Традиция ставить поклонные кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства. На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Читайте в нашей статье о том, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась.
На страницах нашего сайта мы уделяем немало внимания историческим русским ремеслам, среди которых особое место занимает каллиграфия. Это высокохудожественное ремесло было распространено практически во всех регионах нашей страны, где проживали старообрядцы. О том, чем сегодня живет славянская каллиграфия, над чем работают современные каллиграфы и вообще существуют ли они в век, когда даже печатная книга постепенно выходит из моды, уступая место электронным устройствам и интернету, нам рассказывает художник, дизайнер, ремесленник, преподаватель каллиграфии Наталья Ким.
Одним из известных новшеств никоновой реформы в области церковной «моды» стали новогреческие клобуки и рясы с широкими рукавами. Ношение ведрообразных клобуков настолько быстро распространилось среди русского иночества и епископата, что стало символом иноческого облачения. Посмотрим, какие интересные детали открывают нам исследователи данной темы.
В этом году наш сайт уже опубликовал два материала из доклада архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Хорава, Грузинская Древлеправославная Церковь). Первый был посвящен критике обычая ношения современным старообрядческим духовенством длинных волос, второй — вопросу нижней границы возраста кандидата во священнослужители. Сегодня мы публикуем размышления владыки на две смежные с предыдущими материалами темы.
Церковная реформа XVII века расколола русское общество на два фронта. Много лишений претерпели те, кто её не принял. Но эти гонения не заставили их отступить от своих взглядов. О жизни белгородской старообрядческой общины корреспонденту «Белгородской правды» рассказал наставник Александр Тарасов.
В ходе Ржевских образовательных чтений прозвучали сенсационные факты взаимоотношений старообрядцев и новообрядцев после раскола, совершения богослужений священниками официальной Церкви по старому обряду. Также участники обсудили проблемы Русской Церкви накануне церковной реформы XVII века, возможность качественного перевода Евангелия на русский язык и соседство архаики и науки.
В древности алкоголь хотя и употреблялся славянами, но пьянство не являлось печальным социальным явлением. Спаивание народа по большому счету началось лишь в эпоху Романовых, когда сперва частным лицам было запрещено изготавливать спиртное для личного употребления, а затем и государство стало напрямую поощрять, развивать и контролировать питейные заведения. О том, как проходил процесс распространения пьянства на Руси при Романовых, Иван Прыжов рассказал в своей книге «Очерки по истории кабачества». Публикуем исследование Прыжова, посвященное так называемым «кабацким откупам».
Сегодня мы можем говорить о многих великих русских именах в живописи и музыке. Это и Валентин Серов, и Михаил Врубель, и Илья Репин, и Виктор Васнецов, Василий Поленов, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и многие другие. Однако все эти великие люди обязаны своим расцветом именно фамилии Мамонтовы. Несмотря на долгую и совсем непростую историю, род меценатов внес огромный вклад в развитие русской культуры XIX-XX веков. Плоды этого вклада мы можем ощущать и сегодня.
Была ли Россия отсталой страной до революции 1917 года? Нужна ли была коллективизация? Возможно ли возрождение купеческих династий? Почему потомки эмигрантов первой волны не возвращаются в Россию, и какими способами возможно провести реституцию на территории Российской Федерации? Обо всем этом мы беседуем со специалистом по дворянской генеалогии, предводителем Российского Дворянского Собрания, старшим преподавателем кафедры общей физики МИФИ Олегом Вячеславовичем Щербачёвым.
7 июля 2018 г. состоялась священническая хиротония протодиакона Романа Донцова. Удивительное совпадение: о. Роман принял священство в 33 года, в так называемом «возрасте Христа». Эта статья об истории «благодатного ростка» из одного рода, благословленного Богом.