С 22 апреля по 17 сентября 2023 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына проходит выставка, где Николай Рябушинский, потомок богатейшего купеческого рода, представлен не только как меценат и издатель, но и как самобытный художник и автор концептуальных перформансов.
Экспозиция выстроена вокруг фигуры Николая Рябушинского (1877— 1951), выходца из знаменитого старообрядческого рода Рябушинских, основанного калужскими крестьянами-старообрядцами Михаилом Яковлевичем Рябушинскими его сыновья, Павлом (1820–1899) и Василием (1826–1885). Также к выставке выпушена книга искусствоведа Любови Агафоновой «Николай Рябушинский: „Голубая роза“ и „Золотое руно“. Истоки и продолжения».
Выставка в Доме русского зарубежья показывает зрителям целую россыпь произведений авторов круга культового журнала эпохи символизма «Золотого руна»: от ярких фантазийных картин Николая Судейкина и Николая Милиоти до размытых голубоватых работ Виктора Борисова-Мусатова, Петра Уткина и Павла Кузнецова — представителей «саратовской школы». Есть здесь и мечтатель Артур Фонвизин, герои которого словно растворяются в дрожащем мареве. Представлены выполненные тушью завитушки Бакста: в духе одного из главных графиков рубежа веков — Обри Бердслея. А также — работы главного русского «бердслианца» Николая Феофилактова. И, конечно, — сочные картины Мартироса Сарьяна, а также мистические майолики Михаила Врубеля.
Коллекционер и меценат Николай Рябушинский казался весьма экстравагантным для своего времени. Наследник огромных капиталов, долгое время тративший их на развлечения, в какой-то момент он понял, что это глупо. Свой пассионарный порыв он направил в сферу искусства и по сути сделал все для известности в те годы недопонятого направления «символизма».
Он создал уникальное явление культуры — журнал «Золотое руно». Организовал в 1908-1910 годах три выставки московских символистов «Голубая роза» (а после еще три выставки под эгидой журнала), в которых он участвовал и сам, как художник. Сюжеты этих выставок близки поэзии символистов, а образы вещественного несут веяния Серебряного века. Он был личностью, благодаря чутью которой, рождались новые горизонты в культуре как русской, так и общеевропейской. Рябушинский не ждал прибыли от своих художественных начинаний, его цель, абсолютно искренняя, была в другом — пропагандировать русское современное искусство. «Мой журнал будет везде — и в Японии, и в Америке, и в Европе».
На выставке «Салон „Золотого руна“» в 1908 г., наряду с работами российских художников, были представлены полотна французских импрессионистов и фовистов, недооцененные на своей Родине. Компанию русским символистам в выставочных залах составили работы Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Поля Гогена. Именно на этой выставке знаменитое «Ночное кафе в Арле» Винсента Ван Гога было куплено Иваном Морозовым. Большой интерес вызвали представители французского художественного авангарда — фовисты: Андре Дерен, Кес ван Донген, Альбер Марке, и грядущие гении XX века — Анри Матисс и Пабло Пикассо. Все они в скором времени заинтересовали крупных и с недавних пор так хорошо известных собирателей.
Николай Рябушинский обращал внимание и на литераторов, в разное время сотрудничавших с журналом. Это, в первую очередь, Андрей Белый — поэт и теоретик символизма, который подсказал название журнала в своем рассказе «Аргонавты». Также среди литераторов были Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Александр Блок, Федор Сологуб.
«Золотое руно» — журнал литературно-художественный, и именно в своей художественной части ему предстояло сказать действительно новое слово, обозначить целое направление в искусстве и, более того, поднять его на новый, в том числе и коммерческий, уровень. Если бы не экстравагантность натуры Николая Рябушинского и не последующая Мировая война, и особенно Октябрьская революция, то история русского искусства могла бы сложиться иначе.
Николая Павловича знают куда хуже других коллекционеров той поры — Щукина и Морозова. Виной тому — все та же экстравагантность, но главное — революционные события. Старший брат Рябушинского, Павел, был известным политическим деятелем, представителем крупного московского капитала: известно, что он приветствовал Февральскую революцию, но категорически не принял большевиков.
Николай Рябушинский на долгие годы оказался в забвении. Нынешняя выставка, организованная Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына и галереей «Веллум», призвана исправить эту ошибку. Куратор и автор идеи Любовь Агафонова (подготовившая специально к выставке книгу «Николай Рябушинский: «Голубая роза» и «Золотое руно») рассказывает о Рябушинском как о коллекционере и организаторе. Неутомимый собиратель мечтал прослыть великим импресарио, подобно Сергею Дягилеву. Как известно, Дягилев не обладал художественными талантами, зато был чуток к чужому дару. Однако Рябушинскому этого оказалось мало: он сам мечтал творить.
На выставке можно увидеть его живописные работы, выполненные в духе опекаемого им художественного объединения «Голубая роза». Дымчатые, загадочные, символистские, они выглядят вполне интересно — учитывая, что у их автора не было художественного образования: лишь энергия и жажда творчества.
По утверждению Андрея Белого, полотна его «являли собой фейерверки малиново-апельсинных и винно-желтых огней». Николай Рябушинский настолько хотел быть причастным к созиданию, пусть наивно, но настойчиво пытался творить, что из-под его пера или быстрой кисти нередко выходило яркое и захватывающее. Даже его сановный недоброжелатель князь Сергей Щербатов признавал, что в Рябушинском была заложена «какая-то сумбурная, но несомненная талантливость».
Манифест нового искусства, вдохновленного талантом и энергией Рябушинского, был опубликован в первом номере журнала «Золотое руно»: «Мы твердо верим, что жить без Красоты нельзя, Мы, искатели золотого руна, развертываем наше знамя: Искусство Искусство — едино. Искусство — символично. Искусство — свободно. Искусство вечно».
По воле судьбы Николай Рябушинский стал тем, кто организовал и поддержал художников, объединил их и сформировал важный этап русского искусства.
После революции 1917 года Рябушинский некоторое время работал на государственной службе оценщиком и консультантом по искусству, то, что осталось от собрания было национализировано и передано в Государственный музейный фонд. В 1922 году уже почти полностью разорившейся Рябушинский эмигрирует во Францию, где продолжил заниматься антикварным бизнесом. Умер в 1951 году, похоронен в Ницце.
Сегодня, после столетнего забвения, отечественный зритель открывает необычный талант этого мецената и его необычной эпохи.
Комментариев пока нет