собора над Епископом Евмением был объективен и справедлив:
А) 28 пр. Карфагенского Собора: «Аще кто из епископов подвергнется обвинению: обвинитель да представит дело к первенствующему в области, к которой принадлежит обвиняемый, и да не будет обвиняемый отчужден от общения, разве когда, быв призван к ответу грамотою, не явится в суд избранных судити его в назначенное время, то есть в течение месяца от того дня, в который, по дознанию, получена им грамота. Аще же представит истинные и необходимые причины, препятствовавшие ему явитися к ответу противу того, что на него представлено: то без предосуждения да имеет свободу к оправданию в течение другого месяца: но, по прошествии другого месяца, да не будет в общении, доколе не очистит себя доказательствами по делу. Аще же пред всецелый того лета собор явитися не восхощет, дабы, по крайней мере, тамо дело его окончено было: то имеет быти сужден, как произнесший приговор сам против себя».
В комментарии на 2-й пункт я указал, что данное правило имеет самое прямое отношение к делу и является одним из доказательств вины Епископа Евмения. Будучи мной приглашенным, он ОТКАЗАЛСЯ явиться на Собор, так он произнес приговор сам против себя.
Б) 25-е правило св. Апостол: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в воровстве обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного. Ибо Писание глаголет: не отмсти дважды за одно. Так же и прочие причетники».
Данное правило является сопутствующим прочим, применено оно не в том смысле, что Епископ Евмений согрешил блудом, или воровством. Нет, в этом он и не обвинялся. Правило состоит из двух частей. Первая определяет наказание за названные провинности, а вторая часть поясняет, что извержение не должно сопровождаться одновременно и отлучением. Именно в этом смысле данное правило и было применено к Епископу Евмению. Собор, зная, что Епископ Евмений находится под сильным моральным давлением лидеров раздора инока Аполлинария и Г.П. Ефимова, желал проявить максимальное к Владыке Евмению человеколюбие. Его извергли из сана, чтобы пресечь учреждение незаконной иерархии и распространение раздора, но, проявив терпение и сострадание к его старости и слабохарактерности, не отсекли от Церкви совершенно, сославшись именно на данное правило.
А то, что данное правило применимо не только относительно трех указанных в нем проступков, но и в отношении иных, подобных им, кроме оговоренных специальными правилами, сказано в комментарии Блаженнейшего Патриарха Феодора Вальсамона: «Не говори, что слова: не отомстиши дважды за едино — относятся к каждому извергаемому за что бы то ни было. Ибо удостоиваемые священства по ходатайству властей или за деньги — и извергаются, и отлучаются, как говорят 29-е и 30-е Апостольския правила. Но говори, что слова сии относятся только к извергаемым за преступления, указанныя в настоящем правиле, и за другия подобныя». Вина Епископа Евмения (непослушание, раздорничество, вторжение в чужую епархию) не выделена правилами в качестве особого проступка, подобно симонии и рукоположению по указанию светской власти, следовательно, одновременно лишению сана не должно тотчас сопутствовать и отлучение от Церкви. Для подтверждения этого наш Собор и упомянул данное правило.
В) 14-е правило Двукратного Собора: «Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митрополита, прежде соборного рассмотрения отступит от общения с ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в божественном тайнодействии: о таковом святый собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего митрополита, и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и ниже пресвитер да пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего митрополита». Об этом же говорит и следующее за ним 15-е правило. Ни в какой ереси меня Епископ Евмений не обвинил, но раскаявшись перед Собором в том, что незаконно отошел от священноначалия, покинув Собор, вскоре опять стал незаконно рукополагать, заявив, что отказывается от своей подписи под Деяниями Собора. Этими своими действиями Епископ Евмений произвел в Церкви смятение и раскол. Поэтому данные правила самым явным образом осуждают Епископа Евмения и его поступок. Не сомневаюсь, дорогой Владыка Леонтий, что Вы поступили бы с расколоучителями точно таким же образом, чтобы сохранить церковный мир и порядок.
