На днях на нашем сайте был опубликован доклад протоиерея Геннадия Четвергова «О соблюдении церковных канонов», посвященный расхождениям между обычаями современной церковной жизни РПсЦ и каноническими правилами Вселенских и Поместных Соборов. Продолжая эту тему, мы публикуем статью иерея Глеба Бобкова, касающуюся так называемой церковной «икономии» — практики снисхождения в применении церковных правил, запретов и наказаний.
***
«Благ мне закон уст твоих паче тысящ злата и сребра…
Яко аще не закон твой поучение мое есть, тогда убо погибл бых….»
Псалом 118
В связи с недавней публикацией на сайте «Русская вера» доклада протоиерея Геннадия Четвергова о несоблюдении правил Кормчей, хочется поделиться с вами некоторыми мыслями о Божиих законах и о правилах Церкви, то есть о том, как и какими правилами управляется, живет и должна жить Святая Христова Церковь.
На первый взгляд, важнейшим законом для христиан должно быть Святое Евангелие и, соответственно, в Нем данные людям Богом заповеди. Например, в 92 зачале Святого Евангелия от Матфея:
Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею, сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго своего, яко сам себе.
Со времен Первого Апостольского Собора, о котором мы можем прочитать в «Деяниях Святых Апостол», Святая Церковь начала соборно принимать каноны или правила, которым должны следовать все, кто считает себя чадами Святой Соборной и Апостольской Церкви. Собор Церкви в Константинополе в 691-692 году, именуемый как Пято-Шестой или Трулльский, вторым своим правилом установил свод канонов и правил, которые являются общеобязательными и неизменяемыми. К Х веку Соборы Церкви оные правила дополнили и был окончательно составлен сборник правил Православной Церкви:
1. Правила Святых Апостол.
2. Правила Семи Вселенских Соборов.
3. Правила девяти Поместных Соборов.
4. Канонические правила и послания Святых Отец.
Все канонические правила перечислены во 2 правиле 6 Вселенского Собора, кроме правил 7 Вселенского Собора; Двукратного собора; Собора, бывшего во храме Премудрости Слова Божия 879-880 года и Послания Тарасия. Эти правила были добавлены позже Трулльского Собора в Книгу правил и сейчас в Церкви являются обязательными и общепринятыми.
И епископы, при их поставлении в сей священный сан, не токмо словами дают обещание соблюдать сии каноны, но и подписывают в том рукописание.
Издавна, когда речь идет о старообрядчестве и о соблюдении догматов, правил и христианских традиций, многие приводили очень показательный и наглядный пример о плотине, в которой, если убрать хоть один камень, напор воды разрушит всю плотину целиком. И ныне, руководствуясь целесообразностью и пользой Церкви, некоторые вольно и сознательно идут на нарушение не догматов, но правил и постановлений Святых Апостолов, Семи Вселенских и девяти Поместных Соборов. И это у нас называется «икономией».
Один из самых частых примеров икономии — это постановление клириков на священные степени ранее положенного правилами возраста. И аз грешный тому пример, так как был поставлен в презвитеры в 27-летнем возрасте, хотя правило 15 Шестого Вселенского Собора гласит: Правило святых и богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагать… Но несоблюдение этого правила довольно традиционно, и вопросов по этому нарушению почти никогда не возникает…
А вот какие другие правила мы можем нарушать, а какие нет? И в каком объеме? И кто должен нести ответ за нарушение правил Святых Апостолов, Семи Вселенских и девяти Поместных Соборов? И кто обязан следить за соблюдением сих правил? Соборы, епископы? И есть ли границы для нарушения Канонов?
У нас, в Русской Православной старообрядческой Церкви, есть даже специальная Каноническая комиссия — люди, которые должны блюсти соблюдение правил и возвещать о нарушениях и стараться предотвращать оные…
Да, ставя во главу угла вторую заповедь о любви к ближним и возможную пользу Церкви, довольно часто мы допускаем нарушения Канонов и Правил, но к чему это нас приведёт? Не станем ли мы подобны тем же никонианам? И чем тогда мы будем от них отличаться?
Или наше старообрядчество — это совсем не про Церковь Христову и правила Святых Апостол и Святых Отцов, а просто игра в древность? Кафтаны, сарафаны, лестовки, подручники, бороды и подпоясанные косоворотки, и обязательно подколотые булавочкой платки… И про правила мы вспоминаем, только когда они нам нужны, а когда они нам мешают, мы или о них забываем, или оправдываем себя «икономией» и «любовью к ближнему».
ваше возмущение было бы понято, если бы Вы были выходцем из безпоповцев, ибо это их традиция.
допустим их община принимает священство. Они вполне вправе желать сохранить свое чтение.
Но навязывать свою традицию поповцам…
Есть же понятие местного обычая.
Вся чуть староверия в следовании живой непрерывной традиции восходящей к отцам.
не поют же в Москве по-липовански, а вот у липован по московски вполне и сколько угодно.
И поморцы не переходят на наречь.
А вот в Москве и исторических поповских регионах вводят
поморский обычай.
Я бы добавил: глаголем молитвы и осеняем себя крестным знамением на пуп — по новообрядчески.
В РПЦ двуперстие разрешено, а у нас различающий при чтении, по слову патр.Иосифа, «эсть» и «ять» — под запретом, меня за это вовсе к «еретикам» причислили.
что сказать-то хотели? При чем тут пуп и новообрядцы? В РПЦ всё что угодно могут разрешить — что двоеперстие, что брюки на женщинах, им без разницы. Лишь бы деньги в кружку несли
Автор: «Не станем ли мы подобны тем же никонианам? И чем тогда мы будем от них отличаться?» — становимся, если, в т.ч., читаем не как написано и крестимся не как Стоглав повелевает.
в Стоглаве есть запрет креститься «на пуп»?
Мдэ, проблемы у вас конечно…
Стоглав 31 и 32 : «Первое возлагати на чело, таже на перси, сиречь на сердце, и потом на правое плечо, таже на левое, то есть истинное воображение крестного знамения.»
сердце — это середина. Приблизительная середина человеческого туловища в данном случае. А не сердечная мышца
«Даждь ти г(оспод)и по сръдъцю твоемоу».
а вот в данном случае слово «сердце» означает душу человека, его внутреннее состояние. Есть такие слова, которые имеют не одно значение
Когда вы прикладываете персты к пупу, вы воображаете католический крест, когда на сердце — равносторонний греческий, принятый при крещении Руси.
Для смешивающих свое сердце с переносными значениями глагола, святые отцы указали «на перси». «Срдце же посреде персии, к нему же, от всихъ съставъ жилы сходящеся, всяко чутиэ приносятъ.»