Состоявшийся 31 января-1 февраля 2023 года Совет митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви в очередной раз подтвердил состояние глубокого кризиса управления в РПСЦ и неспособность ее руководства сконцентрироваться на решении насущных церковных задач.
Традиционно для последних лет участники Совета Митрополии получили его повестку практически перед самым началом заседаний. Это и не случайно, так как предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов) в последние годы чрезвычайно увлечен политической активностью, и на подготовку к церковным мероприятиям ни у него, ни у его аппарата не хватает времени.
Политическим вопросам была посвящена львиная доля его доклада Освященному Собору РПСЦ 2022 года. Не обошлось без политинформации и на этот раз. Во время своего выступления митрополит поделился своим видением духовных причин нынешних событий, в которых он давно уже видит не собственно человеческие страсти и грехи, а козни посторонних «темных и враждебных сил». Он пафосно провозгласил: «Православному миру брошен очередной вызов, и враждебные силы делают всё, чтобы сокрушить основы православия, духовные и нравственные ценности, благочестивые традиции». Владыка митрополит призвал искать эти враждебные силы и бороться с ними всеми силами и средствами.
Однако, как показывает практика, проблемы церковной жизни РПСЦ связаны вовсе не с происками «враждебных сил», а с неспособностью самого руководства согласия решать эти проблемы. Например, какие силы мешают вот уже 18 лет принять основополагающие церковные документы: «Положение об Освященном Соборе», «Положение о епархиальном съезде» и «Положение о Совете Митрополии»? Прошлогодний Совет Митрополии 10-11 мая 2022 г. констатировал, что дело стоит на месте. Он в очередной раз вынес христианскую благодарность разработчикам положений и перенес их обсуждения на последующие годы.
В своих выступлениях митрополит нередко обращается к темам геополитики, воинского искусства, стрижения бороды и усов, гомосексуальных проявлений в половой жизни, однако, почти ничего не говорит о базовых ценностях и основополагающих проблемах общества и своей конфессии — абортах, депопуляции населения страны и собственно уменьшения численности старообрядчества и, в первую очередь, самой Русской Православной старообрядческой Церкви. Вместо трезвых оценок ситуации и программы выхода из кризиса годами слышатся басни о «многомилионном старообрядчестве». Также владыка любит говорить о проблемах других конфессий. Но с каких пор РПСЦ начинает думать о проблемах другой конфессии — РПЦ? И в Румынии, и в Болгарии, и в Польше, и в Украине разве новообрядчество чем-то отличается от российского? Следовательно, лидер старообрядческого согласия, если он себя считает таковым, должен заниматься исключительно проблемами РПСЦ.
Зато руководство РПСЦ волнует присутствие мирян на Соборах. В этот раз в ходе заседания опять звучали выступления, что хорошо бы проводить соборы без мирян, а в перспективе и без священников, собирая только епископов, «которые сами между собой все решат».
При этом заседания Соборов должен вести митрополит и давать слова не всем желающим, а понравившимся ему делегатам, разделяющим его представления о тех или иных вопросах.
А представления эти иногда весьма своеобразные. Например, не обязательно следовать гражданскому Уставу Церкви в вопросе установления новых границ епархий, перемещения общин из одной епархии в другую. Согласно уставу РПСЦ, зарегистрированному в Минюсте, пункт 5.6.8 говорит о исключительной компетенции Освященного Собора в этих вопросах, решения по которым принимаются квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов делегатов Освященного Собора). Пункты 5.6.10.12 и 5.6.10.14 определяют эти решения исключительной прерогативой Собора и приниматься они должны двумя третями голосов делегатов Освященного Собора. На деле же эти решения принимались обычным большинством, что было сделано с Кавказской и Донской епархией на соборе 2022 года, и до сих пор вызывает серьезные сомнения и нестроения.
Неслучайно, что среди части духовенства РПСЦ распространились представления, что церковные дела решаются не по церковным и гражданским законам, а по «понятиям».
Не смог Совет митрополии решить и частные вопросы. Размышляя о судьбах мира и своих планах по обустройству России, его участники во главе с митрополитом никак не могут найти кандидата во священника на Крым, решить важные вопросы симферопольской общины или юридически оформить здание храма в с. Мама Русская. Можно прямо сказать — значительные средства, вложенные в крымскую церковную инфраструктуру старообрядческим попечителем и меценатом Романом Стаблбайном, пока не приносят должного плода по причине халатности церковного руководства.
Некоторые вопросы, заявленные в повестке дня Совета Митрополии, а среди них были и очень серьезные, такие, как диалог с РПЦ МП, не получили отражения в Постановлениях. Очевидно, участникам этого мероприятия либо нечего сказать по данным вопросам, либо сказанное не захотелось публиковать.
А пока приходится и дальше искать «враждебные силы»…
Автор: А. Головин
акы горазьно, елико ельма некый ведает чьто деяти челесьнему чистительству Цьрькы…
В тексте ошибка: не митрополит Корнилий, а милитрополит Корнилий. А в остальном всё верно.