Г) 35-е правило св. Апостол: «Епископ да не дерзает вне пределов своей епархии творить рукоположения в городах и в селах, ему не подчиненных. Если же обличен будет, как сотворивший сие без согласия имеющих в подчинении города оные и села: да будет извержен и он, и поставленный от него». И это правило нарушил Епископ Евмений. Мало того, что он преступил запрет Собора и вопреки соборному постановлению стал рукополагать, он еще и совершать это стал за пределами Румынской Епархии, чем подверг извержению из сана и себя, и тех, кого против правил рукоположил.
Таким образом, я вполне показал, что все примененные нашим Собором к Епископу Евмению церковные каноны были применены правильно. А то, что члены комиссии РПСЦ не усмотрели этого, говорит лишь о том, что они поверхностно ознакомились с ситуацией, подойдя к вопросу предвзято, полностью проигнорировав наше мнение и удовлетворившись лишь субъективными объяснениями представителей «Древлеправославной Архиепископии», а также сочинительствами ее одиозного апологета Вадима Коровина. Таким образом, я вполне показал, что все примененные нашим Собором к Епископу Евмению церковные каноны были применены правильно. А то, что члены комиссии РПСЦ не усмотрели этого, говорит лишь о том, что они поверхностно ознакомились с ситуацией, подойдя к вопросу предвзято, полностью проигнорировав наше мнение и удовлетворившись лишь субъективными объяснениями представителей «Древлеправославной Архиепископии», а также сочинительствами ее одиозного апологета Вадима Коровина.
Цитата из письма Владыки Корнилия:
«5. Кроме того, владыка Евмений похоронен в ограде церкви Василия Великого, принадлежащей РДЦ, в румынском селе Сарикёй. Погребение его было совершено по благословению владыки Александра священниками РДЦ, по чину погребения архиереев, что было бы невозможно, если бы он был действительно и законно лишён сана».
Здесь автор данного пункта показывает или свою полную некомпетентность, или намеренно пытается ввести в заблуждение архиереев РПСЦ и Вас, дорогой Владыка.
Как я уже указал выше, 17 марта 2006 года Епископ Евмений написал покаянное письмо на наш Собор. Собор с радостью принял кающегося старца и проявил к его сединам милосердие, вернув ему честь и седалище епископа.
В качестве образца для этого решения были взяты церковно-исторические примеры. В соборном постановлении 2006 года об этом сказано:
«Принимая во внимание искреннее, чистосердечное покаяние бывшего Тульчинского Епископа Евмения, а также его несомненные заслуги в деле восстановления священства у древлеправославных христиан Румынии, Архиереи Русской Древлеправославной Церкви, руководствуясь христианским человеколюбием и состраданием к падшим, постановили принять бывшего Тульчинского Епископа Евмения в лоно Русской Древлеправославной Церкви лишь с именем и честью Епископа, но без всякой действительной епископской власти, обосновывая своё решение постановлением I Вселенского Собора о мелетианской схизме: «Тогда как благодать Божья освободила Египет от пагубного учения и богохульства, и от тех людей, которые дерзали возбуждать распри и разделения в народе, примиренном свыше, оставалась еще в своей силе дерзость Мелетия и рукоположенных им. Извещаем вас, возлюбленные братья, и о том, что касательно этой секты Собор определил. По некоторой снисходительности к Мелетию (судя же строго, он не стоит никакого снисхождения), собор определил, чтобы Мелетий оставался в своем городе, но без права рукополагать, подавать голос при избрании епископов, являться с этою целию в селения и города, а сохранял бы только одно имя своего достоинства…. С Мелетием же так поступлено по причине высказанного с ним своевольства, его безрассуднаго и упорнаго нрава: не дано ему никакого права и власти, как человеку, который снова может произвести беспорядки» (Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996г. Т. 1. С. 83-84.)».
Прп. Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме, со ссылкой на свв. Отцов III-го Вселенского Собора, приводит еще один подобный случай, когда лишенному сана Епископа и по правилам недостойному снисхождения, но по великому человеколюбию возвращено было епископское имя и честь: «Евстафий, епископ Памфилии, подвергшись бедствиям и отрекшись по малодушию и недеятельности (от епископии), представил письменное отречение от епископии, и хотя там был рукоположен другой (на его место), но он после сего со слезами пришел к священному собору и не требовал себе возвращения церкви и не заводил о ней спора с получившим ее, но просил только пользоваться именем и честью епископа. Отцы собора, тронутые слезами и глубокою старостию Евстафия, и опасаясь, чтобы от чрезмерной печали с ним чего не случилось, признали справедливым, чтобы он имел имя епископа и честь и общение, так чтобы мог входить внутрь алтаря и приобщаться, но чтобы сам не священнодействовал и не рукополагал, если не будет позволено от местного епископа. А определено было сие святыми отцами не на основании церковных правил, а по благоусмотрению и необычайному снисхождению, как это ясно найдет внимательно читающий послание» (Е. 28). Точно так и наш Собор по благоусмотрению и необычайному снисхождению вернул иноку Евмению епископское имя и честь. Именно поэтому и ТОЛЬКО поэтому над ним после смерти было совершено архиерейское погребение и доныне он поминается как православный Архиерей. Поэтому данный пункт суждений комиссии РПСЦ также не соответствует действительности.
В заключение же своего письма хочу добавить, что весть о том, что РПСЦ вступила в общение с «Древлеправославной Архиепископией», нас и удивила, и огорчила.
Удивила, потому что всем известно, что данная группа откололась от нашей Церкви, но священноначалие РПСЦ, между тем, не удосужилось выяснить нашу позицию и аргументацию по данному вопросу.
Огорчила, потому что на протяжении ряда лет, предшествующих этой унии, мы, как нам думалось, понемногу, с трудом, но стали продвигаться по пути, ведущему к миру, к преодолению полуторавековой разобщенности.
Был решен ряд конфликтных ситуаций между РДЦ и РПСЦ, появились хотя бы редкие официальные контакты, стали обсуждаться спорные канонические и богословские проблемы, реализовываться некоторые совместные проекты в издательской деятельности. И сама атмосфера стала меняться, как нам кажется, в лучшую сторону.
Подписание же РПСЦ с «ДА» пакта о каноническом общении сделало почти бесперспективным наш диалог с РПСЦ.
До этого разногласия между нами заключались лишь в разной исторической оценке вопроса учреждения Белокриницкой иерархии, что, как мы надеялись, с Божьей помощью, можно было привести к единому знаменателю.
Теперь же ситуация кардинально изменилась, поскольку в отношении «Древлеправославной Архиепископии» у нас нет никаких сомнений и неоднозначных оценок, для нас это организация однозначно сектантская, незаконная, исторгнутая соборным судом из церковной ограды.
Рассматривать даже в перспективе каноническое общение с этой структурой мы не можем, с кем бы она ни объединялась, какие бы не примеряла на себя маски, как бы не меняла свои названия. Впрочем, мы однозначно не закрываем для членов «ДА» дверь в Церковь, всякий из раскольников частным порядком всегда может, вразумившись, отвергнуть раскол и примириться с Церковью на основании канонических правил. Но, коль скоро, сейчас эти раскольники, с сохранением своей структуры и своего негативного отношения к нашей Церкви, продолжая сеять среди наших христиан церковный раскол, находятся с РПСЦ в церковном общении, для нас диалог об обретении единства с РПСЦ означает перспективу единства с раскольнической «ДА», что, как я уже написал, для нас немыслимо ни при каких обстоятельствах.
Надеюсь, достопочтенный Владыка, что я вполне ответил на Ваши вопросы и этот мой пространный ответ поможет Вашему Боголюбию принять верное, мудрое, богоугодное решение, которое сможет способствовать еще большему укреплению дружелюбных отношений между нами и началу полноценного, плодотворного диалога, который, по милости Божией, мог бы привести в перспективе к упразднению полуторавекового разделения между нашими христианами.
Пусть всемилостивый Господь укрепит Вас телесно и духовно на нелегкой ниве архипасторства и поможет в этом трудном и важном служении по молитвам Пречистой Его Матери Пресвятой Богородицы и молитвенным предстательством всех Его святых угодников!
Всегда с благим о Вас,
достопочтенный Владыка,
помыслом и братской к Вам любовью во Христе Исусе,
Божией милостью,
Древлеправославный Патриарх
Московский и всея Руси
АЛЕКСАНДР
Источник: raoc.info
После прочтения данного материала можно сказать что вся РДЦ совсем не каноничная организация. Признавать «ДА» со стороны РПСЦ не до конца обдуманное решение.
