Во вторник 31 марта 2015 года в Московском духовном центре РПсЦ, что на Рогожском, состоялось первое заседание двусторонней комиссии по вопросу о возможности признания иерархии Русской Православной старообрядческой Церкви. Комиссия была создана по инициативе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (РПЦ) и старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Корнилия (РПсЦ).
Русскую Православную Старообрядческую Церковь представляли протоиерей Евгений Чунин, иерей Александр Панкратов и протодиакон Виктор Савельев, при участии митрополита Московского и всея Руси Корнилия. Со стороны РПЦ МП во встрече приняли участие: профессор Московской духовной академии, председатель историко-правовой комиссии протоиерей Владислав Цыпин, секретарь Отдела внешних церковных связей МП по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов, сотрудник Отдела внешних церковных связей Д.И. Петровский.
Это далеко не перввая встреча митрополита Корнилия с представителями ОВЦС. После первого визита митрополита Корнилия в 2009 году в Отдел Внешних Церковных связей Московской Патриархии митрополит Иларион посетил Рогожское с официальным ответным визитом.
На территорию духовного центра РПСЦ митрополит Иларион прибыл 19 ноября 2010 года. В составе делегации были также заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов, сотрудник ОВЦС МП Д. И. Петровский. Во время этой встречи митрополит Иларион передал в дар старообрядческой митрополии факсимильное издание самого крупного хронографического произведения средневековой Руси — Лицевого летописного свода, созданного в единственном экземпляре для царя Иоанна Грозного.
Также митрополит Иларион побывал на Рогожском в 2013 году, на празднике свв. Жен-Мироносиц, где посетил вечер духовных песнопений и выставку, проходившую в храме Рожества Христова. Были и другие встречи во время государственных приемов и праздников.
Встреча, состоявшаяся 31 марта 2015 года, прошла во взаимно уважительной атмосфере. По итогам собеседования стороны договорились продолжить диалог по заявленной теме как путем переписки, так и посредством проведения последующих встреч.
По материалам сайта mospat.ru.
> Настоятелем входоиерусалимского собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп Аввакум. Правда, служил там недолго — всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти!
Две мысли на этот счет.
Выходит, наши предки все же не такими и благочестивыми были, если верить житию Аввакума: его изгоняли и били не единожды за попытки навести порядок в церковной (и не только?) жизни прихожан. Это отражено и в фильме "Раскол", если вспомнить различные сцены служб в храме Аввакумом. То есть получается, что некий кризис в церкви до раскола все же назрел, и что-то реформировать все же было нужно?
И второе. Если поп не просто исполнитель треб и служб, а некий врач-воспитатель, то это не совсем нормально, что больные могут изгнать его. Воспитание и исправления связано обязательно с насилием, и на определенной стадии воспитатель будет для исправляемых врагом и мучителем против которого будет направлен гнев. И тут важно, наверное, чтобы у больных не было возможности прогнать врача.
Конфликты между прихожанами и настоятелем не были такой редкостью, об этом свидетельсвуют как дораскольные документы, как и документы более поздних времен. Просто случай с протопопом Аввакумом стал широко известен благодаря самой личности автору жития. Житие Аввакума как мы знаем было распространено в огромном количестве списков и печатных версий.
Второе, а собственно почему в данном случае между настоятель и прихожанами произошел конфликт? В житии и других источниках мы знаем — Аввакум и другие ревнители благочестия середины 17 века настаивали на отмену старой традиции многогласной службы и служили "поряду" — вычитывая все молитвы и последования одно за другим.
Такая практика приводила к конфликтам в некоторых приходах из за существенного увеличения продолжительности служб. Этот вопрос стал даже предметом соборного рассмотрения (что также показано в фильме "Раскол"). Патриарх Иосиф настоял, чтобы в приходских храмах сохранялась старая трацдияи многогласаной службы, а в монастырях служили единогласно (поряду).
После церковног же раскола единогласная служба постепенно утвердилась в старообрядчестве, в новообрядчестве же, службу и так сократили, что вопрос многогласия отпал сам собой.
