В Челябинске может возродиться старообрядческая культура. На данный момент старообрядческой церкви в городе нет. Корреспондент портала «Челябинск сегодня» побеседовал с председателем челябинской старообрядческой Поморской общины Древлеправославной Поморской церкви Дмитрием Каргаполовым. Парадокс, но вдохновили Дмитрия Анфимовича на этот духовный путь отнюдь не благоприятные обстоятельства, а напротив, гробовое молчание вокруг его челябинских единоверцев. Как будто и нет в этом городе тех, кого называли «наследниками Руси изначальной»…
«Это такое убожество»…
— Да, имено полное молчание во всем, что касается нас, — говорит Дмитрий Анфимович. — Вот посмотрите: не так давно в Московском доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». И что же? Ваши коллеги, челябинские журналисты, об этом стыдливо умолчали. Как умолчали и представители власти. Между тем произошло событие поистине историческое! Никогда еще главы староверческих согласий не собирались вместе для обсуждения насущных вопросов.
— Отчасти согласен с вами. В нашем обществе действительно довольно живуче суеверие, иначе и не назовешь. Старообрядцы могут вызвать интерес разве что какой-то своей «экзотикой»: старинными иконами, рукописными и старопечатными книгами, знаменным пением, особой домотканой народной одеждой и прочим антиквариатом… Но горечь вызывает даже не столько невежественное мнение обывателя, сколько отношение властей. Не так давно достаточно влиятельный чиновник из администрации Челябинска после посещения нашего старообрядческого молитвенного дома резюмировал с нескрываемой брезгливостью: «Все это такое убожество»…
Вот и другой пример. Казалось бы, кто как не министерство культуры Челябинской области должно отнестись к нам с пониманием! Но и в этом учреждении на самом высоком уровне ответили нам явной отпиской: «Учитывая уникальность реликвий, а также острую необходимость решения проблемы сохранения исторического и культурного наследия, хранящегося в молельном доме, прошу вас рассмотреть возможность передачи исторических объектов в областное учреждение культуры «Челябинский государственный краеведческий музей».
Признать конфессией
— Конечно же, нет! Ведь речь идет о сохранении и защите религиозных святынь! А такое решение чиновников от минкульта идет вразрез с традицией богослужения как Русской Православной Церкви, так и старообрядческой, поскольку разрываются единство и слаженность духовной молитвы.
Впрочем, некоторую часть раритетов из нашей драгоценной коллекции мы уже разместили в фондах Челябинской академии культуры и искусств. Значительную часть реликвий члены нашей общины вынуждены хранить по своим квартирам. Это уникальнейшие архивные документы, фотографии, фильмы и исторические свидетельства по истории казачества и старообрядчества Челябинска.
А коль скоро мы начали беседу с московской конференции, то замечу, что одним из главных на ней стал вопрос сохранения старообрядческого культурного наследия. Второй не менее важный вопрос связан с отсутствием законодательной базы по признанию старообрядчества традиционной конфессией в России.
Приветствуя участников конференции, глава администрации президента РФ Сергей Иванов заявил: «Наше государство с уважением относится к старообрядчеству как к традиционной древлеправославной религии, которая на протяжении многих веков играла особую роль в истории России, становлении и развитии ее духовности».
Молиться соборно
— Именно так исторически и сложилось. И уже после дарования свободы вероисповедания российским религиозным меньшинствам в 1905 году челябинские старообрядцы уверенно заявили об обретенном праве молиться соборно по отеческому преданию. А это значит, что общине требовалось помещение для проведения богослужений.
Первой благотворительницей общины стала троицкая мещанка Варвара Поликарповна Гордеева. Она и завещала свое имение в Челябинске по улице Степной (ныне улица Коммуны. — прим. авт.) в полную собственность челябинской старообрядческой общине Поморского согласия. Между прочим, в этом молитвенном доме в годы Первой мировой войны члены общины не только совершали молебны о выздоровлении, панихиды по умершим, но и выхаживали раненых солдат и офицеров.
Сегодня трудно представить себе, что в начале прошлого века почти в центре Челябинска, напротив городской больницы, возвышались восьмиконечные кресты на могилах старообрядческого кладбища. На территории этого кладбища в 1908 году вознесся шестиглавый храм Святой Троицы.
Храм закрыли, но не взорвали
— В областном госархиве обнаружен уникальный документ — докладная записка начальника административного отдела Эмилия Чоппа в горсовет «с ходатайством перед президиумом городского совета существующий договор на пользование молитвенным домом расторгнуть и, не передавая другой группе, использовать под культурные или иные государственные нужды». На этом заседании как раз и расторгли договор с группой верующих старообрядцев на пользование молитвенным домом на улице Воровского и закрыли его в 1930 году. Так челябинская старообрядческая Поморская община прекратила свое существование на долгие годы. По счастью, храм не взорвали.
