Публикация «Роль женщины в старообрядчестве» вызвала большой резонанс среди наших читателей.
По многочисленным просьбам мы подготовили интервью с автором материала старицей Капитолиной. Сегодня она расскажет не только о роли женщины в древней Церкви, но и о современном положении женщины в старообрядческом браке.
***
О том, что именно женщины стали первыми и главными свидетелями Воскресения Исуса Христа, единодушно повествуют все четыре евангелиста. Предание не сохранило для нас имена всех женщин, которые служили Спасителю при Его жизни, следовали за ним до Голгофы, присутствовали при Его крестных страданиях и погребении, а затем, после окончания времени покоя, устремились ко гробу для помазания Его тела.
Церковная традиция усвоила звание мироносиц Марии Магдалине, Иоанне, Марии — матери Иакова меньшего и Иосии, Саломии, Марии Клеоповой, Сусанне, а также сестрам Лазаря четверодневного — Марфе и Марии. Хотя на иконах чаще всего изображают лишь семерых из жен-мироносиц, но женщин этих было значительно больше, о чем свидетельствуют евангелисты Матфей и Лука (Мф. 27:55; Лк. 8:3; 24:1). Поступки жен-мироносиц — это наглядный пример того, на какой самоотверженный подвиг способна женщина, побуждаемая любовью и укрепленная благодатью Божьей.
Нигде в Евангелии мы не встречаем указаний на то, чтобы Исус Христос призывал или избирал женщин для служения, как это произошло с его учениками-мужчинами и апостолами. Но, по-видимому, каждая из Его последовательниц, услышав проповедь, восприняла ее всей душой и уверовала всем сердцем и, подобно Марии — сестре Лазаря, выбрала для себя ту «благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:42). Многие из этих добровольных учениц Христа имели семьи и детей, некоторые были вдовами. Встречались среди них и бедные, и богатые, принадлежавшие к разным сословиям. Думается, что им было нелегко находить общий язык со своими домочадцами, объясняя каким-то образом частые отсутствия, управлять своими домашними хозяйствами и одновременно следовать за Спасителем, служа Ему, обустраивая Его быт и быт учеников, которые ходили вместе с Ним.
Согласно евангельским событиям, из всех последователей Христа только женщины и апостол Иоанн Богослов остались верны Ему в самый трудный час, не испугались, не спрятались, не предали и не отреклись. Кому, как не им, обладавшим совершенной любовью, не ведающей страха (1 Ин. 4:18), первыми узнать о том, что Господь Воскрес, и сподобиться увидеть Его. В подвиге святых жен-мироносиц раскрылась вся полнота и высота женского служения Богу, миру и ближнему. «Сила Божия в немощи совершается», — писал апостол Павел (2 Кор. 12:9). И эта сила проявляется в женщине-христианке умением верить, любить, быть преданной, творить добро и дела милосердия.
Из истории Римской Империи мы знаем, что императрицы активно участвовали в выборе (или отставке) патриархов, причем не втайне, женской лаской склоняя венценосного супруга в пользу своей кандидатуры, а публично, как власть имеющие. Например, святая Пульхерия, святая Феодора. В частности, святая Ирина назначила на Константинопольскую кафедру Тарасия (784–806). Затем это же совершила святая Феодора (842–856), избрав патриархом святителя Мефодия (842–846), и другие императрицы, если им надлежало сделать этот выбор.
Святая Пульхерия активно выступала против ереси несторианства, и во многом ее усилиями был созван IV Вселенский Собор в Халкидоне в 451 году. Примечательно, что, сформулировав соборный опрос, отцы Собора дружно и горячо приветствовали императрицу при ее появлении: «Пульхерия — новая Елена; ты явила ревность Елены! Ваша жизнь — охрана всех! Ваша вера — слава церквей! Царство ваше да будет во век! Многая лета августе! Вы — светила Православия; от этого везде — мир. Господи, сохрани светила мира! Господи, сохрани светила Вселенной!» [1].
Святая Ирина нанесла первый серьезный удар иконоборчеству, которое заполонило собой весь Восток. Не взирая на многочисленность иконоборцев, включая епископов, императрица однажды в собрании народа объявила святого Тарасия, своего секретаря, новым Константинопольским патриархом. В 787 году, царица объявила свое повеление созвать Вселенский Собор в Никее. Он, как известно, завершился блистательной победой иконопочитателей.
Весной 843 года уже другая императрица — святая Феодора, вдова императора Феофила, — созвала собор в Константинополе, чтобы торжественно и по старым традициям объявить об окончательной победе истины над ересью.
В византийской литературе существовал образ женщины — защитницы православия. Женщины принимали самое активное участие в религиозных спорах. «Светом православия» и «защитницей веры» называли вышеупомянутую императрицу Пульхерию, «защитницей веры» именовал патриарх Мефодий императрицу Феодору; богослов Никифор Григора именовал Ирину, супругу императора Иоанна VI Кантакузина, «великим борцом» [2].
И в спорах об унии при Михаиле VIII в XIII веке, и в паламитских спорах XIV века женщины играли весьма значительную роль.
