В наше время вопрос о частоте и практике причащения волнует очень многих и является весьма спорным. По сложившейся традиции, взрослые старообрядцы приступают к принятию Святых Таин в периоды многодневных постов, то есть максимум 4 раза в год. Однако Апостольские и Соборные правила четко указывают об осуждении непричащающихся: если человек пропустил три воскресных Литургии, то он отлучался от Церкви. Комментирует настоятель храма РПсЦ в х. Новонекрасовский Краснодарского края иерей Глеб Бобков.
***
«Радуйтеся о Господе всегда, и паки реку радуйтеся!» — так пишет апостол Павел в послании к Филипписеом (247 зачало). И в послании к Солуняном он же пишет:
Всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите. Сия бо есть воля божия о Христе Исусе в вас.
И муж апостольский, Ерм, в своей книге «Пастырь» пишет парадоксальные для нас слова: «Молитва печального человека не имеет силы восходить к престолу Божию» (Ерм. Пастырь. Заповедь 5,10).
Смотрите, какую заповедь апостол нам оставляет. Почему же мы, христиане, эту просьбу апостола не можем исполнить? Почему в нас так много скорбей, печалей и угрюмы наши лица?
В каждый пост мы, христиане, входим с надеждой улучшить и изменить себя, приблизить молитвой и постом себя к Богу. И, готовясь к очередной исповеди, каждый из нас видит, что мы снова оказались хуже, чем могли бы быть. И вот это ощущение, что я мог быть лучше, а получилось как всегда, толкает нас в пучину отчаяния и гонит от нас радость. Человек видит, что у него есть падения, есть жизненные тяготы, есть грехи, которые повторяются вновь и вновь, и кроме этого больше ничего-то и нет. И тут враг рода человеческого кидает нас в уныние. Мы переживаем, как бы не согрешить, и всё равно грешим, мы видим чужие грехи и осуждаем их, мы погружаемся в запреты и грехи и забываем о Христе!
И мы забываем, что есть Тот, кто нас всегда ждет. Причем в любом нашем состоянии. И что «радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся». Но вот какой нюанс: если я отходил на все службы, сделал какие-нибудь добрые дела, сходил на исповедь, — всё это совсем не даёт гарантии, что у меня будет эта самая радость! Откуда же и как нам вернуть эту радость?
Ответ мы видим у того же апостола, но в другом его послании, к Галатом: «Плод духовныи есть любы, радость, мир….». То есть радость — это действие Святого Духа, результат Его в нас пребывания! Снова повторю слова апостола: «Всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите». Смотрите, в чем дело: кроме радости нам заповедана непрестанная молитва и благодарение Богу за всё! А как часто мы благодарим Бога? И как и чем мы, грешные люди, можем благодарить Бога?
Для этого сам Господь установил таинство Евхаристии, которое так с греческого языка и переводится: благодарение! То есть Божественная Литургия!
Люди Церкви, христиане именно в Таинстве Евхаристии, в Божественной Литургии получают соединение со Христом. Василий Великий пишет: «Хорошо и весьма полезно каждый день приобщаться и принимать Тело и Кровь Христову… Впрочем, мы приобщаемся четыре раза каждую неделю: в день Господень, в среду, пятницу и субботу, а также и в другие дни, когда бывает память какого-либо святого». (Письмо к Кесарии, 89. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Письма. Минск, 2003, сс. 150-151).
Девятое правило святых апостол гласит:
Всех верных, входящих в церковь, и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного.
И посмотрите, как толкует это правило Вальсамон, хотя и так это правило ясно и понятно: «Определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресные дня».
И к чему мы приходим? К необходимости не только присутствовать и молиться на Божественной службе, но и полностью участвовать в каждой Литургии, то есть приобщаться Божественных Таин! И тогда, когда мы будем принимать Христа, сам Христос будет с нами!
Не или а и.
«Так как естественное положение дел причиняло скорбь (Христа ради и не ложное), то он повторением слова показывает, что всячески следует радоваться.»
«Смотри: без труда и скорбей никто не оправдывается. «(Феофилакт Болгарский)
«если человек пропустил три воскресных Литургии» — не уже ли ? Отлучайте. Всех. (только там ещё про уважительную причину)
Оно звучит хорошо, конечно, но если каждую неделю причащаться, выдерживая недельное говение — кто же так выдержит из мирян?
Бог с Вами, кто же Вас заставит говеть неделю? разве только каждым постом, перед исповедью..
Полагаю нельзя правила греческие калькой переносить на просторы Росии. Вот мне до храма, к примеру, 430 км. А в Успенский пост на Руси — уборочная и сев озимых. Ну нет сил и времени на кафизмы, только за счет сна — а угодно это Небесам?… Греки в своем вселенском устремлении даже запретили крестьянам в день недельный в поле работать, хотя первая заповедь Адаму за пределами Рая «въ поте лица твоего снеси (в переносном смысле –«овладеть» ) хлебъ твой».
Так естественно и придем к тому, что правила надо разумные устанавливать и соблюдать, а не пытаться с древних книжек древних народов пытаться скопировать и выполнить.
Вот именно за счёт сна и надо, ибо преподобные отцы днём трудились, ночью молились сугубо, а что ты мирской человек — никого не интересует.