Многогласную службу видел только в сериале Раскол, и это конечно непойми что. Как можно соборно молиться, когда из каждого угла что-то свое, а в итоге кругом шум?.. Многогласие получается как механическое вычитывание, как заклинания, когда важно механически все прочитать, а то, что никто это толком "через себя" не пропустил — не важно, и так "подействует".
С другой стороны охотно понимаю тех, кто напрягался существенным увеличением длительности служб. Интересно как обстоят дела в современном старообрядчестве с посещением длительных служб: часто ли посещают, все ли службы выстаиваются. Особенно нестариками.
В этом фильме многогласная служба была показано пародийно, в этом был замысел режиссера, что как то объяснить необходимость никоновых реформ. В реальности многогласная служба выглядела совсем иначе. Остатки многогласия мы видим на примере служения современной Литургии, гда большая часть молитв читается втайне, во время пения клироса.
То есть Аввакум был за то, чтоб в алтаре не читались молитвы невидимо, а все читалось последовательно и вместе со всеми?
Какая в таком случае получалась средняя продолжительность Литургии в часах?
Видимо ревнители благочестия имели ввиду Утреню, Часы и Вечерню.
Но проблема чрезмерно длительных служб значит и в те времена была. Рано или поздно с этим что-то пришлось бы делать.
Проблема была в тех местах, а точнее приходах где практиковалось единоречная служба — все поряду. В монастырях естественно это не являлось проблемой,а в остальных приходах длительность службы не была большой из за многогласия. Продолжительность службы всегда вещь относительная. Сокращение службы во время патр. Никона казалось бы решило проблемы её продолжительности, однако, как выяснилось и в последующим такие сокращение продолжились. И сегодня во многих местах настоятели храмов РПЦ и архиереи сокращают уже сокарщенную Никоном службу на свое усмотрение.
Я думаю, что лишь сокращениями служб вопрос не решится. Главная проблема долгих служб — большинству людей не понятно происходящее: хор что-то поет, поп ходит кадилом машет, читаются какие-то длинные монотонные тексты суть которых почти не ясна. В итоге несколько часов стоять на ногах без сосредоточения на происходящем ввиду непонимания происходящего. Начинаешь сосредотачиваться на нарастающих болях в ногах, в спине и у кого чего еще там. Отстоять лишь потому, что "так надо" — можно, но эта мотивация имеет очень ограниченный заряд, что на практике и видно.
Отец Андрей Кураев предлагал прекрасную идею: чтобы проводились учебные Литургии. То есть во время службы священник объявлял: "Сейчас будет читаться такой-то канон, он тому-то, о том-то и затем-то… Теперь совершается вот то-то, оно символизирует то-то… в этой молитве мы происим то-то, вы можете молиться о тех-то и этих в процессе…"
То есть нужен обучающий церковный интерактив, чтобы люди осознанно вовлекались в происходящее на службе. Тогда будет больше тех, кто будет участвовать осознанно и не так быстро страдать от "слишком долгой службы".
У меня до раздражения иногда доходило от советов священников "Ну вы все равно приходите, постойте, послушайте, это важная служба, красивая служба". Они просто не понимают как-будто проблематики этой, абсолютно не отдавая внимание важности того, чтоб люди присутствовали осознанно. А иначе это магизм получается: ничего не понимаю, ничего не знаю, но надо приходить и стоять, тогда "заклинание подействует".
Сокращать службы не надо, но возможно разделять на этапы или допускать неполное (по времени) участие. Если человек будет знать, что можно зайти в храм и на 15 минут, но эти 15 минут помолиться от всей души, сосредоточенно, то человек чаще будет приходить в храм. А если будет по принципу: либо приходи и все 4 часа стой, либо вообще не приходи — уверен, будет больше тех, кто вообще не придет.
Если речь о катехизации, то это серьезный выход из ситуации. Но где те кадры, те школы, то финасирование котороое поможет осуществлять масштабную катехизацию?
