В последние годы все чаще стал звучать вопрос о роли женщины в старообрядчестве. На одном из соборов РПСЦ поднимался вопрос: «А должны ли женщины принимать участие в Освященных соборах?» Отдельные староверы считают, что женщин не только не следует пускать на соборы, но и вообще пора «задвинуть» на задний план в церковной жизни. Какова же роль женщины в истории христианства и старообрядчества — попытаемся разобраться в этой статье.
Превыше всякого человека и ангелов
В старообрядчестве женщине принадлежит особое место. Неслучайно, символом раскола стал яркий образ преподобномученицы Феодоры (боярыни Феодосии Морозовой), принявшей мученический венец за верность древлеправославному благочестию. Ее духовный подвиг на протяжении столетий являлся высоким примером и светильником для всех желающих следовать узким и тернистым путем исповедания веры и истины.
Церковь ставит женщину, через которую воплотился Господь, Пресвятую Богородицу, выше всех святых, выше всех ангелов. Еще в первые века христианства появилась молитва «Богородице, Дево, радуйся». В церковных песнопениях говорится, что Пресвятая Богородица стоит превыше Херувимов и Серафимов — высших ангельских чинов.
Есть великое множество икон Богородицы, среди которых «Владимирская», «Смоленская», «Казанская», «Всем скорбящим радость», «Умягчение злых сердец» и многие другие.
К Деве Марии обращаются с просьбой о спасении, хотя, казалось бы, просить об этом можно только Самого Бога. И даже личные местоимения «Она», «Ее», если речь идет о Богородице, пишутся с заглавной буквы, как и местоимения, относящиеся к Богу. Все это свидетельствует о том, насколько чтит Ее Церковь, насколько в христианском сознании Она выше даже самых почитаемых святых.
В жизни Спасителя встречи с женщинами были весьма не редки, и Он всегда относился к ним с милостивым участием. Положение женщины у еврейского народа было сравнительно удовлетворительное, но Христос не удовлетворялся им: Он обличал фарисеев в притеснении вдов и в чувстве презрения, какое они имели к заблудшей женщине; Он даже самых падших женщин призывает к покаянию, ободряет и утешает их. Жена-блудница, падшая к ногам Исуса Христа, умащавшая их ароматами и отиравшая власами своими, жена, уличенная в прелюбодеянии, и, наконец, вдовица, положившая две лепты в сокровищницу храма, находят себе защитника и покровителя в Исусе Христе. Он входит во все законные нужды женщин, не делает разницы из-за происхождения — и самарянке и хананеянке одинаково оказывает Свое участие и помощь.
Апостольское служение женщин
В апостольский век мы видим то же самое. Женщины, как и мужчины, являются слушательницами, спутницами и помощницами апостолов и много содействуют им в распространении веры и устроении Церкви Христовой. Значение их трудов и попечений для апостолов и для веры Христовой видно из того, что о многих из них с благодарностью упоминается в книге «Деяний св. апостолов», и весьма многих из них апостол Павел приветствует в своих посланиях, равно как упоминают о них и другие апостолы.
Одушевленные верою Христовою, женщины вскоре заявили себя с честью и на поприще мученичества. За первым мучеником, архидиаконом Стефаном, в тот же век апостольский совершила подвиг мученичества св. Фекла, который так восторженно изображен в сказаниях христианских летописцев.
В последующий за апостольским период распространения и утверждения христианства женщины являются также в блеске нравственного величия и продолжают играть весьма видную, деятельную роль. Есть глубоко верное выражение одного церковного писателя (Тертуллиана), что душа наша по природе — христианка. Справедливость этого как нельзя более проявляется на примере женщин-христианок. Женщине недаром приписывают проницательность, способность узнавать истину посредством интуиции. Так женщина отнеслась и к христианству. Она скоро убедилась сердцем в его истинности. Замечено в истории распространения христианства, что вообще они скорее мужчин принимали, прежде своих отцов, мужей и братьев, с твердостью и самоотвержением исповедовали его и других различными способами располагали к тому же. Женщины разных сословий и возрастов, не исключая и самого молодого, пополняют, можно сказать, ряды мучеников и мужественнее львов, по выражению св. Златоуста, с геройским спокойствием переносят жесточайшие страдания.
Среди женщин были и признанные равноапостольными. Вот имена некоторых из них: св. Елена, мать императора Константина, сделавшаяся христианкой прежде своего сына, содействовавшая обращению его и потом всю жизнь ознаменовавшая покровительством христианам вообще и своим усердием в деле открытия памятников христианской святыни, в числе которых был и святой Крест; св. Людмила, просветительница Чехии; св. Ольга, бабка св. князя Владимира; св. Нина, просветительница Грузии, и другие.