Между тем, согласно архивным документам, законным правопреемником храма Святой Троицы, а также имения, завещанного Варварой Гордеевой, является челябинская старообрядческая Поморская община Древлеправославной Поморской церкви.
Сегодня мы поддерживаем инициативу председателя комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска Сергея Чигинцева по рассмотрению депутатами гордумы вопроса создания пула помещений, которые не очень привлекательны с точки зрения коммерческого использования, для размещения социально ориентированных НКО. Радует нас и инициатива депутата областного Заксобрания Николая Аржанова, предложившего рассмотреть вопрос о предоставлении помещения для проведения богослужений и размещения экспонатов постоянно действующего музея при молитвенном доме. По крайней мере, примерно так было сделано в Кургане, где местной старообрядческой общине передали дом бывшего земского врача в центре города. Это самое оптимальное предложение в нынешних условиях.
— И не один! Например, двухэтажное здание с хорошей акустикой по улице Труда, 89. Это выявленный объект культурного наследия — памятник архитектуры. Челябинцам оно известно как бывшее бюро по обмену жилплощади, сегодня здесь размещается склад документов по приватизации жилья. Дом построен еще в 1895 году купцом Антоном Беляевским. Ему, кстати, принадлежал находившийся на этом же участке пивоваренный завод.
— В Москве есть культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума, в Нарьян-Маре действует старообрядческий церковный комплекс с воскресной школой и домом для паломников. В Боровске Калужской области воздвигнута часовня, по сути, паломнический центр в память мучениц и исповедниц боярыни Феодосии Морозовой, княгини Евдокии Урусовой и Марии Даниловой, где они приняли смерть и были похоронены.
В Екатеринбурге уникальные изделия поморских мастеров хранятся в художественной галерее Храма-на-Крови, в городе открыт первый музей «Невьянская икона». В «исчезнувшем городе» Пустозерске на предполагаемом месте казни Аввакума установлен памятник великомученику…
Имени Демидова
— Мы видим его не как старообрядческий, но как тематический музей древнерусского и современного искусства. Он должен служить популяризации, сохранению и экспонированию культурного наследия, которое формирует толерантное отношение, столь необходимое для жителей многоконфессионального региона, каким и является Челябинская область. Именно поэтому многие челябинские историки и краеведы, искусствоведы и культурологи предлагают назвать музей старообрядчества Южно-Уральским центром славянской письменности, культуры, искусства, истории, казачьего и старообрядческого быта. Ему даже и название придумали — «Русич», а носить он будет имя создателя металлургической промышленности в уральском регионе Акинфия Демидова.
Кстати, такой центр мог появиться еще в 2002 году, когда было заключено соглашение о сотрудничестве РПСЦ с администрацией Челябинской области. В этом документе как раз и предусматривалось создание челябинского отделения Московского музея истории и культуры старообрядчества. И уже тогда он мог бы стать третьим в России паломническим памятником по увековечиванию памяти наших предков по освоению Урала и Сибири после Боровска и Пустозерска. Но некоторые чиновники, похоже, этого понять не хотят…
Беседовал: Марат Гайнуллин
Источник: www.up74.ru
Да Власти нас замалчивают и этот факт никуда не денешь, а может Иванова подвинули из-за того, что он решил поддержать старообрядчество?
А кто виноват в том что старообрядцы ничего не хотят предложить властям? Например право на культурную автономию как белорусы Смоленска или Поморы? А? Или нужен ли Страообрядческий институт или не нужен? Или Рабочей группой обойдёмся, а?
Для общего развития
http://msdu.ru/2016/04/26/vozrogdenie/
http://msdu.ru/2016/04/01/teoriya_voprosa/
Vladimir вы видимо вообще вопросом не владеете, если пишите, что старообрядцы "ничего не хотят предложить властям". Старообрядцы делают очень много предложений, которые сами и реализуют своими силами, а правительство в лучшем случае стоит в стороне. Никонианской церкви и другим конфессиям России кроме старообрядцев выделяются огромные финансы из бюджета, а старообрядцам в лучшем случае крохи со стола. Хотя налоги со всех берут одинаково, получается граждане-старообрядцы финансируют другие конфессии, а как им церкви восстанавливать так за свой счет. Конечно Рогожку помогли восстановить Спаси Христос, но это капля в море по сравнению с выделенными деньгами другим конфессиям. А общественные и культурные старообрядческие организации правительство вообще пытается не замечать, какие там от них предложения будут приниматься. Так что в жизни вот так, но мы рады что против нас хоть репрессий нет как это было непрерывно 350 лет, вплоть до 1990-х годов. Жаль только, что опять Правители сами по себе живут, а старообрядцы и народ сами по себе.
Если РПЦ и другие конфессии поставить в равные условия со старообрядцами, то многие конфессии просто бы не появились, а про РПЦ вообще бы не было слышно. Огромное финансирование, в том числе из-за рубежа разных сект, а про административный ресурс я даже не говорю. Правда заключается в том, что в настоящее время у старообрядцев нет больших денег (старообрядцев купцов-миллионщиков уничтожили), а без них сами должны понимать никакие "институты" работать не будут. Но даже без денег старообрядцы делают большое дело, собирают по копейке и строят, и восстанавливают церкви, а это дорогого стоит.
Иван вы правы.подписываюсь под вашими словами!
А почему Рогожское восстановили за счет города, а больше не восстанавливают? Какая причина?
Из речи Ивана понятно только одно — он требует большего финансирования строительства храмов. А что старообрядцы хотят предложить властям, он так и не рассказал,
Давайте рассмотрим на примере Рогожского, что дало городу и власти вложение немалых средств в восстановление этого поселка. Стал ли он одним из популярных культурных центров, привлекательных для москвичей? Или иностранных туристов? Или какие ещё плюсы для власти от таких вложений?
1 "Так что в жизни вот так, но мы рады что против нас хоть репрессий нет как это было непрерывно 350 лет, вплоть до 1990-х годов." Вы, Иван, к сожалению, не знаете историю старообрядчества даже на минимальном уровне! 350 лет гонений не БЫЛО! Были времена жестоких репрессий а были и серьёзные послабления (при Екатерине II, Павле I, Николае II, Александре III)
2 "Хотя налоги со всех берут одинаково, получается граждане-старообрядцы финансируют другие конфессии, а как им церкви восстанавливать так за свой счет. " А что же Вы, Иван, хотели — щас время торгашеское — кто не успел — то опоздал! А кто виноват что большинство старообрядцев обладает инерцией мышления? И отсутствием оперативности?
3 "Правда заключается в том, что в настоящее время у старообрядцев нет больших денег (старообрядцев купцов-миллионщиков уничтожили" А кто виноват — что новые купцы миллионщики не появились? Ельцын с Гайдаром? После 1991 года вон сколько времени прошло!
Всё, вопрос про общественную пользу Рогожского ушёл в никуда?
Можно задать вопрос шире — какие из вложений властей в стройку и восстановление старообрядческих церквей и объектов дали в ответ результат для общества? Стали бы кроме всего прочего каким-то культурным центром, местом для культурного, а может и духовного просвящения и приобщения граждан, с незапятнатой репутацией?
А не так, чтобы получить после стройки или ремонта храм, и на замок его, и вход для своих, фейс-контроль, казаки, бабули и прочие древлелогины и пароли.
Для Сергий 985. Рогожка – это памятник архитектуры и ее восстановили по этой линии, это не строительство новой церкви. Так что это финансировали даже не старообрядческую митрополию, а дали деньги на восстановление памятника. Старообрядчество под информационной блокадой, как глухой (правительство) их может услышать?
А никонианам финансируют из бюджета строительство новых церквей и содержание автомобилей, личных водителей, наручных часов Breguet, которые стоят от 28 до 36 тысяч евро. Из белого золота с ремешком из крокодильей кожи и так далее. Так что не нужно передергивать слова и цепляться, а история такова: хоть и были послабления как вы пишите, но репрессии ведь никогда не прекращались. Екатерина 2, хоть и красовалась в своей знаменитой Речи о старообрядчестве перед Сенатом, но не вернула Истинную древлеправославную веру на Русь.
Vladimir и Сергий 985 А какую пользу получает государство и общество от огромного вливания финансовых потоков в никонианство? Что никонианство дает взамен? Кроме как крутых авто, домов, сверх дорогих часов и т.д. у никонианских священников и духовного беспредела в стране ничего нет. Даже с государственным финансированием никониане не могут конкурировать с протестантами, которых в России становится больше и которых рост числа общин идет в арифметической прогрессии. Количество протестантских общин уже становится больше чем никонианских, это говорит о духовном вакууме в стране. Вот вы и расскажите чем занимается РПЦ никониане, куда и на что идут государственные миллиарды?
Иван, относительно никонианства — согласен Относительно — протестантов — нет не совсем у них здоровый бизнес- подход кторый в наше бизнесовое время и побеждает Увы!