10 мая 2019 года в Москве состоялся пасхальный концерт «Певческое наследие Святой Руси в наши дни». Он прошел в Камерном зале Московского международного Дома музыки — одного из крупнейших в России и мире филармонических комплексов. В концерте принимали участие пять ведущих хоров Русской Православной старообрядческой Церкви, приехавшие из самых разных уголков России: Новосибирский и Нижегородский, Московский и Ржевский, хор Лиговской общины г. Санкт-Петербурга.
В программе хора прозвучали песнопения знаменного, демественного, путевого, иргизского, болгарского распевов, а также духовные стихи и местные распевы. Священник о. Василий Андронников был ведущим, давал исторический и богословский комментарий к каждому песнопению.
Первым выступил хор Свято-Троицкого храма Лиговской старообрядческой общины г. Санкт-Петербурга под руководством Дионисия Алексеевича Синельникова. Он неоднократно был участником научных форумов, концертов и фестивалей, посвященных древнерусской музыке.
Во время своего выступления Лиговский хор продемонстрировал слаженное исполнение церковных песнопений, осмысленное и бережное отношение к ним. Одни песнопения, например «Днесь Христос в Вифлееме рождается…», звучали нежно и проникновенно, а другие, такие как «Глас Господень на водах..», «На гору учеником идущим…», исполнялись торжественно и величественно. Женская часть хора под руководством Валентины Алексеевны Давыдовой пела очень проникновенно, буквально «едиными усты и единым сердцем».
Следующим выступил хор Ржевской Покровской старообрядческой общины под руководством протодиакона Иоанна Чунина. Знакомые песнопения литургии «Единородный Сыне…», «Трисвятое…» звучали энергично, бодро, свежо. Некоторые песнопения звучали непривычно, исполнялись по редким рукописям из книгохранилища Ржевского Покровского храма.
Хор Покровского кафедрального собора на Рогожском под управлением Виталия Ивановича Москвичёва торжественно и скорбно исполнил песнопения Страстной седмицы «Се жених грядет в полунощи…», скорбь и неодолимая духовная сила звучали во время исполнения песнопения «Разбойника благоразумного…». Потом сильно и торжественно зазвучал тропарь Пасхе: «Христос воскресе из мертвых…» и другие песнопения Пасхи.
Во втором отделении концерта выступил хор храма во имя Успения Пресвятой Богородицы города Нижнего Новгорода под руководством Федора Александровича Лебедева. В его исполнении песнопения «Начальник вышних сил…», «Во Чермнем море…», «Ветхий деньми…» и другие звучали плавно, но мощно и величественно, подобно течению великой русской реки Волги.
Хор певчих старообрядческих приходов Сибири под руководством Александра Николаевича Емельянова уже более десяти лет ведёт активную творческую деятельность. Кроме участия в праздничных богослужениях во многих приходах Сибири, хор неоднократно участвовал в российских и международных музыкальных фестивалях, исполняя песнопения знаменного, демественного и путевого распевов, а также малоизвестные и редкоисполняемые песнопения.
Четко, уверенно и профессионально и в то же время проникновенно и задушевно хор исполнил «Блажен муж…» ветковского распева, «Отче наш…» по-гречески и стихи 140-го псалма «Да ся исправится…» морозовским напевом. Завершая выступление, хор живо и радостно исполнил пасхальный духовный стих «Се ныне радость…».
В завершительной части концерта на сцену вышли все участвующие в нём хоры и поочередно, сменяя друг друга, пропели канон Пасхи. После этого певцы, составив объединенный хор, мощно и торжественно пропели стихеры Пасхе «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его…».
После концерта на сцену вышел первосвятитель РПсЦ митрополит Корнилий и поприветствовал всех пасхальным приветствием. Потом он пригласил на сцену сидевшего в зрительном зале представителя РПЦ МП, известного протоиерея Дмитрия Смирнова, возглавляющего Синодальный отдел Московского патриархата по взаимодействию с Вооружёнными силами. «Прекрасное пение, энергичное, сосредоточенное, с пониманием того, что поётся, — поделился своими впечатлениями о. Дмитрий Смирнов. — Мы смогли погрузиться в атмосферу древнерусской духовности».
