Первая встреча двусторонней комиссии РПЦ МП и РПСЦ состоялась на Рогожском

Во вторник 31 марта 2015 года в Московском духовном центре РПсЦ, что на Рогожском, состоялось первое заседание двусторонней комиссии по вопросу о возможности признания иерархии Русской Православной старообрядческой Церкви. Комиссия была создана по инициативе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (РПЦ) и старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Корнилия (РПсЦ).

Русскую Православную Старообрядческую Церковь представляли протоиерей Евгений Чунин, иерей Александр Панкратов и протодиакон Виктор Савельев, при участии митрополита Московского и всея Руси Корнилия. Со стороны РПЦ МП во встрече приняли участие: профессор Московской духовной академии, председатель историко-правовой комиссии протоиерей Владислав Цыпин, секретарь Отдела внешних церковных связей МП по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов, сотрудник Отдела внешних церковных связей Д.И. Петровский.

Это далеко не перввая встреча  митрополита Корнилия с представителями ОВЦС. После первого визита митрополита Корнилия в 2009 году в Отдел Внешних Церковных связей Московской Патриархии митрополит Иларион посетил Рогожское с официальным ответным визитом.

Встреча в Отделе Внешних Церковных связей РПЦ МП. 2009 г.

На территорию духовного центра РПСЦ митрополит Иларион прибыл 19 ноября 2010 года. В составе делегации были также заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов, сотрудник ОВЦС МП Д. И. Петровский. Во время этой встречи митрополит Иларион передал в дар старообрядческой митрополии факсимильное издание самого крупного хронографического произведения средневековой Руси — Лицевого летописного свода, созданного в единственном экземпляре для царя Иоанна Грозного.

Визит митрополита Илариона на Рогожское в 2013 г.

Также митрополит Иларион побывал на Рогожском в 2013 году, на празднике свв. Жен-Мироносиц, где посетил вечер духовных песнопений и выставку, проходившую в храме Рожества Христова. Были и другие встречи во время государственных приемов и праздников.

Митрополии Иларион и митрополит Корнилий на выставке в храме Рожества Христова в 2013 г.

Встреча, состоявшаяся 31 марта 2015 года, прошла во взаимно уважительной атмосфере. По итогам собеседования стороны договорились продолжить диалог по заявленной теме как путем переписки, так и посредством проведения последующих встреч.

По материалам сайта mospat.ru.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (18)

  1. Сергий 985
    Сергий 985

    > Настоятелем входоиерусалимского собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп Аввакум. Правда, служил там недолго — всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти!

    Две мысли на этот счет.

    Выходит, наши предки все же не такими и благочестивыми были, если верить житию Аввакума: его изгоняли и били не единожды за попытки навести порядок в церковной (и не только?) жизни прихожан. Это отражено и в фильме "Раскол", если вспомнить различные сцены служб в храме Аввакумом. То есть получается, что некий кризис в церкви до раскола все же назрел, и что-то реформировать все же было нужно?

    И второе. Если поп не просто исполнитель треб и служб, а некий врач-воспитатель, то это не совсем нормально, что больные могут изгнать его. Воспитание и исправления связано обязательно с насилием, и на определенной стадии воспитатель будет для исправляемых врагом и мучителем против которого будет направлен гнев. И тут важно, наверное, чтобы у больных не было возможности прогнать врача.

    • Глеб Чистяков

      Конфликты между прихожанами и настоятелем не были такой редкостью, об этом свидетельсвуют как дораскольные документы, как и документы более поздних времен. Просто случай с протопопом Аввакумом стал широко известен благодаря самой личности автору жития. Житие Аввакума как мы знаем было распространено в огромном количестве списков и печатных версий.

      Второе, а собственно почему в данном случае между настоятель и прихожанами произошел конфликт? В житии и других источниках мы знаем — Аввакум и другие ревнители благочестия середины 17 века настаивали на отмену старой традиции многогласной службы и служили "поряду" — вычитывая все молитвы и последования одно за другим.
      Такая практика приводила к конфликтам в некоторых приходах из за существенного увеличения продолжительности служб. Этот вопрос стал даже предметом соборного рассмотрения (что также показано в фильме "Раскол"). Патриарх Иосиф настоял, чтобы в приходских храмах сохранялась старая трацдияи многогласаной службы, а в монастырях служили единогласно (поряду).

