В нынешней необычной ситуации, на фоне развивающейся пандемии коронавируса, в сети возникли интересные споры о Таинстве Причащения. Перед многими христианами возникла необходимость глубже осмыслить значение этой основополагающей части православного богослужения. В частности, появились рассуждения о том, может или не может причащение Тела и Крови Христовым принести вред тому или иному человеку при определенных условиях.
В день Страстного Четверга, когда Церковь вспоминает установление Таинства Причащения Самим Господом Исусом Христом, мы публикуем на эту тему слово святителя Иоанна Златоуста из дораскольного сборника «Златоуст».
***
Во Святой и Великий Четверг, поучение святого Иоанна Златоуста о святом комкании, то есть о причастии Тела и Крови Господней царей и князей и всех православных христиан.
Если какой-нибудь царь или князь поедет в некий град, то жители этого города радушно встречают его. И мы также должны поступать, потому что Сын Божий, Единородный и Собезначальный, сходит с небес к смертным человекам; сегодня Он добровольно пришел принять страдание ради нашего спасения. Поэтому мы должны с чистой совестью принять Его через причащение Святых Таин. Слушайте, хотящие сегодня приступить к страшной тайне, и вникните, какой святыни вы хотите причаститься! Святыне, которой трепещут небесные силы, которой ужасаются херувимы, серафимы и все ангельские воинства, возносящие духовную жертву к Богу. Этих небесных сил являют собой наши священники, когда они предстоят святому, страшному и чудному божественному Престолу, и на нем лежит Тело и Кровь Господа нашего Исуса Христа, Которые явил нам Собой Сам Господь и Спаситель наш. В этот день Господь возлежал на вечери с двенадцатью учениками Своими и, взяв хлеб и благословив, и хвалу воздав Богу и Отцу, преломил и, раздавая ученикам Своим, говорил: приимите, ядите, се есть Тело Мое, преломляемое за вас, в оставление ваших грехов. Так же и чашу взяв, сказал: пейте от нее все! Это Кровь Моя Нового Завета, изливаемая за вас и за многих других, в оставление ваших грехов.
Обратите внимание, что не сказал Он — за одних апостолов, но и за всех, верующих в Него.
После этого, встав с вечери и препоясавшись полотенцем, Исус омыл ноги ученикам своих. Вместе со всеми, омыл ноги и предателю, чтобы не сказали впоследствии, что тот предал его за то, что Исус Христос лишил его участия в вечери и ноги не омыл, как другим ученикам.
О, великое Господне смирение и беззлобие! Служит Господь рабам и, зная, кто его предаст, не говорит ему: выйди вон, предатель! Все это Творец сделал, подавая нам пример смирения и беззлобия.
В то время, когда Иуда после умовения ног ушел с вечери, чтобы позвать жидов и указать им Господа, тогда Господь имел длинную беседу с учениками о многих заповедях Христовых. Пример этой беседы и нас касается: после Причастия необходимо поститься и молиться. Во-первых, чтобы сохранить свое достоинство, а во-вторых, чтобы не бесчестить Святые Тайны. Безчестие проявляется, если завтра, или послезавтра, или третьего дня после Причастия мы вернемся к прежней своей злобе. Это будет, как если кто, имея нездоровый организм, принимает здравую и полезную пищу. В этом случае он и пользы для организма не получает, и пищу переведет.
Так и причащение Святых Таин: если кто недостойно принимает, имея в себе злые грехи, — зависть, гнев, злопамятство, блуд, — то получает еще большее мучение. Необходимо сперва нам очистить ум и совесть, и тогда принимать Святые и Пречистые Тайны. А если кто осквернен грехами, то даже и в праздники недостоин Причастия. Говорит бо нам апостол Павел: недостойно причащающийся в суд себе ест и пьет. И если кто с небрежением Тайны Христовы принимает, то тот еще в большую зависимость от бесов попадает, как, например, в Иуду предателя с хлебом вошел сатана.