«До этого разногласия между нами заключались лишь в разной исторической оценке вопроса учреждения Белокриницкой иерархии» — и всего то, а поставление древльнеправоверьнаго священоначалия?
И глава церкви у РДЦ архиепископ Аристарх, а совсем не Христос! Скажете, это тоже не ересь?
Это цитата, неудачная, конечно, но именно цитата. И это не ересь, конечно же. А вот поддержка язычника Щетинина со стороны Ефимовых это именно поддержка язычества) И если Аристарх и РДЦ отказались от этой цитаты, то Ефимовы не отказались от поддержки Щетинина. Кстати, РДЦ первые обратили внимание, что это секта, а сейчас это нашло и официальное подтверждение со стороны властей РФ.
«Главным пунктом обвинений в адрес священноначалия Русской Древлеправославной Церкви раскольники обозначили лояльное отношение священноначалия к старообрядцам Белокриницкой иерархии. » Это не так. Главный пункт это заявление архиепископа Аристарха — «По догматике РДЦ идентична Русской православной церкви, отличаясь от неё прежде всего сохранением древней обрядности.» Разве это не ересь? Этим заявлением архиепископ Аристарх разве не впал в ересь? https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2291911564268471&set=pcb.2291911957601765&type=3&theater
Вот ответ собора РДЦ 2006 года об этом Восьмой вопрос: «Изъять из регистрационных документов пункт как несоответствующий действительности утверждающий, что “по догматике РДЦ идентична Русской православной церкви, отличаясь от нее прежде всего сохранением древней обрядности».
Указанный пункт является фрагментом цитаты из энциклопедической статьи “Русская Древлеправославная Церковь”[8], которая была приведена в упомянутой выше «Краткой исторической справке о Русской Древлеправославной Церкви», входящей в пакет регистрационных документов Древлеправославной Церкви как юридического лица, а также в пакет типовых регистрационных документов древлеправославного Прихода. Данный пункт не соответствует действительности, поскольку Древлеправославная Церковь, помимо сохранения древнего литургического Предания, имеет и ряд догматических отличий от Греко-российской новообрядческой церкви. Так, например, древлеправославные христиане верят, что Большой Московский собор 1666-67 гг., предав проклятию древнее литургическое Предание Церкви, сам подпал под клятву Седьмого Вселенского Собора, вследствие чего Древлеправославная Церковь лишилась православных епископов и в течение двухсот пятидесяти шести лет пребывала в состоянии вдовства, окормляемая бегствующим от ереси духовенством. В свою очередь, новообрядцы считают невозможным сам факт отпадения от Православия одновременно всех без исключения епископов, и на этом лишь основании многие из них почитают Деяния собора 1666-67 гг. законными, исповедуя, таким образом, догмат непогрешимости епископата в вопросах веры. Не рассматривая аргументов, приводимых обычно каждой из сторон в защиту своей позиции, Собор лишь констатирует явную разницу в экклесиологии и учении о церковной иерархии у древлеправославных христиан и у новообрядцев.
Рассматриваемый нами пункт был изъят из регистрационных документов в 2000 году. http://ancient-orthodoxy.narod.ru/doc/2006.htm
Далее, скажи пожалуйста, ДО момента своего отделения от РДЦ, Ефимовы и Ко ПИСЬМЕННО обращались к Аристарху и другим епископам РДЦ с просьбой разъяснить это положение? Где ПЕРЕПИСКА по этому поводу между Аполлинарием, Ефимовым с одной стороны и Аристархом и Архиепископией с другой стороны? Каноническое право ТРЕБУЕТ Соборного рассмотрения обвинения. Вчитайся в 15-е правило Двукратного Собора: «Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений. » Т.е. Собор требует СОБОРНОГО рассмотрения обвинения в ереси конкретного епископа. Вопросы: требовали ли Аполлинарий и Ефимовы созыва Собора и рассмотрения на нём конкретного вопроса? Отказывал ли в этом им Аристарх и Архиепископия? Исходя из открытых источников, никаких письменных требований Собора не было, никаких призывов ПИСЬМЕННЫХ внести корректировку в вышеозначенную цитату не было. Из этого делается однозначный вывод — данная некорректная цитата была лишь поводом. Если есть документы — переписка 1999 года, опровергающие эти тезисы, то приведи их здесь.
«Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений. -» Где тут требование обвинить Соборно или созвать Собор? Паки смотри — «таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным.»
Не смотря на типичное для РДЦ многословие, аргументация выглядит весомо. Так что же на самом деле? Непрофессионализм или ангажированность комиссии? Да и позиция Собора РПСЦ вначале была неоднозначной. Или подспудно сказалась месть за поражение РПСЦ в Бурятии? ( возьмем хоть частично реванш в Краснодарском крае). Или что то другое? В любом случае это не способствует смягчению взаимоотношений с Браильской Митрополией накануне юбилейных мероприятий, а РДЦ, пользуясь моментом, как уж перед ней стелется! Кстати, может кто то вкратце просветит в истории приходов РДЦ в Румынии?
zavoljskii:
Не смотря на типичное для РДЦ многословие, аргументация выглядит весомо. Так что же на самом деле? Непрофессионализм или ангажированность комиссии? Да и позиция Собора РПСЦ вначале была неоднозначной. Или подспудно сказалась месть за поражение РПСЦ в Бурятии? ( возьмем хоть частично реванш в Краснодарском крае). Или что то другое? В любом случае это не способствует смягчению взаимоотношений с Браильской Митрополией накануне юбилейных мероприятий, а РДЦ, пользуясь моментом, как уж перед ней стелется!
Ну что за выражение голубчик — «стелется».
«Какой вопрос такой ответ». Вы уж тогда напишите, что сначала Старообрядческая Белокриницкая Митрополия Древлеправославных христиан «стелилась» перед РДЦ, а уж РДЦ в ответ. Вам всё какие-то интриги видятся. По себе судите? Люди просто канонические вопросы разбирают.
Слово, согласен, вряд ли удачное, но Вы перечитайте повнимательнее письмо «голубчик». С румынской Митрополией готовы не только к дружелюбию, но и упразднению разделения! ( и происхождение Белокриницкой иерархии уже не вопрос, и Постановление Освященного Собора в г. Брэиле от 25.10.2018). А как же иначе! Брэила не только самодостаточна, но и пользуется господдержкой в Румынии. А вот что представляет собой горстка румынских приходов РДЦ ? Да и интриги в церковной политике еще никто не отменял.
zavoljskii
Слово, согласен, вряд ли удачное, но Вы перечитайте повнимательнее письмо «голубчик». С румынской Митрополией готовы не только к дружелюбию, но и упразднению разделения! ( и происхождение Белокриницкой иерархии уже не вопрос). А как же иначе! Браила не только самодостаточна, но и пользуется господдержкой в Румынии. А вот что представляет собой горстка румынских приходов РДЦ ? Да и интриги в церковной политике еще никто не отменял.
Ну вот и ладушки голубчик, что согласны. Может тогда и согласитесь, что в начале Старообрядческая Белокриницкая Митрополия Древлеправославных христиан «стелилась» перед РДЦ, а уж РДЦ в ответ. И продолжите тему дальше: какой РДЦ барыш от румынской господдержки Браилы?
Меня меньше всего интересует кто первым перед кем «стелился». Вообще то «комплекс маленького человека» (страны, Церкви, народа и т.п.) хорошо известен в истории, политике, литературе и описан в психологии. Не обижайтесь, но у РДЦ это периодически проявляется. Лучше бы ответили на мой вопрос о приходах в Румынии.
zavoljskii: Меня меньше всего интересует кто первым перед кем «стелился».
Вас интересует просто — кто «стелется»?
zavoljskii: Вообще то «комплекс маленького человека» (страны, Церкви, народа и т.п.) хорошо известен в истории, политике, литературе и описан в психологии.
Да вы психоаналитик.
zavoljskii: Не обижайтесь,…
С чего вы взяли и не думал. Главное чтобы вы не обиделись.
zavoljskii:
но у РДЦ это периодически проявляется.
И в чём это выражается в конкретном случае?
zavoljskii: Лучше бы ответили на мой вопрос о приходах в Румынии.
Не знаю.