      После церковног же раскола единогласная служба постепенно утвердилась в старообрядчестве, в новообрядчестве же, службу и так сократили, что вопрос многогласия отпал сам собой.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Многогласную службу видел только в сериале Раскол, и это конечно непойми что. Как можно соборно молиться, когда из каждого угла что-то свое, а в итоге кругом шум?.. Многогласие получается как механическое вычитывание, как заклинания, когда важно механически все прочитать, а то, что никто это толком "через себя" не пропустил — не важно, и так "подействует".

      С другой стороны охотно понимаю тех, кто напрягался существенным увеличением длительности служб. Интересно как обстоят дела в современном старообрядчестве с посещением длительных служб: часто ли посещают, все ли службы выстаиваются. Особенно нестариками.

    • Глеб Чистяков

      В этом фильме многогласная служба была показано пародийно, в этом был замысел режиссера, что как то объяснить необходимость никоновых реформ. В реальности многогласная служба выглядела совсем иначе. Остатки многогласия мы видим на примере служения современной Литургии, гда большая часть молитв читается втайне, во время пения клироса.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      То есть Аввакум был за то, чтоб в алтаре не читались молитвы невидимо, а все читалось последовательно и вместе со всеми?
      Какая в таком случае получалась средняя продолжительность Литургии в часах?

    • Глеб Чистяков

      Видимо ревнители благочестия имели ввиду Утреню, Часы и Вечерню.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Но проблема чрезмерно длительных служб значит и в те времена была. Рано или поздно с этим что-то пришлось бы делать.

    • Глеб Чистяков

      Проблема была в тех местах, а точнее приходах где практиковалось единоречная служба — все поряду. В монастырях естественно это не являлось проблемой,а в остальных приходах длительность службы не была большой из за многогласия. Продолжительность службы всегда вещь относительная. Сокращение службы во время патр. Никона казалось бы решило проблемы её продолжительности, однако, как выяснилось и в последующим такие сокращение продолжились. И сегодня во многих местах настоятели храмов РПЦ и архиереи сокращают уже сокарщенную Никоном службу на свое усмотрение.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Я думаю, что лишь сокращениями служб вопрос не решится. Главная проблема долгих служб — большинству людей не понятно происходящее: хор что-то поет, поп ходит кадилом машет, читаются какие-то длинные монотонные тексты суть которых почти не ясна. В итоге несколько часов стоять на ногах без сосредоточения на происходящем ввиду непонимания происходящего. Начинаешь сосредотачиваться на нарастающих болях в ногах, в спине и у кого чего еще там. Отстоять лишь потому, что "так надо" — можно, но эта мотивация имеет очень ограниченный заряд, что на практике и видно.

      Отец Андрей Кураев предлагал прекрасную идею: чтобы проводились учебные Литургии. То есть во время службы священник объявлял: "Сейчас будет читаться такой-то канон, он тому-то, о том-то и затем-то… Теперь совершается вот то-то, оно символизирует то-то… в этой молитве мы происим то-то, вы можете молиться о тех-то и этих в процессе…"

      То есть нужен обучающий церковный интерактив, чтобы люди осознанно вовлекались в происходящее на службе. Тогда будет больше тех, кто будет участвовать осознанно и не так быстро страдать от "слишком долгой службы".

      У меня до раздражения иногда доходило от советов священников "Ну вы все равно приходите, постойте, послушайте, это важная служба, красивая служба". Они просто не понимают как-будто проблематики этой, абсолютно не отдавая внимание важности того, чтоб люди присутствовали осознанно. А иначе это магизм получается: ничего не понимаю, ничего не знаю, но надо приходить и стоять, тогда "заклинание подействует".

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Сокращать службы не надо, но возможно разделять на этапы или допускать неполное (по времени) участие. Если человек будет знать, что можно зайти в храм и на 15 минут, но эти 15 минут помолиться от всей души, сосредоточенно, то человек чаще будет приходить в храм. А если будет по принципу: либо приходи и все 4 часа стой, либо вообще не приходи — уверен, будет больше тех, кто вообще не придет.