По отношению к отцам и учителям Церкви, женщины играют такую же важную роль, как и при апостолах. Они помогают им материальными средствами, разного рода попечениями, теми или другими знаниями и, в свою очередь, пользуются их полным вниманием, уважением и преданностью. Многие из них известны только по своим подвигам, имен же их не сохранила история, но вот и славные имена, передаваемые историей: Феосевии — диаконисы, сестры св. Григория Нисского и неутомимой его сотрудницы, Олимпиады, богатой и знатной гражданки Константинополя, которая, овдовев в ранней молодости, отказалась вступить во второй брак с родственником царя Феодосия Великого, потерпела за это много неприятностей, приняла звание диаконисы, вела жизнь самую простую и строгую, посвятила труды и огромные богатства на добрые дела и была благодетельницей великих святителей — Григория Богослова, Иоанна Златоуста и многих других.
«Раскол бабами держится»
В XIX в. в старообрядческой среде численно преобладали женщины. Особенно преобладание женщин было очевидно в скитах. Недаром на Руси говорили: «Раскол бабами держится».
Исследовательница В. И. Ясевич-Бородаевская считала, что вопрос о равноправии женщин был впервые поставлен староверами: «В женских старообрядческих скитах на реке Лексе впервые поднят и выдвинут самой жизнью вопрос о равноправии женщины, и здесь женщина, хотя и при неблагоприятных для нее как женщины условиях, так как приходилось добровольно отказаться от личной жизни, заняла почетное место как просветительница масс, как ярая сторонница традиций старины, и здесь она установила свои общественные и гражданские права, выступая не просто в качестве помощницы, но нередко становясь самостоятельной энергичной руководительницей общественного дела наравне с мужчиной, и не только в мирских, но и церковных делах» [1].
Количество женщин-староверок, проживавших в скитах и монастырях, исчисляется: минимум — 3600, максимум — 25 660 12. Такое значительное расхождение объясняется невозможностью достоверного учета староверов, вызванной, в первую очередь, «репрессивными мерами» против раскола [2], а также той ситуацией.
Преобладали женщины и в Пермских скитах, находившихся в Оханском, Верхотурском, Чердынском, Соликамском и Екатеринбургском уездах.
Казалось бы, столицы должны давать иное соотношение между численностью иноков и инокинь. Но на Преображенском федосеевском кладбище число женщин-насельниц также значительно превышало число мужчин-иноков: в 1852 г. на женской половине было 628 чел., на мужской — только 110 27, кладбище обзавелось к тому же специальными женскими отделениями, в которых в 1848 г. проживало 170 скитниц [3]. Значительное преобладание женщин являло и Рогожское кладбище: в палатах для призреваемых было 64 мужчины и 450 женщин (а до 1835 г. — более 1000 женщин) [4].
Ситуация гонений приводила к повышению церковной активности мирян и к определенному равенству между женщинами и мужчинами. Те обязанности, выполнение которых в нормальных условиях являлось функцией священников, хотя формально не требовало посвящения, могли возлагаться и на женщин, поскольку никаких канонических запретов на этот счет не существовало. Это расширение прав женщин хорошо известно и из деятельности старообрядческих скитов.
Значение старообрядческих скитов не ограничивалось их территорией.
Сохранилась масса свидетельств о том, что инокини выполняли самые разнообразные функции:
1) постригали: «старица была их учения Анфиса, вторая Каптелина: по означенному же образу постригала» (выше объяснялось, как происходил постриг: «одеяние монашеское клали пред иконою Христа Спаса, откуда брали и на себя надевали» [5]);
2) исповедовали женщин [6];
3) причащали (имеется в виду: раздавали прежде освященные Дары («жившие в Даниловском и Лексинском монастырях раскольники и раскольницы разъезжали по селениям, отправляли разные обряды и причащали» [7]; «достигнув преклонных лет, раскольницы, по праву уважения к старшим, получали частицы для причащения, разъезжали с ними по городам и селениям и снабжали ими зажиточных раскольников» — из донесения чиновника Саратовской губернии [8]);
4) крестили;
5) занимались благотворительностью;
6) поддерживали нищих и больных («многих привлекали в раскол наружная благотворительность раскольников, кормление нищих и бедных всех исповеданий, пособие во время повальных болезней и пр…» [9]);
7) принимали участие в соборном обсуждении различных спорных вопросов [10];
8) были наставницами и уставщицами;
9) переписывали книги и писали собственные сочинения как эпистолярного, так и агиографического жанра [11].
Многие настоятельницы женских скитов и монастырей пользовались известностью и почитанием. Характерно, что первые настоятельницы женских скитов были родственницами хорошо известных старообрядческих деятелей: так, из семьи Семеновых вышли инокини Стефанида и Феврония [12], Соломония Денисова была первой настоятельницей Лексинского монастыря, видную роль в монастыре играли и Анастасия Данилова, дочь Данилы Викулина, Феврония Прокопьевна, сестра Петра Прокопьевича.
