Сайт «Русская вера» продолжает цикл публикаций исследователя подмосковного старообрядчества Галины Кочетковой, посвященных наиболее выдающимся старообрядцам из Гуслиц. Сегодня публикуем продолжение истории о старообрядцах Богдановых.
Купец Исидор Яковлевич Богданов,
основатель Санкт-Петербургской пуговичной мануфактуры
и попечитель Громовского старообрядческого кладбища
Каждый несет в своей крови и в нервных клетках смутную память обо всем,
что думали и чем волновались предки.
Душа не более, как тысячеголосный хор предков.
И каждый из нас, сам того не замечая,
действует не как личность, а как порода!
Михаил Осипович Меньшиков,
«Письма к русской нации»
Как я уже рассказывала в предыдущей статье, родной брат моей прапрапрабабушки Ирины Яковлевны, Исидор (Сидор) Яковлевич Богданов, в начале 60-х годов XIX века вслед за братом Иваном уезжает из родной гуслицкой деревни Цаплино в Петербург, где решает заняться торговлей. В Кронштадте он открывает свою лавку с шорными товарами. На Калашниковской пристани в Петербурге торгует кулями и рогожами, там же у него имеется собственный товарный склад.
Вероятно, именно у него в лавке служит мой прапрапрадед Петр Леонтьевич Кочетков, муж Ирины Яковлевны, о котором в переписи селений Беззубовской волости 1869-1871 гг. сказано, что он «отпущен по паспорту 1868 г. 17 февраля за № 29 на 1 год в Петербурге в работниках прикащиком в Кронштадте».
Согласно этой же переписи, большинство жителей Цаплино занимались тканьем нанки. Исидор Яковлевич также происходил из семьи ткачей. Вполне возможно, что кроме тканья нанки семья частично могла заниматься и рогожным промыслом. В большинстве случаев ткали рогожи во время, свободное от сельскохозяйственных занятий и отхожих промыслов. Круглогодично ткали свободные от полевых работ члены семьи: дети, подростки, старухи. В начале прошлого века, например, в Касимовском уезде жизненный сезонный ритм семьи, которая занималась рогожным промыслом, описывается так: к зиме взрослое мужское население возвращается с отхожих заработков, «и вся семья принимается за промысел. Тогда дом каждого домохозяина представляет из себя небольшую фабрику с ее кладовыми: он весь уставлен примитивными ткацкими станками, убран мочалом, из которого ткутся кульки, и изготовленными кульками — предметами своего производства» [1].
Достаточно разбогатев на шорной торговле, Сидор Яковлевич из Кронштадта перебирается на жительство в Санкт-Петербург, но продолжает числиться в купечестве Кронштадта. В 1878 году участки № 365 и 23 (позднее 21б и 59) по Малой Итальянской и набережной Лиговского канала в Литейной части 3-го участка принадлежат жене Сидора Яковлевича Богданова.
Позднее, с целью увеличения домовладения по купчей от 28 февраля 1879 г. Сидор Яковлевич приобретает соседний дом у Марии и Софьи Алферьевых, дочерей действительного статского советника Василия Николаевича Алферьева, служившего в Министерстве иностранных дел, при этом он берет у них в долг 30 тысяч рублей серебром. Участок имел около 20 саженей длины по набережной Лиговского канала и почти 25 саженей по Малой Итальянской улице при общей площади около 386 кв. сажен. Здесь были трехэтажный каменный жилой дом с таким же дворовым флигелем и одноэтажные каменные службы.
Архитектор Кредитного общества Ф. С. Харламов в марте следующего года оценивает домовладение в 80,5 тысяч рублей, отметив, что все постройки находятся в прочном состоянии. Позже дома были надстроены четвертыми этажами, в лицевой флигель была проведена вода и устроены ватерклозеты. По оценке архитектора А. И. Ковшарова в стоимость домовладения в конце 1895 г. превышала 157 тысяч рублей [2].