На Руси княгини участвовали в назначении епископов. Под 1090 г. летопись сообщает о том, что Анна, дочь Всеволода, принявшая уже монашеский постриг [3], «ходила в Греки» и привела митрополита Иоанна Скопца [4]. В Киево-Печерском патерике, в послании епископа Владимирского и Суздальского к Поликарпу, говорится о письме княгини к епископу: «Пишет же ми княгиня Ростиславляя Верхуслава, хотя тя поставити епископом или Новуграду на Онтониево место, или Смоленску на Лазарево место, или Юрьеву на Алексеево место. «Аще ми и 1000 сребра, — рекше, — истеряти тебе деля и Поликарпа деля» [5]. У епископа возражение вызывает не сама постановка вопроса: определение княгиней кандидата и обещание денег, а недостойность того кандидата, кого она предлагает в епископы: «И рех ей: «Дщи моя Анастасие. Дело не богоугодно хощеши сътворити. Аще бы прибыл в монастыри неисходно, с чистою совестию… не токмо бы во святительскую одежду оболчен… достоин бы был» [6]. Анастасия-Верхуслава была дочерью Владимиро-Суздальского князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо и женой князя Ростислава, умершего в 1218 г. Вероятно, она в это время была уже вдовой.
К сожалению, сейчас мужчины-старообрядцы, за редким исключением, либо инфантильны, либо просто тираны. У нас две крайности.
Ко мне часто обращаются за советом девицы разных старообрядческих согласий, в основном, белокриницкие. Их основная проблема — трудности, возникающие при создании семьи. Вот, например, одна рассказывала: пригласил ее мужчина, старообрядец, в кафе, заказали они что-то, и не успел он оплатить обед, как говорит ей: «ты учти, что в следующий раз платишь ты!» Далее, общаются они, и в процессе общения такое всплывает, что страх Божий. Мужчина заявляет ей на полном серьезе: «подари мне то и то, и вообще ты должна меня завоевывать!» А дальше уже другая проблема, эта девица не прекращает с ним общение, а продолжает, что, конечно, бесследно для ее психики не проходит. А почему не проходит бесследно? А потому что накануне ей ее духовник сказал: «тебе уже 26 лет, а ты не замужем, детей нет, ты, получается, пустоцвет!». В итоге, получается, что ухажер этой девицы неадекватен, и она, собственно, тоже уже нездорова. И таких историй очень много.
Священникам, я считаю, не хватает именно психологического образования, они не разбираются в людях, отсюда разного рода травмы, драмы и т.д.
А другая девица плачется мне, что потенциальный жених заявляет, что его будущая жена должна «служить его маме», потому что он никак не может оторваться от маминой юбки, а родители в свою очередь не хотят отпускать своего единственного, порой уже великовозрастного, сына «во взрослую жизнь». Одна, будучи замужем, жалуется, что муж ее постоянно сравнивает со своей мамой: «а вот у моей мамы суп вкуснее, чем у тебя!» Но такие мужчины, несмотря на то, что и на клиросах поют, и уставом владеют, со Священным Писанием, видимо, пока еще незнакомы, где сказано: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть». Брак установлен самим Богом, он священен. Потому и отношения между мужем и женой теснее, чем между родителями и детьми. Муж и жена — это единое целое. Роднее и ближе не должно быть никого.
А еще есть такая категория мужчин, которые во главу угла ставят своего духовника, у которого спрашивают благословение абсолютно на все, вплоть до возможности сходить в уборную. У таких людей священник обладает некоей непогрешимостью и последнее слово всегда за ним. Супруга такого мужчины говорила мне, что даже когда они с мужем в кровати, то у нее ощущение, слово между ними духовник мужа лежит. Такие женихи или мужья бросают все свои личные и семейные дела, стоит только свистнуть духовнику, а некоторые делают это даже в ущерб интересам своей семьи.
Замужние старообрядки жалуются на мужей-тиранов: «Как бы хорошо я не приготовила обед, все равно муж находит недостатки и вечно всем недоволен». Такой муж внушает ей, что она ни на что неспособна, каждое ее действие подвергается критики. «Женщина в семье — это как солдат на войне: или воюй, или умри, а отдохнуть, даже если болеешь, не позволительно», «Зачем вызывать скорую, кто с детьми останется, если тебя заберут» — заявляет такой муж. Также имеет место быть рукоприкладство со стороны подобных супругов.
Ну и конечно такие мужья, якобы живущие по Домострою (правда, применяя его только к жене), выступают против какого-либо развития супруги, получения высшего и дополнительного образования, профессионального или карьерного роста и так далее.
Литература:
[1] Деяния Вселенских соборов: В 4-х т. СПб., 1996. Т. 3. С. 68, 69.
[2] См. более подробно: Beaucamp J. Les Femmes et. P. 108.
[3] ПСРЛ. Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 1926.
[4] Там же.
[5] Киево-Печерский патерик / /Древнерусские патерики. Изд. подг. Ольшевская Л. А. и Травников С. Н. М., 1999. С. 21.
[6] Там же.
Беседовал Г. Лоскутков в скиту «Новый Мемфис»
Полезно почитать старообрядческим мужланам, которые из себя строят три себя.