Чтобы узнать, как живут потомки русских староверов сейчас, журналисты портала E1.RU поехали в старообрядческую общину в Свердловской области — в село с красивым названием Пристань. Село основано в 1789 году, когда-то сюда причаливали баржи. Но есть ещё и другой смысл у его названия: здесь находили приют староверы со всего Урала. Храм, построенный здесь сто лет назад, не закрывали даже в годы советской власти.
Художественная выставка «Сибирь. Природа. Староверы» проходит с 31 мая по 15 июля 2018 года в районном центре культуры пос. Шушенское в рамках «Дней русской духовной культуры в Красноярском крае». Она включает в себя две персональные выставки. Одну из них представляет художник Дмитрий Александрович Гусев (Москва), вторую — фотохудожник, поэт, композитор и предприниматель Александр Константинович Холмогоров (г. Барнаул). В ее экспозицию, помимо фотоснимков, входит коллекция костюмов русских староверов.
3 июня 2018 года концертом в Большом зале консерватории завершился мини-фестиваль, посвященный 80-летию композитора Юрия Буцко (1938-2015). Его программа включала в себя концерты, научную конференцию, презентацию фонда. Георгий Буцко долгие годы был прихожанином кафедрального Покровского собора Рогожского кладбища (РПсЦ). Даже в преклонных годах он посещал великопостные Богослужения, отмаливаясь сотни поклонов Марииного стояния. В 2009 году он был награжден грамотой Московской Митрополии «за возрождение древнерусских музыкальных традиций в современной классической культуре». Дочь композитора Анастасия Буцко дала интервью порталу colta.ru, в котором рассказала много интересного о своем отце.
Церковь живет по своему русскому календарю. А как же еще бы мы знали, что 14 июня — это все-таки 1 число первого летнего месяца на Руси?! 1/14 июня — начало лета. В древнерусском быту июнь месяц называли розанцветом: шиповник-розан зацветал… А еще июнь называют разноцветом потому, что с наступлением лета начинают цвести разные цветы.
После указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года старообрядцы получили возможность открывать свои храмы и официально создавать старообрядческие общины. Служащие и рабочие фарфоровой фабрики С.М. Кузнецова в Дулево сразу же строят храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Однако простоял он не более четверти века: несмотря на все просьбы верующих, местные власти сломали церковь, «так как дальнейшее существование ее не дает возможности вести работу по расширению фабрики».
В предыдущих материалах мы уже рассказывали о жизни и творческом наследии Ивана Гавриловича Блинова (1872–1944), чьи работы в области каллиграфии и книжной живописи явились связующим звеном между искусством русского ретроспективизма и бытовавшей в среде старообрядческих ремесленников изобразительной традицией Средних веков. Сегодня рассмотрим его оригинальные сочинения.
Примером подлинного служения ближним является жизнь Акинфия Демидова. О тульском мастеровом, ставшим миллионером, сложилось много легенд. Несомненно одно: он любил Родину и хорошо разбирался в людях. Демидовы — уникальное явление во всемирной истории, создатели эффективного с точки зрения производства и грандиозного по мировым масштабам горнозаводского и промышленного комплекса на Урале, превосходившего по своей территории многие европейские государства. Благодаря духовным и гражданским подвигам Демидовых и старообрядцев многие современные жители Урала и Сибири до наших дней хранят бесценные сокровища русского православия.
1 июня 2018 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялся III Международный круглый стол «Возвращение старообрядцев на Дальний Восток». Участвующие в нем старообрядцы Южной Америки подтвердили, что готовы вернуться в Россию при условии передачи им достаточно больших земельных наделов, освобождения подрастающего поколения от среднего образования и срочной службы в армии.
Не так давно в «Литературной газете» была опубликована статья Петра Ткаченко «В согласии со стихией…», посвященная столетию поэмы Александра Блока «Двенадцать». В ней содержатся очень интересные размышления автора об этом произведении, о «новой» и «старой вере». Сегодня литературовед Виктория Кузнецова размышляет о явных и скрытых смыслах этого известнейшего произведения Блока.
С незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.