А те, кто со смирением каются и со страхом принимают Тайны Христовы, таковые принимают Их во оставление грехов. Если кто имеет тяжкие грехи — разбой, блуд, зависть, гнев и всякие прочие злые дела и не оставит их, и епитимии не понесет за них, то такой недостоин причащаться святых Таин Христовых. Если кто богобоязненно Их принимает — тот помилован будет, если кто со злой хитростью причащается — тот с Иудой осудится.
Поэтому, братия, приимем Тело и Кровь Господню в оставление грехов, на освящение души и во имя вечной жизни. И будем таким образом, сообщники апостолов, и с ними водворимся в радости. Да не будет никто из вас настолько злобен, как Иуда, — он, со Христом вечеряя, замышлял Его предать, и с жидами договаривался. И никто из вас, братия, без рассуждения не принимайте Тело Христово. Это не простой хлеб и вино, но истинные Тело и Кровь Господня. Из-за того, что не может человек есть сырое мясо и пить кровь, поэтому Господь преподал Тело Свое в хлебе, а Кровь Свою — в вине. И не в любом вине, а в том, над которым священники службу совершают, и бескровную святую Жертву к Богу приносят. Поэтому, братия, мы не можем принимать Их с неготовностью, но только с нелицемерной любовью.
Если кто-то из вас хочет причаститься Тела и Крови Господних и при этом имеет на кого гнев, то прежде необходимо примириться, а потом только причащаться. Или если с кем-то поругался и не простился, или если не удержался от празднословия, или если кого-то с кем-то поссорил, или позавидовал кому, и не покаялся, то не приступай к святыни! Недостойному не только причащаться нельзя, но даже и зреть Тайны. Не будь как Иуда, который, будучи недостойным, причастился и впал в неисцельный недуг, и стал повинен вечной муке.
Но возревнуем, верные, к добродетели, очистившись постом, молитвами и милостыней, чтобы, достойно приняв Пречистых Таин, сподобились мы предстояния одесную Престола Божия и уже здесь милость Божию получили, и Воскресение Его радостно дождались, славяще Его с Отцом и с Пресвятым Духом, ныне и присно, и во веки веком, аминь.
Поймём: на кого мы направляем своё внимание — того мы и привлекаем к себе! Направляя внимание на существ ада, мы невольно притягиваем их к себе, они прилепляются к нам-душам, вселяются в наши тела…
Но будет правильно — направить своё внимание на Бога: любить Его и учиться у Него!
Все обитатели ада — совершенно ничтожны в сравнении с бесконечным по разме-
рам Творцом. Никакого реального их “предводителя” — Сатаны — не существует, кроме как в литературных аллегориях и нравоучительных сказках. Но обитатели ада
могут вести вполне реальную борьбу за души людей,
провоцируя их на мысли, эмоции, поступки, уводящие в
противоположную от Творца сторону. Такая борьба необходима: используя предоставленную ему свободу воли (т.е. свободу выбора в этически значимых ситуациях),
человек показывает Богу свою достойность или недостойность для приближения к Его Обители.
Весь процесс такой нашей учёбы (в т.ч. с изучением
теории, практическими занятиями и экзаменами) ведётся
под руководством Святого Духа; Он никогда не оставля-
ет никого без внимания и помощи, ничто не происходит
ни с кем без Его ведома и контроля).
Альтернативой «брянчаниновщине» являются разъяснение для масс верующих Учения Иисуса Христа, изучение и освоение его, а с точки зрения медитативных практик — «раскрытие» и развитие духовных сердец.
Запомним все: христианство — это Учение Бога о любви! Те же, кто насаждают — от имени Церкви — подмену любви ненавистью и мистическим страхом, являются врагами Бога, врагами Иисуса Христа и христианства, врагами тех несчастных, которые попали под влияние злодеев, врагами всего общества, которому приходится нести на себе груз многих психически больных своих членов!
Напомню: Учение Иисуса начало искажаться людьми уже с момента оформления Нового Завета, то есть спустя всего несколько столетий после завершения Воплощения на Земле его Автора.
