От редакции:
Исполнилось 10 лет со дня упокоения преосвященнейшего Андриана (Четвергова), митрополита Московского и всея Руси. Сайт «Русская вера» подготовил ряд материалов, посвященных его памяти. Мы публикуем не только воспоминания о кратком, но ярком по содержанию периоду предстоятельства святителя. На сайте размещена и фотогалерея, в которой запечатлены основные события служения владыки Андриана.
Митрополит Андриан сделал несколько шагов в церковном развитии, повлиявших на всю новейшую историю старообрядчества. Среди них — выход старообрядчества из информационного заточения, открытие духовного училища РПсЦ, начало глобальной реконструкции крупнейшего духовного центра старообрядчества — Московского Рогожского кладбища. Десять лет назад на Рогожском под руководством митрополита Андриана прошло празднование 100-летия распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. Отталкиваясь от этих юбилейных событий, мы начинаем публикацию серии материалов, посвященных жизни и деятельности этого предстоятеля старообрядческой Церкви. Сегодня мы публикуем отрывки из выступлений и высказываний митрополита Андриана, сделанных на Освященных соборах и Советах Митрополии РПСЦ в 2004–2005 годах. Митрополит Андриан впервые в новейшей истории церкви подверг критическому анализу современное состояние старообрядческой Церкви. С тех пор какие-то проблемы удалось решить, однако многое из сказанного митрополитом актуально и сегодня. Некоторые же его мысли приобрели еще большую, чем 10 лет назад, злободневность. |
|
Об информационной политике
О старообрядчестве сегодня почти невозможно узнать из внешних источников информации, а если что и сообщается, то чаще всего предвзято и искаженно. Нас трудно найти: наши храмы часто располагаются на окраинах городов, в труднодоступных местах, за воротами, в которые трудно достучаться. Складывается впечатление, будто старообрядчество кто-то умышленно спрятал под спуд. Это исторически объяснимо, но нельзя не заметить, что это прямо противоречит словам Спасителя:
Никтоже убо светильника вжег покрывает его сосудом или под одр подлагает, но на свещник возлагает, да входящие видят свет (Лк. 8, 16).
Этому есть объективные причины. Общественные процессы, протекающие в нашей стране: умышленное искажение смысла и истории никоно-алексеевой реформы, повлекшее изменение религиозной идеологии в сторону экуменических идей; терпимость к отступлениям от Священного Предания под предлогом равночестности и равноспасительности разных обрядов приводят к потере бдительности и ревности о чистоте и благочестии. Причем указанные процессы не обошли стороной и людей исконно православных, потомственно принадлежащих к Церкви древлеправославной, так называемых коренных старообрядцев.
В период засилья советского безбожия атеистическая пропаганда настолько деформировала сознание людей, что теперь многим лишенным корней потомкам трудно даже вспомнить о былом православии своих предков. Эта потеря исторической памяти зачастую заводит людей от веры отцов в ограду храмов РПЦ МП, самых массовых и общедоступных. Им и невдомек, что до нашего времени, несмотря ни на что, сохранилась действительно благочестивая, действительно Православная, древняя и неповрежденная русская Церковь, которая в свое время дала нашей Родине имя Святой Руси.
Впечатления от поездки по общинам
Как известно участникам Освященного собора, с марта по сентябрь сего года (2004 г. — прим. ред.) я совершил несколько архипастырских поездок по епархиям и приходам России, Украины и Молдовы. Знакомство с десятками приходов дает возможность сделать определенные выводы относительно тех проблем, которые сегодня мешают развиваться общинам на местах.
Приходская жизнь чаще всего ограничивается более-менее регулярным совершением уставного богослужения, кое-где к этому еще добавляются заботы о строительстве нового или ремонте действующего храма. Далеко не везде созданы и действуют воскресные школы, лишь кое-где идет проповедническая работа со взрослым населением, и совсем уж редко случается, что наши общины идут в мир, к людям, участвуя в каких-либо социально-культурных проектах. Вот обычная картина из нашей церковной жизни: после окончания богослужения на дверь храма навешивается замок и все расходятся по своим делам до новой службы. Картина, конечно, печальная.