Что касается учебныехЛитургий они вряд ли помогут. Такой опыт уже есть в синодальной церкви 20-х годов. Почитайте многочисленные труды московского епископа Антонина Грановского:
Вот, например:
"Смысл службы «от мелочей и от слова до слова понятен каждому верующему и доступен» («Обновление церкви», 1923, № 3–4).
«Мы, к примеру, молимся на родном живом языке… Но Тихон, по своей поповской профессиональной узости и корыстному крепостничеству, это запрещает и пресекает… и нам нет никаких резонов потакать его преступному ожесточению против нашего русского языка… Тихон наш душегуб, как представитель, покровитель закостенелого, отупевшего, омеханизировавшегося, выдохшегося поповства… Во имя мира и для единения в духе любви не мы должны, а он должен благословить одинаково и славянский, и русский…
…Переход на русский язык богослужения признать чрезвычайно ценным и важным приобретением культовой реформы и неуклонно проводить его, как могучее оружие раскрепощения верующей массы от магизма слов и отогнания суеверного раболепства перед формулой. Живой родной и всем общий язык один дает разумность, смысл, свежесть религиозному чувству, понижая цену и делая совсем ненужным в молитве посредника, переводчика, спеца, чародея….
…На предсоборном совещании, когда зашла речь о богослужебных реформах, епископ Иосиф с Украины сказал: на Украине во многих церквах миряне требуют чтобы священники выносили престолы и совершали службу открыто — довольно играть в прятки. Под влиянием этого было впопыхах постановлено разрешить совершение литургии на выносных престолах там, где этого пожелают верующие…
…Открытый алтарь – один оздоровит распущенность духовенства, которое, спрятавшись за перегородки, ведет себя суетливо и бесцеремонно, выветривая совершенно благоговение. Открытие алтаря возвращает алтарю чистоту и свежесть, освобождая алтарь от загружения, как теперь, церковной рухлядью и скарбом.
Алексей Ильич Осипов как-то отвечал на этот вопрос, насчет перевода на русский язык служб. Он говорил, что это и бесполезно, и вредно. В качестве примера он приводил католическую церковь где были подобные перемены когда вместо латинского языка стали использовать на мессах местные языки, и прихожан в храмах стало чуть ли не меньше. Объяснение у него хорошее, можно поискать на йутюбе.
Правда, Осипов говорил, что надо проводить адаптацию текстов, заменяя там менее точные или неактуальные слова на более актуальные, оставляя при этом язык церковно-славянским. И обоснование у него было очень грамотное на мой взгляд.
Насчет масштабной катехизации. Если говорить об РПЦ, то вполне мне кажется это подъемно. Была бы воля.
Хорошо бы, чтоб признали.
Есть мнение, что это признание не нужно. Аргумент такой: если в нас истина, то зачем нам её подтверждать на стороне и там, где ее нет? Мы разве сами не знаем, что это истина?
Не нужно? А зачем тогда идет процедура признания, да еще и инициированная самой РПСЦ?
Другое мнение состоит в том, что хорошо, когда признают за Церковь. Это решает многие документальные вопросы. Ведь некоторые священники РПЦ вообще считают наших священников "мужиками ряженными". Конечно, это несправедливо и об этом много написано нашими начетчиками. Но этот вопрос скорее юридический и внешне-церковный. Это как с учением церкви в истории: православие говорит, что Бог един в триех Лицах, а еретик говорит обратное и требует доказательств. Вот и приходилось созывать Вселенские Соборы и писать опровержения.
Моя позиция, что чем больше друг друга признают и легализуют, тем лучше всем будет от этого.
Вот ведь вопрос: кто кого на самом деле признает? РПЦ МП старообрядцев или старообрядцы — постниконовскую Церковь, в которой сейчас пошла новая волна реформ под диктовку латинян. Тревожит и то, что этими вопросами от РПЦ МП занимается мит. Иларион (Алфеев), известный модернист, который не однократно встречался с понтификом и целовал его руку.