Дома Сидора Яковлевича были доходными, об этом пишет Аркадий Векслер в своей книге «Такая удивительная Лиговка», допуская большую ошибку в том, что Сидор Яковлевич был выходцем из олонецких крестьян. Мне думается, что автор, не убедившись документально, поверхностно рассудил и решил, что Исидор Яковлевич родом из Ильинского Погоста, что Водлозере в Карелии (бывшая Олонецкая губерния), даже не зная о том, что существует еще Ильинский Погост в Гуслицах. К тому же олонецкие старообрядцы в большинстве своем относились к Древлеправославной Поморской Церкви, и были беспоповцами. А Исидор Яковлевич был членом Громовской старообрядческой общины Белокриницкого согласия, приемлющим священство.
К одному из любопытных фактов биографии Исидора Яковлевича Богданова стоит отнести то, что с момента основания в 1881 году, он являлся почетным членом Санкт-Петербургского благотворительного общества последователей гомеопатии. А в 1907 году был даже кандидатом в члены правления общества.
Целью общества было устройство и содержание за собственный счет гомеопатических больниц с постоянными кроватями и лечебниц для приходящих больных, «в видах оказания медицинской помощи лицам всех званий, за умеренную плату, а бедным, по возможности, бесплатно». В декабре 1881 года общество располагало капиталом в 3 000 рублей, и в нем состояло 200 членов; в 1882 за счет крупного пожертвования И. А. Яковлева средства общества возросли до 18 525 рублей и оказались достаточны для устройства лечебницы и аптеки при ней. Открытие Лечебницы для приходящих больных во имя св. Архангела Михаила на Садовой улице, 18 (в квартире из 9 комнат) состоялось 1 июня 1882.
В 1891 году общество купило участок земли на Петербургской стороне, на Лицейской улице (ныне ул. Рентгена), 6, где в 1898 году открылась Больница в память императора Александра II с амбулаторией и аптекой. Лечение здесь, в общих палатах, стоило 35 руб., в палате для двоих — 75 руб. и в палате для одного — 100 и 150 руб. в месяц; имелось 19 бесплатных кроватей (из них 6 — для Ведомства путей сообщения), которыми за год воспользовалось больше 100 человек.
В сентябре 1914 года Общество последователей гомеопатии совместно с Обществом врачей-гомеопатов открыло в здании этой больницы лазарет для раненых воинов на 40 кроватей. Там же был открыт бесплатный амбулаторный прием для перевязок и лечения раненых и больных воинов [3].
В 1899 году вместе с Иваном Ивановичем Кревингом, знаменитым марочным торговцем, инициатором и составителем первого иллюстрированного альбома для марок на русском языке, Исидор Яковлевич в своем доме № 59 на Малой Итальянской улице (ныне Жуковского) открывает Санкт-Петербургскую пуговичную мануфактуру (с 1914 года — Петроградская пуговичная мануфактура). Мануфактура изготавливала металлические и полотняные пуговицы, вензеля, значки и другие изделия. Объем производства составлял около 56 тысяч рублей в год, на фабрике было задействовано 75 рабочих.
Из «выписки товарищеского договора, явленного у С. Петербургского нотариуса Мерца 17 июля 1899 года, по реестру за № 5272:
1. Кронштадтский 2 гильдии купец Исидор Яковлевич Богданов, жительствующий Литейной части, по Лиговской улице № 21 и С. Петербургский 2 гильдии купец Иван Иванович Кревинг, жительствующий Спасской части, по Невскому проспекту № 32 учреждают полное товарищество под фирмою «С. Петербургская Пуговичная Мануфактура» и устраивают фабрику для изготовления всякого рода металлических изделий, как то: металлических пуговиц, значков, вензелей и других предметов, а равно и пуговиц из материй и полотна.
2. Основной капитал товарищества пятьдесят тысяч (50 000) рублей.
3. Срок договора не определяется.
4. Заведывают всеми операциями оба товарища. Полные товарищи Товарищества и С. Петербургская Пуговичная Мануфактура Кронштадтский второй гильдии купец Исидор Яковлевич Богданов и С. Петербургский 2 гильдии купец Иван Иванович Кревинг».
Если присмотреться к оформлению коробки из-под пуговиц Санкт-Петербургской пуговичной мануфактуры, можно заметить две награды: орден и медаль за заслуги перед Эрцгерцогом Австрийским, правда, не ясно, за какие именно заслуги ею награждали.
Медаль была выполнена из позолоты. На лицевой стороне изображен Эрцгерцог Австрийский Евгений, которого встречают четверо воспитанников детского приюта, изображенного на обратной стороне медали. Там же написано Deutschmeister Waisen- und Ferienheimin Unter Dambach, что можно перевести, как имени Тевтонского ордена дом отдыха для детей сирот под Дамбахом.
В 1905 году Исидор Яковлевич продает домовладение по Малой Итальянской улице 59 жене статского советника Анне Александровне Хабловской, и позднее фабрика переезжает на Бассейную, 46 (ныне ул. Некрасова).
В этом же году он покупает долю Ивана Ивановича Кревинга и становится полным собственником мануфактуры.
«Санкт Петербург. Тысяча девятьсот пятого года августа тринадцатого дня, я, нижеподписавшийся, отставной чиновник Михаил Константинович Котенев, выдал этот акт Кронштадтскому купцу Исидору Яковлевичу Богданову в нижеследующем: 1) с публичного торга, произведенного двенадцатого июля сего тысяча девятьсот пятого года Судебным Приставом при С. Петербургском Окружном Суде Георгиевским, я приобрел за триста один рубль принадлежавшую купцу Ивану Ивановичу Кревингу половинную долю его, как полного товарища участия в предприятии под фирмою „С. Петербургская пуговичная мануфактура“, помещающемся в С.Петербурге Литейной части, по улице Жуковского в доме № 59. Из описи, составленной 28-ого июня 1905 года упомянутым выше судебным приставом Георгиевским, видно, что по товарищескому договору, явленному у С.Петербургского Нотариуса Мерца 17- ого июля 1899 года по реестру № 5272 и по балансу названной выше фирмы, составленному на одиннадцатое марта 1905 года бухгалтером Райхом, он, Кревинг, состоит должен этой фирме восемнадцать тысяч сорок рублей восемьдесят семь копеек, в каковой сумме и определяется стоимость доли его в товариществе предприятия под фирмою „С. Петербургская пуговичная мануфактура“, оцененной в сто рублей и 2) Сим я, Котенев, приобретенную мною с указанного выше публичного торга вышеозначенную долю участия Кревинга в предприятии „С. Петербургская пуговичная мануфактура“ — продал ему, г. Богданову в полную собственность за триста рублей, которые получил сполна».
В 1904 году прусский подданный и главный мастер Санкт-Петербургской пуговичной мануфактуры Роберт Иванович Штейн подает жалобу в Санкт-Петербургскую судебную палату за его незаконное увольнение, с требованием от Мануфактуры компенсации в размере 6200 рублей.
«Решение Санкт-Петербургского Окружного суда по настоящему делу, коим в иске мне отказано, я нахожу неправильным по следующим основаниям. Окружной суд, подробно обсудив представленные ответчиком письма, неизвестно кем подписанные, совершенно оставил без внимания представленные ответчиком книги, из которых можно было бы усмотреть, что если мне и приходилось делать пуговицы несоответствующего их знакам достоинства, то это я делал по приказанию администрации, которая боролась с конкуренцией. Поэтому прошу Судебную Палату вызвать эксперта для определения того, насколько различные сорта пуговиц представленных по делу соответствуют тем знакам, которые указаны на оборотной стороне этих пуговиц, удовлетворить мои исковые требования и возложить на ответчика судебные и за ведение дела издержки. При сем прилагается копия сей жадобы. Роберт Штейн».