Митрополит Корнилий подчеркнул, что древнерусская духовность была сохранена старообрядцами благодаря подвигу протопопа Аввакума и многих других мучеников и исповедников, их жизни, их верности до крови. «Пока живо знаменное пение, то жива душа русского народа и, значит, жив русский народ», — сказал в заключение владыка Корнилий.
Зрителям концерт очень понравился. Можно сказать, что подобные выступления являются одним из лучших вариантов проповеди древлеправославной церковной традиции
Однако, отдав должное трудам, рвению и мастерству певцов и головщиков, надо отметить, что форма проведения таких мероприятий должна стать предметом обсуждения.
На сайте Московского Международного дома музыки не было объявления о концерте и о продаже на него билетов. Вместе с тем на другие концерты, проходящие в МДМ, билеты продавались свободно. Так, например, в этот же день там состоялся концерт хора Валаамского монастыря РПЦ, который также предложил слушателям, помимо прочего, «древние знаменные песнопения». Однако на концерт Валаамского хора мог попасть любой желающий, билеты распространялись через кассу и были доступны в интернете.
Бесплатные билеты на концерт РПсЦ распространяли главным образом в церковной лавке Московской старообрядческой митрополии и среди приехавших в Москву участников празднования Жен-мироносиц.
Средства на само мероприятие, по-видимому, тратятся за счет Московской Митрополии и в виде грантов, выделенных государственными и муниципальными структурами для ознакомления граждан России с древнерусским духовным наследием. Но как раз этой задаче концерты духовных песнопений в нынешнем их виде мало соответствуют.
В настоящее время концерты духовного пения, проводимые РПсЦ, являются пением одних прихожан РПсЦ перед другими прихожанами. На прошедшем концерте камерный зал Международного Дома Музыки (МДМ), рассчитанный на 556 зрительских мест, был почти полон. Однако достаточно было беглого взгляда, чтобы понять, что ¾ от числа зрителей составляли активные прихожане разных приходов РПсЦ, часто знакомые между собой в течение многих лет. Только ¼ часть зрителей составляли люди внешние или нецерковные родственники и знакомые активных прихожан. Подобная же ситуация была и на прошлом концерте хоров РПсЦ в МДМ, состоявшемся в 2014 году.
При этом те, кто регулярно, в течение ряда лет, молится на церковных службах, и так хорошо знает большинство исполняемых на концертах песнопений. Новое для себя могли бы узнать люди внешние, и кто-то из них, может быть, после посещения таких концертов мог начать путь к истинной спасительной Церкви или хотя бы узнать о знаменном пении как важном элементе древнерусской церковной традиции. Но как они могут попасть на концерты, являющиеся, по существу, внутренним мероприятием РПсЦ? При этом традиционно в программу праздника Жен-мироносиц на Рогожском и так входит концерт духовных песнопений для старообрядцев, его участников.
Лучше было бы силы и средства потратить на организацию концерта духовных песнопений, где зрителями были бы главным образом не старообрядцы, внешние. Не стоит забывать, что знаменитый в начале XX века Морозовский хор, с которого началась традиция старообрядческих концертов, проводил свои выступления исключительно перед внешней аудиторией. «На концертах морозовцев присутствовали представители православного духовенства, интеллигенция, высокопоставленные чиновники (члены Государственной Думы и Государственного Совета), профессора и преподаватели духовных и других учебных заведений, профессора консерватории, регенты, учителя пения, а также видные деятели российской музыкальной культуры», — пишет современный исследователь Ирина Владимировна Дынникова. Более того, старообрядцам начала XX века идея проводить концерты духовного пения для своих же прихожан показалась бы странной и ненужной.