О кадрах священнослужителей
В целях объективности рассмотрения наших очевидных недостатков уместно, наверное, начать с проблем духовенства. Вопрос, который не первое десятилетие остро стоит в большинстве епархий: недостаток кадров священников. В связи с этим многим духовным отцам приходится «обслуживать» по нескольку приходов, что никак нельзя признать нормальным.
Такому батюшке уже некогда заниматься проповедью Слова Божия не только где-либо вне церковных стен, но и среди своих прихожан. Ему бы успеть совершить положенные службы и требы, исповедать да исправить. О привлечении к Церкви новых верующих, как о постоянном и важном деле, в подобных условиях речь вообще не идет. Не хватает ни времени, ни сил, ни достаточного уровня образования.
…Из-за того, что священников хронически не хватает, некоторые наши батюшки так привыкли к своей исключительности и незаменимости, что даже считают свои приходы (вместе с прихожанами!) чуть ли не личной собственностью…
«Для удобства руководства» некоторые настоятели храмов стремятся протащить членов своей семьи на все ключевые посты в церковной общине. И таким образом получается, что сам батюшка является председателем общины, а матушка — продавцом свечей и, одновременно, казначеем… Неудивительно, что такая ситуация, даже при абсолютной честности всех членов настоятельской семьи, дает обильную почву для слухов и всевозможных домыслов. И все это в итоге приводит не только к понижению авторитета конкретного священника, а в конечном счете наносит тяжелый урон Церкви.
Итак, в качестве одного из источников наших сегодняшних проблем, мною был указан недостаток священства. Но, дорогие соборяне, посмотрите, не мы ли сами тому во многом причиной? Не секрет, что среди духовенства есть эгоистические настроения. Некоторые священники не хотят видеть рядом с собою никаких преемников: «А вдруг подсидят?»; не желают расставаться со своими помощниками: «А как я буду без пономаря?». Не хотят выдвигать кандидатов и на соседние приходы, боясь расстаться со своими помощниками или потерять личный доход. Кажется, такие деятели не заинтересованы в появлении новых приходов и общин, порой даже противодействуя расширению и распространению христианских обществ.
Об ошибках молодых священников
Особый вопрос — первые шаги начинающих священников. Известно, что в некоторых приходах новоназначенный пастырь первым делом стремился под любыми предлогами разогнать существующий церковный совет и на его место наспех выдвинуть своих сторонников — тех, кто бы с готовностью исполнял любые его поручения. Надо ли говорить, что такие поспешные действия священника, еще не успевшего заслужить авторитет в глазах членов общины, легко приводят к расколу и обрекают приход на долгое разделение на «своих» и «чужих». Недаром вспоминают слова блаженной памяти архиепископа Иосифа (Моржакова), который, направляя в приход новоназначенного священника, любовно советовал ему: «Первые два года никого в приходе не меняй со своих мест». Зачем это нужно? Чтобы своей неразумной торопливостью священник не лишился своих верных помощников и не противопоставил себя всему приходу. К великому сожалению, иногда это как раз и случается… И тогда отрадные надежды от ожидания священника быстро сменяются горечью разочарования после его назначения. И вместо христианского сотрудничества в устроении церковных дел община на долгое время погружается в пучину нестроений и конфликтов, и через это теряет многих своих прихожан.
О соборности
В практике многих приходов ощущается явный недостаток соборности церковной жизни: не всегда вовремя проводятся собрания общин, бывает, что важнейшие решения принимаются узким кругом лиц, а голоса отдельных прихожан и целых групп верующих авторитарно подавляются священником или неким заслуженным мирянином. Особенно печально, когда сам священник требует вручить ему ключевые полномочия (например, пост председателя общины), чтобы в дальнейшем без всякого обсуждения проводить единоличные решения.