В 1908 году Судебной Палатой дело Штейна было рассмотрено. Ответчики, Богданов и Кревинг, иска не признали и объяснили, что Штейн действительно ими уволен, но исключительно по его собственной вине, так как пуговицы, которые им изготавливались, были настолько плохого качества во всех отношениях, что нередко целые партии возвращались покупщиками, вызывая общее неудовольствие. Допрошенные по делу свидетели вполне подтвердили эти объяснения ответчиков относительно плохого качества пуговиц и это обстоятельство удостоверил и вызванный в суд эксперт.
Окружной суд, имея в виду, что по нотариальному договору Штейн имел право получить двухгодовое содержание за досрочное увольнение от службы лишь в том случае, если таковое последует не по его вине, а между тем, по делу установлено, что увольнение было вызвано дурным изготовлением пуговичного товара Штейном, в иске ему отказал.
На это решение Окружного суда Штейн принес апелляционную жалобу, в которой указывая на то, что изготовление пуговиц несоответственного их знакам достоинства производилось по приказанию ответчиков, владельцев фабрики, просит произвести экспертизу для определения того, насколько различные сорта представленных к делу соответствуют тем знакам, которые указаны на оборотной их стороне, а затем удовлетворить его исковые требования.
Принимая во внимание, что Окружной суд приступая к решению Штейна, совершенно правильно задался вопросом о том, был ли истец уволен по причинам от него независящим и что по обстоятельствам, имеющимся в деле и добытым путем поверочных действий, суд пришел к выводу, что увольнение Штейна, вопреки его утверждению, последовало по его собственной вине, что вина эта заключалась в медленности производства работ и в дурном качестве изделий, вызывающем массу жалоб и даже возвращение товара, что при таких данных, суд имел полное основание отказать в иске Штейну, что вопрос о несоответствии знаков на пуговицах с их сортами не имеет значения в деле, ибо если такие знаки или клейма ставились при приказанию хозяев предприятия, то во всяком случае установленные по делу недостатки пуговиц, как то позолота, посеребрение с пятнами, кривизна гербов и отлетавшие ушки и при том во всех сортах, самым несомненным образом доказывают или небрежность Штейна, или незнание дела, за которое он взялся, и что в виду сего в производстве экспертизы для выяснения неверного клеймения пуговиц по сортам, как обстоятельства для дела безразличного, — не представляет надобности, Судебная Палата находит обжалованное решение Окружного суда от 20 апреля 1904 года правильным [4].
На пуговицах Санкт-Петербургской пуговичной мануфактуры в разные годы можно было встретить следующие обозначения:
С. Петербургская пуговичная мануфактура-I
СПБ пугов. мануфакт.
СПБ пуг. мануфактура
СПБ пуг. ман.
Петроградск. пуг. ман.
Петрогр. пуг. ман.
ПТГ пугов. мануфакт.
ПТГ пуг. ман.
Помимо коммерческой деятельности Исидор Яковлевич Богданов активно участвовал в религиозной жизни петербургских старообрядцев. Он был пожизненным членом Громовской старообрядческой общины, а также одним из попечителей Громовского кладбища и Чубыкинской богадельни при нем. Именно он тайно вел метрические книги Громовского кладбища в те годы, когда это было запрещено.
13-ого ноября 1895 года в паспортное отделение Санкт-Петербургской Духовной Консистории было направлено донесение о незаконной выдаче попечителем Громовского кладбища удостоверения о рождении и крещении крестьянского сына Иоанна Абрамова Петрова. «Богданов на запрос полиции объяснил, что метрические книги при церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, что на Громовском старообрядческом кладбище, ведет он, что книги эти никем не засвидетельствованы с 1860 года бывшим попечителем Громовым, и что при означенной церкви состоит священником Феодот Фокиевич Ерофеев. Принимая в соображение, что ведение попечителем кладбища метрических книг не соответствует условиям закона, Канцелярия Градоначальника с препровождением выданного Богдановым от 31 июля сего года нотариального удостоверения, имеет честь сообщить об изложенном на усмотрение Духовной Консистории…» [5].
24-ого ноября того же года состоялось слушание по этому делу. «Из дела видно, что купец Исидор Яковлев Богданов 1. ведет метрические книги о раскольниках, 2. выдает метрические свидетельства в форме официальных документов, 3. место общественной молитвы именует церковью и 4. Лицо, совершающее для раскольников духовные требы, именует священником. Законом ведение метрических книг и выдача метрических свидетельств о раскольниках предоставлено полицейским учреждениям и лицам, здания общественных молитв раскольников названия церкви или храма не усвоено и наставники раскольников не признаются состоящими в духовном сане…» [6].
Но прокурор Санкт-Петербургского окружного суда, к которому было направлено сообщение Духовной Консистории и переписка о купце Богданове, не признал деяния Богданова уголовно наказуемыми за отсутствием специального карательного закона.
Решал Исидор Яковлевич и хозяйственные вопросы кладбища. В июне 1893 года он ходатайствует о прокладке деревянной трубы из Лиговского канала на Громовское кладбище, о чем подает прошение в Санкт-Петербургскую городскую управу.
«Вблизи местности, где находится старообрядческое Громовское кладбище, с часовнею, жилыми домами и службами, протекает Лиговский канал, из которого желательно пользоваться водою для полива дорог и других хозяйственных надобностей. Ввиду того, что место кладбища весьма обширно и пользоваться и пользоваться через подвоз воды весьма неудобно, то Управление кладбища покорнейше просит Городскую Управу выдать разрешение на прокладку от Лиговского канала на кладбище деревянной трубы. Пояснительный план при сем прилагаю. Попечитель старообрядческого кладбища Кронштадтский второй гильдии купец Сидор Яковлевич Богданов».
«Я, нижеподписавшийся попечитель Громовского старообрядческого кладбища кронштадтский 2-ой гильдии купец Сидор Яковлевич Богданов, дал сию подписку заведующему Лиговским каналом в том, что в случае разрешения мне Санкт-Петербургскою Городской Управою пользованием водою из Лиговского канала посредством проложения водопроводной трубы от сего канала во двор дома моего, находящегося в части участка по Лиговской ул. № 21 обязуюсь выполнить следующие условия:
1. устроить в дамбе Лиговского канала постоянную перемычку из шпунтовых досок толщиною не менее 3-х дюймов в виде крытого колодца длиною и шириною не более 1,5 аршина,
2. водопроводную трубу проложить деревянную, сверленую диаметром не более 2 ½ дюймов, а водозаборную трубу заложить в стенке колодца, обращенной к каналу так, чтобы центр отверстия (не более двух дюймов) был на уровне ординара воды в канале, что должно быть сделано по указанию заведующего Лиговским каналом,
3. разрытие для устройства колодца и проложения трубы, откосы канала и дамбу заделать прочно, приведя в прежний вид и содержать постоянно как колодец, так и дамбу около него в исправном виде, в противном случае заведующий Лиговским каналом имеет право произвести исправление за мой счет, причем без всякого спора и суда обязуюсь уплатить сполна всю ту сумму, в какую обойдутся исправления,
4. В случае недостатка воды в канале по каким бы то ни было причинам, или в случае замены канала закрытой трубой и общего прекращения водоснабжения частных дворов, — отнюдь не заявлять претензий,
5. из разрешенной к проложению трубы, как показано на плане, не допускать проводить ветвей в стороны для других лиц без особого на то разрешения Санкт-Петербургскою Городской Управою, равным образом не делать сквозного протока воды, ни каких-либо других водопроводов в другие резервуары, кроме разрешенного мне колодца,
6. всегда допускать начальство, заведующие Лиговским каналом, к освидетельствованию резервуара, устроенного во дворе моего дома с разрешения Санкт-Петербургской Городской Управы, убеждения в отсутствии сквозного протока,
7. в случае минования надобности пользования водою из Лиговского канала, обязуюсь уведомить о том заведующего Лиговским каналом, колодец с приемной трубой разобрать, саму же дамбу с откосами привести в прежний вид, по указанию заведующего Лиговским каналом
8. при переходе двора (дома) во владение другого лица — обязуюсь передать подписку этому новому владельцу с тем, чтобы все условия, определенные настоящею подпискою , обязательно выполнялись новым владельцем».
20-ого июля 1893 года Санкт-Петербургская Городская Управа разрешила проложить трубу на Громовское кладбище на условиях, проектированным участковым техником, спросив согласие градоначальника.
Разбираясь в хитросплетениях родословной Богдановых, мне удалось сделать совершенно неожиданное открытие. Выяснилось, что основатель Громовского кладбища Федул Григорьевич Громов- троюродный дед Исидора Яковлевича Богданова. Отец Федула, Григорий Тимофеевич, был родом из соседней с Цаплино деревни Поминово и женат был на Февронье Акимовой Богдановой из Цаплино, родной сестре прадеда Исидора Яковлевича — Косьмы Акимовича Богданова.
Согласно ревизской сказке 1811 г. Богородского уезда д. Поминово Федул и его брат Сергей Григорьевичи были отпущены помещиком на волю. Они выкупились из крепостной зависимости после того как разбогатели. В 1799 году Федул Григорьевич записался в санкт-петербургское купечество по 3-ей гильдии еще без фамилии, а при переходе в 1808 году в 2-ую гильдию уже стал писаться «Громовым».
Одним из прихожан Громовского кладбища был богатый царскосельский купец Петр Иванович Чубыкин. В 1882-ом году он скончался, завещав большую часть своего состояния на строительство богадельни при кладбище.Исидор Яковлевич Богданов наряду с купцами Дмитриевым и Афанасием Петровичем Яковлевым был назначен душеприказчиком богадельни, которые должны были осуществлять наблюдение за ходом строительства богадельни и регулярно предоставлять отчеты о расходе денежных сумм.
Весной 1896 г. по проекту архитектора П. И. Гилева (по другим сведениям, В. П. Цейдлера или К. К. Циглера) началось сооружение трехэтажного здания Чубыкинской богадельни, открытие которой из-за возникших конфликтов с Синодом состоялось только 15 декабря 1905 г., уже после манифеста 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», разрешившего староверам строить церкви с главами, звонницами и крестами. Домовый храм разместился на верхнем этаже (там же находился и зал для общинных собраний) и был освящен 8 ноября 1905 г. старообрядческим епископом Санкт-Петербургским и Тверским Виталием (Бажановым) во имя свт. Петра, митрополита Киевского и всея Руси, чудотворца, святого покровителя жертвователя Чубыкина [7].
Журнал «Церковь» 6-го января 1908 года пишет следующее:
«Санкт-Петербург. 6-го Января 1908г. в праздник Крещения Господня в храмах Петербургской старообрядческой общины последователей Белокриницкой иерархии на Громовском кладбище и в Чубыкинской богадельне совершены были торжественные и праздничные службы. Как в той, так и в другой церкви служили местные священнослужители, без участия архиерея. Предполагавшийся ранее в день Богоявления торжественный ход на реку Неву для водоосвящения не состоялся вследствие рыхлости льда. Водоосвящение совершено было в особой купели в самых храмах. Вода для освящения взята была холодная, чистая, проточная и непрокипяченая (как это было у еретиков). По мнению старообрядцев крещенская вода должна всецело соответствовать той речной иорданской воде, в струи которой погрузился Спаситель, а потому она должна быть непременно естественной, живой и сырой водой, а не прокипяченной. Богомольцы весьма усердно разбирали освященную в старообрядческих храмах воду» [8].