В XIX в., после разгона Нижегородских скитов, большой известностью пользовалась мать Эсфирь в г. Семенове; говорили даже о ее влиянии на нижегородского губернатора: «Величественная осанка, живой, огненный взор, повелительное выражение лица были характерными особенностями этой женщины, обладавшей необыкновенными умственными способностями, умудренной опытом жизни, проведенной среди немалых затруднений и бедствий, обрушившихся на старообрядцев Заволжья» [13]. Другой писатель отмечал: «Беседы с матерью Эсфирью, по словам знавших ее, были очень назидательны и оставляли по себе сильное впечатление» [14].
Особо привлекателен образ матери Олимпиады (в миру — Анна Степановна Солонкина). Как писал Е. Антонов, упомянутая выше мать Олимпиада была замечательная старица. Она всегда с охотой давала приют известному старообрядческому начетчику Илариону Георгиевичу Кабанову (Ксеносу), который у ней нередко живал по целым неделям, занимаясь письменной работой. Мать Олимпиада следила за всеми иерархическими делами старообрядцев [15].
В 2019 году исполнилось 200 лет со дня рождения последней настоятельницы рогожского женского монастыря инокини-схимницы Таисии (Татианы Иларионовны Ларионовой; 1819 — 7 ноября 1915).
Будущая настоятельница происходила из крестьян-старообрядцев деревни Шатрицы Медынского уезда Калужской губернии. С молодых лет ее тянуло к иноческой жизни, и, как только родители дозволили, она поселилась в женском монастыре близ слободы Клинцы. В 1860 х гг. этот монастырь был разорен властями, и она прибыла в Москву, где на Рогожском кладбище создала женский общежительный скит на 20 человек, приняв в то же время (ок. 1867 г.) иноческое пострижение.
Надо отметить, что в первой половине XIX века на Рогожском кладбище существовало несколько, можно сказать, «домовых» монастырей. В них проводились не только богослужения и иноческие пострижения, но и совершались тайные хиротонии священнослужителей Белокриницкой иерархии, поскольку в главных храмах рогожского делать это было невозможно. В те годы Белокриницкая иерархия на территории Российской империи была под запретом.
В небольших рогожских монастырях можно было укрывать священнослужителей, а соглядатаям туда было попасть практически невозможно. В частности, в одном из таких монастырей священнодействовал предстоятель Церкви архиепископ Антоний (Шутов), который за годы своего архипастырства поставил множество епископов и священников.
Игуменья Таисия в этот период старалась, чем могла, помочь священнослужителям, попавшим в узы, смягчить условия их заключения и наладить их связь с внешним миром. Так, во время заточения старообрядческих епископов Аркадия, Алимпия и Конона в суздальской монастырской тюрьме мать Таисия неоднократно посещала их, и об этих ее посещениях говорилось во враждебной старообрядчеству печати.
Все духовные лица старообрядчества почитали за великую честь побывать в скиту матушки Таисии, повидаться с ней и послушать ее благочестивые беседы. Число ее евангельских дочерей исчислялось многими десятками. О ней говорили: «В скиту мать Таисия ввела строгий устав, являясь сама прежде всех строжайшей исполнительницей его и отличаясь строго воздержанной жизнью».
Сегодня в старообрядчестве многими недооценивается роль женщин в жизни Церкви, а порой некоторые мужчины придерживаются и распространяют ересь, что «женщина не человек», которая в свое время была распространена отлученным от РПСЦ мирянином Артемием Артемьевым. Многие живут по стереотипу «место женщины на кухне», при этом в большинстве своем мужья не способны достойным образом содержать своих жен.
Литература:
[1] Ясевич-Бородавеская В. И.Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству. СПб., 1912. С. 327.
[2] Пругавин А. С.Старообрядчество во второй половине XIX в. Очерки из новейшей истории раскола. М., 1904. С. 13. См. также: Кириллов И. А. Статистика старообрядчества. М., 1913.
[3] Есипов Г.Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. Т. II. СПб., 1863. С. 233.
[4] Есипов Г.Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. Т. II. СПб., 1863. С. 233.
[5] Обличение на раскольников, сочиненное Василием Флоровым // Братское Слово. М., 1894. Т. I. С. 478.
[6] Обличение на раскольников, сочиненное Василием Флоровым // Братское Слово. М., 1894. Т. I. С. 478.
[7] Варадинов Н. История. С. 394.
[8] Варадинов Н. История. С. 463.
[9] Варадинов Н. История. С. 400.
[10] См. письмо 1779 г. от Керженских стариц. Попов Н. Сборник для истории старообрядчества. М., 1861. Т. I. С. 224–227.
[11] Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв. / Отв. ред. Покровский Н. Н. Новосибирск, 1999. С. 108–122, 568–585.
[12] Юхименко Е. М.«Таковых братов сестра единоутробная» / Новые сведения о «семье Семеновых»// Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 491–500.
[13] Архангелов С. А.Среди раскольников. С. 126.
[14] Усов П. С. Среди скитниц // Исторический вестник. 1887. № 2. С. 334.
[15] Антонов Е.Воспоминания о жизни в расколе. С. 41–42.
Автор: старица Капитолина Капитоновна, скит «Новый Мемфис»
Комментариев пока нет