Подобные устремления некоторых клириков прямо противоречат духу соборности Церкви Христовой. Ибо как во всей Церкви в целом, так и в каждом приходе в отдельности выборность органов церковного управления (или попечения), участие мирян в управлении церковной общиной есть важный фактор христианской жизни.
О проповеди Веры
Наши старообрядческие делатели до сих пор не очень поспешали на жатву. О старообрядчестве сегодня почти невозможно узнать из внешних источников, а если что и сообщается, то чаще всего говорится о нас предвзято и искаженно. Нас трудно найти: наши храмы часто располагаются на окраинах городов, в труднодоступных местах. Дело обстоит так, как если бы свечу, о которой говорится в Евангелии от Луки (Лк. 8, 16), против всякого смысла и разума покрыли бы сосудом и поставили бы под кровать, а не на подсвечник, чтобы входящие не видели бы света.
Очевидно, этому есть причины: они прежде всего в том, что извечный противник Божий и наш враг сатана все больше получает власти в этом мире. Однако Церковь Христова на то и основана Спасителем на земле, чтобы до конца сопротивляться злу и разрушению, спасая всех, кого только возможно.
Для того, чтобы развернуть миссионерскую деятельность, сегодня нам не требуется ехать в отдаленные места, где живут люди, непросвещенные Евангелием. Таких сегодня в избытке вокруг нас. В масштабах прихода часто бывает достаточно в духе доброжелательности проводить беседы с приходящими в храм людьми, пусть даже случайными, рассказывать им о Христе, о нашей вере, об историческом пути старообрядчества.
Вне храма, в быту мы тоже не должны скрывать того, что мы старообрядцы. В истории русского старообрядчества нет темных или позорных пятен. Соседи, которые живут с нами в одном доме, коллеги на работе, одноклассники в школе — разве плохо, если мы с ними будем говорить о нашей вере?
Об отношении к приходящим в Церковь людям
Но вот случилось, что кто-то откликнулся на нашу миссионерскую проповедь и решил принять крещение. Как правильно научить приходящих иноверных и «усвоить» их в своей церковной среде — с братской любовью и терпением, не отвергая с порога? Недопустимы:
- Грубость и невнимание к зашедшим в храм людям, стремление изгнать их или отгородиться;
- Нетерпение к поведению малых детей за церковной службой; жесткая ограничительная «очередность» для возможности их Причащения и, как следствие, отсутствие причастников, да и вообще детей;
- Невнимание к молодежи и, как следствие, отсутствие оной среди прихожан.
Еще один инструмент — это христианское воспитание детей. Не только «собственных», но и внешних, «чужих». Устройство воскресных и общеобразовательных христианских школ, детсадов, летних детских христианских лагерей. Проведение христианских уроков в светских школах и детсадах.
О духовном образовании
В советское атеистическое время старообрядцам было недоступно духовное образование. Вплоть до 1988 года не удавалось получить разрешение властей на открытие старообрядческого духовного училища. Несколько лет назад впервые был предпринят опыт создания духовного образовательного заведения, который нельзя назвать вполне успешным. Ныне же актуальность духовного образования видится еще более острой.
В сегодняшнем мире, где люди подчас столь извращенно понимают слова евангельской проповеди, без ясных богословских ориентиров, без умения строить и излагать мысли, трудно надеяться с успехом выполнять стоящие перед Церковью сложные задачи. Без достаточного духовного образования невозможно выработать правильную, богословски выверенную позицию Церкви по отношению к современному миру. К сожалению, «Диаконовы» и «Поморские ответы», труды епископов Арсения Уральского, Иннокентия (Усова), Михаила (Семенова) не могут сегодня нам дать все необходимые ответы на вызовы нашего времени. Где же наши сегодняшние богословы? По сравнению со старообрядчеством начала прошлого века, наш интеллектуальный потенциал понижен на несколько порядков. Дело дошло до того, что среди наших верующих все меньше и меньше сохраняется понимания, в чем собственно состоят догматические и канонические различия между старообрядчеством и никонианством, как будто все различие состоит только в двуперстии и еще некоторых обрядах.