    • Глеб Чистяков

      Если речь о катехизации, то это серьезный выход из ситуации. Но где те кадры, те школы, то финасирование котороое поможет осуществлять масштабную катехизацию?

      Что касается учебныехЛитургий они вряд ли помогут. Такой опыт уже есть в синодальной церкви 20-х годов. Почитайте многочисленные труды московского епископа Антонина Грановского:

      Вот, например:

      "Смысл службы «от мелочей и от слова до слова понятен каждому верующему и доступен» («Обновление церкви», 1923, № 3–4).

      «Мы, к примеру, молимся на родном живом языке… Но Тихон, по своей поповской профессиональной узости и корыстному крепостничеству, это запрещает и пресекает… и нам нет никаких резонов потакать его преступному ожесточению против нашего русского языка… Тихон наш душегуб, как представитель, покровитель закостенелого, отупевшего, омеханизировавшегося, выдохшегося поповства… Во имя мира и для единения в духе любви не мы должны, а он должен благословить одинаково и славянский, и русский…

      …Переход на русский язык богослужения признать чрезвычайно ценным и важным приобретением культовой реформы и неуклонно проводить его, как могучее оружие раскрепощения верующей массы от магизма слов и отогнания суеверного раболепства перед формулой. Живой родной и всем общий язык один дает разумность, смысл, свежесть религиозному чувству, понижая цену и делая совсем ненужным в молитве посредника, переводчика, спеца, чародея….

      …На предсоборном совещании, когда зашла речь о богослужебных реформах, епископ Иосиф с Украины сказал: на Украине во многих церквах миряне требуют чтобы священники выносили престолы и совершали службу открыто — довольно играть в прятки. Под влиянием этого было впопыхах постановлено разрешить совершение литургии на выносных престолах там, где этого пожелают верующие…

      …Открытый алтарь – один оздоровит распущенность духовенства, которое, спрятавшись за перегородки, ведет себя суетливо и бесцеремонно, выветривая совершенно благоговение. Открытие алтаря возвращает алтарю чистоту и свежесть, освобождая алтарь от загружения, как теперь, церковной рухлядью и скарбом.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Алексей Ильич Осипов как-то отвечал на этот вопрос, насчет перевода на русский язык служб. Он говорил, что это и бесполезно, и вредно. В качестве примера он приводил католическую церковь где были подобные перемены когда вместо латинского языка стали использовать на мессах местные языки, и прихожан в храмах стало чуть ли не меньше. Объяснение у него хорошее, можно поискать на йутюбе.

      Правда, Осипов говорил, что надо проводить адаптацию текстов, заменяя там менее точные или неактуальные слова на более актуальные, оставляя при этом язык церковно-славянским. И обоснование у него было очень грамотное на мой взгляд.

      Насчет масштабной катехизации. Если говорить об РПЦ, то вполне мне кажется это подъемно. Была бы воля.

    • Есть мнение, что это признание не нужно. Аргумент такой: если в нас истина, то зачем нам её подтверждать на стороне и там, где ее нет? Мы разве сами не знаем, что это истина?

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Не нужно? А зачем тогда идет процедура признания, да еще и инициированная самой РПСЦ?

    • Другое мнение состоит в том, что хорошо, когда признают за Церковь. Это решает многие документальные вопросы. Ведь некоторые священники РПЦ вообще считают наших священников "мужиками ряженными". Конечно, это несправедливо и об этом много написано нашими начетчиками. Но этот вопрос скорее юридический и внешне-церковный. Это как с учением церкви в истории: православие говорит, что Бог един в триех Лицах, а еретик говорит обратное и требует доказательств. Вот и приходилось созывать Вселенские Соборы и писать опровержения.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Моя позиция, что чем больше друг друга признают и легализуют, тем лучше всем будет от этого.

    • Вот ведь вопрос: кто кого на самом деле признает? РПЦ МП старообрядцев или старообрядцы — постниконовскую Церковь, в которой сейчас пошла новая волна реформ под диктовку латинян. Тревожит и то, что этими вопросами от РПЦ МП занимается мит. Иларион (Алфеев), известный модернист, который не однократно встречался с понтификом и целовал его руку.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля