На прошедшем в октябре 2015 года Освященном Соборе РПСЦ обсуждался вопрос о ведении диалога с Русской Православной Церковью о каноническом статусе Белокриницкой иерархии.
5. Отчет комиссии по ведению диалога с Русской Православной Церковью о каноническом статусе Белокриницкой иерархии.
5.1. Принять к сведению доклад председателя Комиссии протоиерея Евгения Чунина.
Представляем версию доклада председателя Комиссии по диалогу с РПЦ протоиерея Евгения Чунина, подготовленную для публикации в прессе.
***
Большинство окружающих нас людей сегодня считают себя «православными», не понимая точного смысла этого слова, и относят себя к юрисдикции Московского Патриархата, хотя подавляющая часть их не воцерковлены. Свои суждения по духовным вопросам эти люди строят по высказываниям духовных лидеров, а также по фразам, выхваченным из СМИ или прочитанным в случайных книжках. О старой вере большинство новообрядцев не имеет информации, а от своих пастырей им иногда приходится слышать различного рода предостережения или прямые хулы. В свою очередь, большинство пастырей и сами не имеют правильного представления по этому вопросу, а довольствуются тем, что вычитали на страницах миссионерской литературы или услышали от старших наставников. Всему этому способствует отсутствие обоснованной позиции РПЦ в вопросе отношения к старообрядческой иерархии.
Нельзя забывать, что и сегодня в церковных и светских архивах хранятся многие тысячи документов, а в библиотеках — сотни наименований различных книг антистарообрядческой направленности. Несмотря на всю необоснованность и лживость этих произведений, они официально никем не осуждены, а потому и сегодня нередко находятся любители пересказать в печати старые мифы или запустить в эфир новые домыслы о старой вере.
В результате этого многие люди, которые пытаются разобраться в вопросах истории церкви и тонкостях церковного предания, наталкиваются на серьезные препятствия, и зачастую на этом их духовный поиск прекращается. Мы осознаем, что с церковно-канонической точки зрения новообрядцы пребывают в духовном заблуждении, что они в силу принятых в РПЦ многочисленных нововведений и искажений древней церковной традиции отлучили себя от евхаристического единства древней Христовой Церкви. Однако нельзя отрицать и того, что многие последователи нового обряда непритворно хранят веру в Господа и многими полезными и важными делами подкрепляют свою веру.
Созданию данной комиссии, как это бывает, неожиданно поспособствовал случай. В 2013 году между митрополитом Иларионом (Алфеевым), руководителем Отдела внешних церковных связей МП, и митрополитом Корнилием, Предстоятелем РПСЦ, возникла переписка по некоему частному вопросу. Эта переписка привела стороны к необходимости уточнения официального отношения Московского Патриархата к старообрядческой Белокриницкой иерархии. В одном из своих писем митрополит Иларион выступил с предложением:
…Если вы сочтёте это уместным, можно создать для этого двустороннюю рабочую группу или избрать иную форму ведения диалога (исх. № 04/1891 от 30 декабря 2013 г.).
В другом своем письме митрополит Иларион, цитируя действующие документы Синодального периода, комментирует сложившуюся ситуацию следующим образом:
К концу XIX столетия, когда отношение к старообрядчеству постепенно менялось, вопрос канонической легитимности Белокриницкой иерархии изучался на соответствующих кафедрах духовных академий, на миссионерских съездах 1885, 1887, 1891 гг. и в трудах отдельных авторов. Тем не менее достаточных оснований для пересмотра прежнего отношения к достоинству Белокриницкой иерархии не усматривалось и каких-либо принципиально новых решений по сему вопросу не принималось. В настоящее время не видится препятствий для инициирования нового тщательного рассмотрения обстоятельств возникновения Белокриницкой иерархии. Новые исторические сведения, на которые было богато прошлое столетие, должны быть изучены и осмыслены. Мне представляется важным, чтобы оценка этих сведений происходила и в совместном их обсуждении, что давало бы возможность не только лучше понять иную сторону, но и иметь надежды на добрые плоды и развитие взаимоотношений (исх. № 04/1033 от 6 мая 2014 г.).
Как видно из приведенных фрагментов переписки, митрополит Иларион не стал защищать решения синодальной церкви, порожденные в прежние времена. Более того руководитель ОВЦС пригласил нас к совместному обсуждению официальной позиции РПЦ в вопросе о каноническом статусе Белокриницкой иерархии.
Данное предложение митрополита Илариона было вынесено в повестку дня Совета митрополии РПСЦ, проходившего 4-5 февраля 2015 г. Решение о создании комиссии содержится в п.6 Постановлений указанного Совета митрополии.
Смысл всей состоявшейся переписки сводится к тому, что представители Московского патриархата предлагают нам вступить в двусторонний диалог и фактически просят нас дать ответ о нашем уповании. Как же нам, православным христианам, следует поступать в данном случае? Ответ на этот практический вопрос мы находим в апостольском призыве:
[будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1Пет.3:15).