Так, из Учения Иисуса была изъята та часть, где Он рассказывал о человеке как эволюционирующей единице сознания, целью развития которой является достижение Богоподобия и Слияния с Богом-Отцом. Исчезло из Его проповедей и описание Бога-Отца. Зато были включены раздражённые требования Павла о том, как следует и не следует одеваться, какие носить причёски. Появился лишённый любви и здравого смысла Апокалипсис, переполненный угрозами морей крови и чаш гноя.
Эти искажения Учения Иисуса Христа привели к тому, что массовое движение, именуемое «христианством», уже почти с самого своего начала перестало быть религией любви — любви, ради утверждения которой Бог посылал на проповедь Иисуса Христа. Вспомним инквизицию, войны между православными и католиками, «крестовые походы», а на Руси — также массовые уничтожения «старообрядцев», «еврейские погромы»…
Выдающиеся умы России — Александр Пушкин, Лев Толстой, Федор Достоевский, Владимир Высоцкий и множество других — хоть и признавали бытие Бога, но христианство в таком виде не принимали.
И у людей «попроще» тоже вставали вопросы, на которые церкви не могли дать им вразумительные ответы: ну как же можно говорить, что Бог есть Любовь, если Он такое наобещал в Апокалипсисе, если и сейчас мы видим кругом — войны, насилие, жестокость, болезни, страдания? Нет, если Он всемогущ, но происходит такое, если кругом — только зло, если я не вижу нигде никакой любви, как ни проси её от Него, — то в этой вере что-то не так, и такой Бог мне не нужен!
Нам важно понять, что та бездонная пропасть, возникшая между массами «христиан» — и Богом, отделившая людей от Него и противопоставившая Его людям, вынудившая верующих клянчить у Него для себя милостей — вместо того, чтобы изменять себя в соответствии с Его Волей и сливаться с Ним в Любви, — эта пропасть была создана не Им, а людьми, извратившими Его Учение.
… На самом же деле Бог находится не в неведомой дали на небе, а, как говорит Иисус, расстояние от каждого из нас до Обители Творца — не больше толщины листа тонкой бумаги…
Но чтобы пройти это столь малое расстояние до Его Объятий Любви, нам надо стать, как и Он, чистой Любовью. А не гневом или страхом, не корыстным хотением.
Эмоции — это состояния сознания. Понять это — принципиально важно.
Мы — это сознания, энергия сознаний. А не тела, не умы.
И Бог есть тоже Сознание, только бесконечно большее, чем сознания наши.
И мы, чтобы исполнить главное, что Он от нас хочет, должны всего лишь научиться всегда быть в состоянии эмоции тонкой и чистой любви и никогда не выходить из этого состояния.
Бог есть Любовь. Он сострадает нам. Он стремится нам помочь, направляя нас всё время на Путь к Себе, в Свою Обитель, к нашему конечному счастью…
Но мы-то ведь — не идём к Нему! Вместо этого мы «грызёмся» за блага «мира сего», изнуряем себя ненавистью к другим людям за то, что они одеваются, стригутся и так далее — не так, как я, за то, что они делают не такие, как я, «молитвенные» телодвижения, за то, что у них другой цвет кожи или другая национальность…
Храм стал местом культивирования мистического страха, ненависти, а вовсе не школой, в которой следует учиться любви к людям и Богу.
Любовь — сближает, соединяет. А страх — отталкивает, разъединяет… Секты, внушающие прихожанам страх перед Богом, — вредоносны и преступны пред людьми и Богом!
Благая Весть гласит»Вот Агнец Божий, который берет грех мира на Себя»! Тот кто верит в это имеет часть с ним! Самаритянка получила часть с Ним по Вере! Узнав что Он взял ее грешную жизнь на Себя, ведь Он ей рассказал, в чем ее грех и в чем правда! Она поняла — прощенная Великой Любовью об источниках вод истекших в жизнь вечную, которые она получила от Иисуса Христа.