«2 февраля 1909г. в Санкт-Петербурге при Чубыкинской богадельне и при свят. храме Св. Петра митрополита Московского и всея России чудотворца, происходило торжественное освящение деревянной звонницы и поднятие восьми колоколов весом от 30-ти ф. до 53 пудов. Освящение происходило в присутствии многочисленной молящейся публики. Освящение совершено настоятелем Громовского старообрядческого кладбища о. Василием Космачевым и о. дьяконом Кабановым при попечителе означенной богадельни Исидора Яковлевича Богданова и ктитора Ф. Ф. Наумова. Торжество было неописуемое. Пел чудно хор певчих Громовского кладбища (мужской) при уставщике A. Анисимове. Теперь старообрядцы Белокриницкой иерархии в Санкт-Петербурге ликуют высокоторжественно» [9], — писали корреспонденты.
В конце 1909 года комитет богадельни к удобствам прихожан и по всеобщему их желанию расширил храм до размера площади в 500 кв. аршин, с возведением над ним звонницы, а 21-го декабря 1909 года, в расширенной и увеличенной домовой церкви в первый раз была торжественно совершена Божественная литургия.
«Церковь представляет из себя большое, высокое, светлое помещение. Внутренняя отделка храма еще не закончена, но решено было начать богослужение по случаю престольного праздника, дня памяти св. Петра митрополита, и ввиду праздников Рождества Христова и Богоявления Господня, когда особенно чувствуется отсутствие храма в городе. Богослужение совершали священнослужители: о. Василий, о. Прохор, д. Харлампий и д. Иоанн. Пел хор певчих Громовского кладбища, причем „Приидите поклонимся“, а также, начиная с „Херувимской“ и до конца литургии в пении принял участие девичий хор» [10].
В конце XIX-начале XX века Исидор Яковлевич вел активную переписку со своим другом Иваном Ивановичем Шибаевым, московским купцом, одним из бессменных попечителей Рогожского кладбища, ревностным защитником старообрядчества. В мае 1899 года Исидор Яковлевич, будучи в Москве, оставляет Ивану Ивановичу свою визитку, на обратной стороне которой пишет следующее: «Многоуважаемый Иван Иванович, уведомляю Вас, что уезжаю сегодня в 9 часов обратно в Петербург. Желаю Вам здоровья. Что нужно Вам, пишите. К услугам Вашим Сидор Богданов».
Достаточно подробно о переписке Исидора Яковлевича Богданова с Иваном Ивановичем Шибаевым рассказала Е. А. Агеева в 5-ом выпуске журнала «Старообрядчество в России XVII-XX века». Мне же в свою очередь хочется остановиться на ней более подробно и привести непосредственно сами письма, но о них я расскажу в следующей части.
Источники:
[1] Михаил Седов. Газета «Панорама города», № 48 (652), 2008 г.
[2] Векслер Аркадий Файвишевич «Такая удивительная Лиговка».
[3] Т. И. Мнёва «Санкт-Петербургское общество последователей гомеопатии».
[4] ЦГИА СПб Ф. 356. Оп. 1. Д. 12213. По иску Штейна Р. И к С. Петербургской пуговичной мануфактуре, лист 16, 16 об, 17.
[5] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 87. Д. 60. О незаконном ведении метрических книг раскольников попечителем Громовского кладбища купцом Богдановым.
[6] Там же.
[7] М. В. Шкаровский «Из истории старообрядческой общины Громовского кладбища Санкт-Петербурга».
[8] Журнал «Церковь» за 6-е января 1908 г.
[9] Журнал Старообрядцы № 1, 2, за январь и февраль 1909 г.
[10] Журнал «Церковь» № 3 за 1909 год.
Комментариев пока нет