Наша обязанность — всемерно поддерживать и расширять духовно-образовательную деятельность и, в первую очередь, наше Духовное училище.
Обращение к делегатам Освященного собора и чадам Церкви
Уважаемые участники собора! Глубокая озабоченность состоянием нашей Церкви, вступающей в XXI век, принудила меня безо всякого прикровения начать разговор о тех проблемах, которые поставила жизнь перед нашим старообрядчеством. Они возникли, конечно, не сегодня и даже не вчера, но особенно заметными стали именно сейчас, когда наша Церковь обрела долгожданную свободу и получила возможность для развития.
Очевидно, что последовательное решение проблем Церкви потребует длительного времени, серьезных усилий и больших материальных затрат. Масштабы стоящих задач намного превышают реальные возможности, которые сегодня имеются в распоряжении Церкви. Но, как бы то ни было, Церковь Христова не может перепоручить никому другому своей миссии в этом мире: исполнять завещанное ей Исусом Христом дело спасения людей.
С удовлетворением можно отметить, что дух соборности Русской Православной Старообрядческой Церкви позволил нам преодолеть возникшие некоторое время назад раздорнические настроения, что именно этот дух в совокупности с открытостью и миролюбием привлекает к нашей Церкви новых членов. Я убежден, что не искусственные ухищрения в Уставе церковном должны быть препятствием для отделения от Церкви, а привлекательность её любвеобилием и чистосердечными отношениями, построенными на основе христианского добротолюбия.
Верю, что Господь наш Исус Христос подаст Освященному собору необходимое разумение, чтобы быть мудрыми в своих суждениях, духовную прозорливость, чтобы вовремя видеть опасности, мужество, чтобы не испугаться трудностей пути, и надежду на Его благодатную помощь.
Фотографии Глеба Чистякова
Говорил с одним пожилым рогожанином пару лет назад, еще прошлого поколения старообрядцев, говорит: "Шпана на рогожском всегда была, но волю давать ей стали только последние годы".
Такое же мнение у некоторых наших священников. Явление печальное, но я не думаю, что это так всё задумано и отражает позицию Церкви. Скорее всего просто так получается, упокоились авторитетные члены общины, а вновь пришедшие почувствовали себя учителями. Некому одёрнуть.
А что понимается под шпаной? Какое поведение позволяет так назвать группу прихожан? Возможно, это даст и ответ почему шпаны стало много — возможно, стало много прихожан которые именно за этим поведением и пришли? Ну, скажем, этот ревнительский радикализм и есть первоочердно-востребованный продукт: желание построить жесткую вертикаль с жесткими тербованиями ко всему, включая внешнее, и с жесткими наказаниями за несоблюдение?
Кураев писал об этом кстати, что запросы церковной молодежи последних лет как раз не в либерализации, а наоборот — в радикализации жизни. Многих молодых тянет эта жесткая простроенная по правилам структура.
Скромность и тактичность, эта черта была присуща старообрядчеству с конца 17 века. Если бы такая шпана (имеется ввиду в общем неадекватные представители разных возрастов) рулила бы в храмах в 18-19 веках, то власти все давно бы позакрывали и позапечатали. Ну представьте, какого нибудь полицмейстера МВД который пришел с инспекцией проверить не сняти ли печати с алтарей? Да тут любое шипение из подтишка стало бы повод к полному закрытию храмов раз и навсегда…
Вспоминаю рассказы Мельникова Ф.Е. о диспутах староверов с пропагандистами-атеистами. Никогда там правота не доказывалась глоткой, нагайкой и тому подобными способами. Оппонентам делался шаг и мат благодаря большой начитанности и способности мыслить старообрядческих начетчиков (героев рассказов).
Агрессия и воинственность со стороны старообрядчества еще и тем более нелепы, что сами старообрядцы нередко используют аргумент "дедовжгли" для упрека в адрес государства и господствующей церкви.
> Складывается впечатление, будто старообрядчество кто-то умышленно спрятал под спуд.
А может быть в самом старообрядчестве кому-то хочется, чтобы оно (старообрядчество) так и оставалось клубом для избранных, искусственно замкнутым и отгороженным?