Это фактически означает для нас прямую обязанность вступить в предлагаемый диалог, считая его прежде всего делом христианской проповеди!
Однако кто-то, может быть, считает, что никакого диалога, никакой беседы с еретиками допустить невозможно, пока они не покаются? Однако такое мнение глубоко ошибочно, а апостольская практика напрямую научает нас богоугодному общению с еретиками:
Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит.3:10).
Эти слова апостола можно понимать так, что еретика необходимо увещать неоднократно, прежде чем совершенно разорвать с ним общение. Необходимо совершить добросовестную попытку его вразумления, и даже не менее двух попыток, а такое возможно осуществить только в процессе общения, поскольку никто не сможет увещать и вразумлять, не общаясь.
Так человеколюбие Божие проявляет себя в том, чтобы даже и заблуждающимся в вере указать путь спасения и неоднократно призвать их обратиться к истине. С другой стороны, и для каждого из нас постараться помочь хотя бы одному из миллионов русских христиан, преодолев вековую завесу клеветы и лжи, составить свое адекватное мнение о старой вере и древлецерковных традициях благочестия — это есть наша благородная христианская задача. Каждый православный христианин имеет право и должен быть готов общаться с теми, кто сегодня пребывает в духовном заблуждении — именно с целью способствовать их скорейшему обращению к истине. Конечно же, наше отношение к заблуждающимся должно быть доброжелательным, исполненным милосердия, терпения и христианской любви.
В письме митрополита Илариона от 30.12.2014 г. был определен состав рабочей группы от Русской Православной Церкви:
- протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви;
- протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям;
- иерей Иоанн Миролюбов, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.
В ответном письме митрополита Корнилия от 15.02.2015 г. был назван состав комиссии от Русской Православной Старообрядческой Церкви:
- протоиерей Евгений Чунин;
- иерей Вадим Коровин,
- иерей Александр Панкратов,
- А.В. Антонов.
Первая встреча делегаций состоялась 31 марта с.г. в Доме причта на Рогожском. Возглавить делегацию РПСЦ в этот раз пожелал митрополит Корнилий лично. В процессе совместного заседания стороны обменялись суждениями о возможных форматах дальнейшего взаимодействия. Представители Московского патриархата озвучили несколько традиционных сомнений в легитимности Белокриницкой иерархии: единоличное рукоположение епископа, каноничность действий митрополита Амвросия вне благословения своего священноначалия, каноничность действий на территории иной церкви. Однако стороны условились, что делегация РПЦ подготовит и направит в старообрядческую митрополию официальный список вопросов для последующего рассмотрения комиссией.
Конечно, трудно надеяться, что деятельность этой комиссии принесет скорые благостные плоды. Однако продолжение начавшихся совместных трудов, при условии взаимного стремления к укреплению доверия и взаимопонимания, все-таки сулит надежды на достижение богоугодного успеха.
Протоиерей Евгений Чунин
Любопытная деталь вырисовывается из определений Архиерейского суда РПСЦ который был 16-17 октября 2008 года.
В частности, там говорится:
"О неканоничности рукоположения во епископы Внифантия Смольникова
В связи с тем, что хиротония во епископы Внифантия Смольникова была совершена вопреки правилам Святой Церкви — поставление было единоличным (1 пр. св. Апостол), без Соборного определения, письменного согласия других епископов и воли митрополита (4 пр. I Всел. Собора, 13 пр. Карфагенского и 19 пр. Антиохийского), — считать хиротонию недействительной."
Не является ли данное определение архиерейского суда РПсЦ миной, заложенной под законность своей же Белокриницкой иерархии, особенно в свете текущего диалога с РПЦ о признании этой самой законности?
Добрый день! По вопросу отношения в РПСЦ к единоличной хиротонии за комментариями лучше всего обратиться к соответствующим церковным органам: Канонической комиссии и Комисси по диалогу с РПЦ (председатель протоиерей Евгений Чунин)
Ещё бы уважаемые старообрядческие пастыри объяснили бы своим прихожанам, особенно некоторым, что даже с еретиками надо спокойно и в рабочем порядке общаться, взаимодействовать и искать дух взаимопонимания по решению вопросов. А не устраивать бурные истерики вперемешку с проклятиями как любят делать современные ревнители «древнего благочестия».
А то в докладах все такие рассудительные и правильные, а на деле достаточно зайти на старообрядческие форумы и почитать как там куролесят те кого авторы докладов окормляют и по-идее как-то должны наставлять в вопросах отношения к инославию в том числе.
Никак не обойдутся старообрядческие пастыри без ценных указаний с вашей стороны:)
Действительно, Сергий, осторожней там. А то видите, о. Александр в комиссии по диалогу между РПСЦ и РПЦ состоит. Не ровен час обидится и разорвет диалог.
Хорошо, отец Александр, что и вы это на свой счёт восприняли.
Вообще-то ничего не сказал непосредственно про себя:)
Вы достаточно сказали. И сейчас, и ранее.