Если в будущем ещё будет такая возможность, то бесплатные билеты на концерты духовных песнопений надо распространять среди тех, кому это будет интересно. В первую очередь это могут быть студенты хоровых отделений Московской консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных, музыкальных училищ и культурологических отделений ВУЗов. Интересны концерты древнерусских песнопений могут быть учащимся регентских отделений Свято-Тихоновского института, Московской духовной Семинарии в Сергиевом посаде. Это может быть очень благодарная и заинтересованная аудитория. И.В. Дынникова отмечает, что «в последние десятилетия XX и в начале XXI века в нашей стране значительно возрос интерес к истории русского церковно-певческого искусства. С каждым годом все больше исполнителей обращаются к древнерусскому певческому наследию».
Поэтому организаторам духовных концертов стоит попробовать обратиться к внешней аудитории в соответствии со словами Спасителя, сказанными после Его воскресения: «Жатвы много, а делателей мало» (Матф. 9:37), «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).
Автор: Шишкин Алексей Васильевич
Весьма странное видение у автора этой статьи… Я как зритель, присутствовавший на двух отделениях этого концерта, сказала бы наоборот: зал был полон зрителей, и 3/4 зала составляли совершенно новые, незнакомые мне лица, а из старообрядцев-москвичей (речь о мирянах) я увидела всего лишь несколько человек. Во-вторых, насчёт распространения билетов: данный концерт был целевым, то есть городские власти выделили средства на организацию и проведение этого мероприятия, и все билеты до единого были пригласительными, а значит, продаже через кассу самого Дома музыки они не подлежат, их можно только раздавать в других местах и по другим каналам. В кассе концертного зала распространяются только продающиеся за деньги билеты… По поводу приглашенных персон можно сказать, что в зале присутствовали и представители РПЦ, и представители общественности, и интеллигенция из МГУ и других крупных университетов, историки и искусствоведы. Поэтому совершенно нельзя утверждать, что этот концерт был закрытым тематическим вечером одних лишь старообрядцев…
На мой взгляд, концерт был организован и проведен на высшем уровне, исходя из предоставленных городом средств и возможностей. А также хочу отметить и выразить большую благодарность и большой труд организаторов концерта — работников Митрополии, и особенно руководителя хора Покровского кафедрального собора г. Москва Виталия Ивановича Москвичёва, на чьих плечах лежала не только организация двух певческих вечеров, посвященных празднику, все деловые, финансовые и организационные договоренности о концерте, но и многочисленные спевки с московским хором за два месяца до этих концертов, и координация, размещение всех остальных хоров, участвующих в Вечерах духовных песнопений в этом году, и даже составление и редакция брошюр для концерта в Доме музыки 10 мая и для Вечера духовных песнопений 12 мая (брошюры раздавались всем гостям), но и самое главное — проведение и руководство на клиросе службами Страстной седмицы, а затем и Пасхальными службами, и престольным праздником в Неделю о Фоме, и службами в сам праздник Св. Жен-Мироносиц, известными своей продолжительностью и трудностью… и кроме всего перечисленного, наконец, на Виталии лежало распространение этих пригласительных билетов на концерт, приглашение возможных заинтересованных лиц, раздача билетов в коротких перерывах между службами… Кстати, билеты разошлись в церковной лавке за три дня… Вы можете себе представить, каких трудов, усилий и затрат времени все это стоит? И все, как говорится, для вас и для нас…
Был на подобном мероприятии 5 лет назад — остался очень доволен ( билет передали земляки — нижегородцы). А нынче билетов в лавке не досталось. А то, что и творческие и организационные вопросы «свалились» на одного человека — ничего хорошего нет !
Всё, что Вы описываете как неимоверный труд Виталия Москвичёва — это, собственно говоря, работа по гранту, за которые Виталий получает соответствующие деньги. Работай он хуже, грант был бы не выполнен и ни он деньги не получил бы, ни Митрополия. Восхищаться выполнением служебных обязанностей и работой по гранту за конкретное денежное вознаграждение странно. Не умаляя его организаторских, певческих и иных способностей, подобные панегирики, которые написали Вы,
только вредят его «публичному образу»