> Грубость и невнимание к зашедшим в храм людям, стремление изгнать их или отгородиться;
Если верить некоторым представителям рогожской общины, граница для зашедших в их храм заканчивается стеклянными дверями почти на улице. Как это согласуется с призывом не отгораживаться я даже не знаю.
> Наши старообрядческие делатели до сих пор не очень поспешали на жатву.
(о проповеди)
Ну вот ответ на эту тему одного из священников РПСЦ, на этом же сайте: http://ruvera.ru/vopros/dar_slova
Роль проповеди и миссионерства обозначена четко. Чему удивляться-то.
> Дело дошло до того, что среди наших верующих все меньше и меньше сохраняется понимания, в чем собственно состоят догматические и канонические различия между старообрядчеством и никонианством, как будто все различие состоит только в двуперстии и еще некоторых обрядах.
Было бы интересно увидеть этот список. Только реальный, а не зацепкти типа "вы букву А убрали, поэтому не считаете духа истиным" и тому подобные зацепки за менее удачный перевод Символа Веры при том, что реальное его понимание и старообрядчеством и новообрядчеством одинаково.
Когда речь идет о различиях скажем католицизма и православия, есть серьезные обоснования различия, есть серьезное объяснение почему филиокве "рассекает троицу". Обоснование опирается на философские понятия природы, ипостасности и т.п. А не зацепки за буквы. Вот хотелось бы такое же увидеть и на тему "никонианство vs старообрядчество".
Цитата:
> К сожалению, «Диаконовы» и «Поморские ответы», труды епископов Арсения Уральского, Иннокентия (Усова), Михаила (Семенова) не могут сегодня нам дать все необходимые ответы на вызовы нашего времени. Где же наши сегодняшние богословы?
В качестве ответ процитирую сайт "Современное древлеправославие": "…Говоря о Духовном училище, необходимо отметить, что, начиная с этого года, не только был заменён директор, но и весь преподавательский состав. Изменилась концепция училища, понимание того, как учить, каков заказ на специалистов со стороны Церкви, чему надо учить. Если до этого существовало представление, что Духовное училище прежде всего должно быть богословским учебным заведением, то с этого учебного года победило мнение, что оно должно стать прежде всего курсами по обучению уставщиков, давать только клиросные навыки, учить церковному пению и чтению. Этому всему в училище основательно учили и раньше, что подтверждается тем, что ряд выпускников проходят церковное служение в качестве уставщиков. Однако ещё кроме этого изучалось Священное Писание, давалась неплохая подготовка в области догматики, богословия, церковной истории. Надо ли говорить, насколько это важно, насколько Церковь нуждается в людях с такой подготовкой в наше лукавое время, когда малый остаток, «малое стадо» (Лук.12:32) со всех сторон окружено разнообразными ересями и заблуждениями, проповедники которых зачастую имеют превосходное богословское образование? К сожалению, за решением сократить программу училища до курсов уставщиков стоит хотя и ошибочное, но укоренившееся с советских времён среди священства и многих мирян нашей Церкви представление, что вся церковная жизнь заключается в одном богослужении, храмовых службах и церковных таинствах…" (http://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1149)
По поводу Богослужения,вся ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА ЭТО — ОМОЛИТВОСЛОВЛЕННАЯ БИБЛИЯ .тексты стихир и канонов ,при внимательном прочтении и усвоении могут дать больше чем все Богословы современности так как писались богоносными мужами находящимися в Духе Святом, И наоборот при приобладании западной схоластики в современном богословии ,получаем продукт про который никонианский святой Игнатий (Брянчанинов)сказал"какого света ждать от этой тьмы.;
Слова Владыки "Об отношении к приходящим в Церковь людям" нужно бы распечатать и повесить в каждом храме на паперти, да и ревнителям сегодняшним напомнить это.
Счас видимо время время сложное. и те кто впервые в церковь приходят и т. к. сказать старожилы не впростом положении находятся.больше терпения нужно