Всё началось с новости о том, что в Приморье появились старообрядцы из Южной Америки. Это случилось в 2009 году, когда я уже с головой был погружён в проблемы русской эмиграции. Старообрядцы тоже оказались эмигрантами, значит, моими героями. В 2010 г. принял предложение коллеги из Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН профессора Юлии Викторовны Аргудяевой поучаствовать в экспедиции по местам нынешнего проживания старообрядцев в США.
Мы объехали несколько населённых пунктов в Орегоне и на Аляске, собрали ценнейший материал. Сейчас во Владивостоке выходит совместный труд, где подводятся итоги исследований: жизнь старообрядцев в Приморье, их вынужденный побег в Китай; репрессии и репатриация после 1945 г., исход остатков старообрядческих общин в середине 1950-х годов через Гонконг в Южную и Северную Америку, наконец, современное положение старообрядцев.
Первые из старообрядцев, приехавшие в Приморье из Уругвая, поселились в деревне Дерсу Красноармейского района. Следующей стала группа из Боливии, связанная родственными узами с уругвайскими переселенцами. Сначала она остановилась в селе Корфовка, но вскоре тоже перебралась в Дерсу.
Нам захотелось побывать в гостях у переселенцев из Южной Америки. Из Владивостока отправились поездом.
В Дальнереченске нас встретил «проводник» Фёдор Владимирович Крониковский. Заправившись по пути бензином, мы отправились в путь. Когда миновали Рощино, ещё около часа пылили по просёлочной дороге, пока не добрались до весьма экзотической переправы: через реку Арму перекинут трос, к которому присоединён понтон. С помощью энергии течения он за 150 рублей
довольно быстро перевозит автомашины с одного берега на другой. Здесь сотовый телефон замолчал. Мы попали в другой мир.
Вот, наконец, и Дерсу. Обыкновенная русская деревенька, которая раньше называлась Лаулю. Она располагается в красивом месте: в огромной чаше, окружённой со всех сторон сопками. Недалеко река. Сегодня здесь проживают 15 старообрядческих семей. По утверждению их старейшин, в Приморье могут переселиться ещё до 80 семей — это более 500 человек. Географическое положение, природа и сельскохозяйственные условия этой местности отвечают всем чаяниям приехавших.
При переезде им обещали всестороннюю поддержку. Старообрядцы с признательностью вспоминают телефонный разговор президента Путина с их представителем Алексеем Килиным, когда глава страны горячо поддержал желание старообрядцев обустроиться в Приморье. Увы, поддержка местных властей оставляет желать лучшего. Но всё по порядку…
В глаза бросаются когда-то добротные, но уже покосившиеся избы: они без фундамента, стоят на галечной подушке. Убогость почерневших домов скрадывает обильная зелень. О наличии новых рачительных хозяев-старообрядцев говорит скошенная вдоль главной широкой дороги трава. Мы сразу же приметили нарядную одежду старообрядческих девушек и ребятишек.
Первым делом забросили вещи в гостиницу — её содержит местный депутат. Обычная деревенская хата, чистенькая, с набором всего необходимого для постояльца. Потом была встреча со старшим — Фёдором Силовичем Килиным.
Демографическое положение деревень Приморья близко к критическому: они повсеместно вымирают. Здесь живут в основном пенсионеры или выпивохи, которым некуда деваться. Нередко можно встретить и откровенных наркоманов. Известен случай, когда трое местных хулиганов напали на семью старообрядцев. Хозяина, Петра Фефелова, жестоко избили, так, что он попал в больницу. В доме учинили погром, гонялись за малолетними дочками. На прощание пригрозили новой расправой. В результате Пётр и его жена Агафья с детьми предпочли уехать из Дерсу.
Несмотря на этот дикий случай, старообрядцы не опустили руки. Первым делом занялись разработкой приусадебных участков, приобрели скот. Вскоре на рынке в Рощино появилась продукция из Дерсу. Их овощи и молочные продукты разбирают вмиг — товар экологически чистый. До строительства нового жилья дело пока не дошло, живут в старых домишках, оставшихся от прежних хозяев, но что-то подсказывает, что успех не за горами: рядом с некоторыми хибарами уже лежит заготовленный брус. Разумеется, старообрядцы ни в коей мере не могут стать батраками. Прежде всего, это большие труженики, а значит первоначальное накопление капитала проходит довольно быстро. Тем более, что живут они большими семьями.
Интересно почувствовать себя в стороне от цивилизации. Сотовый телефон «не в сети», интернета нет, электричество дают с 8 утра до 12 часов вечера. Может, поэтому и стоило забраться в такую даль, чтобы задуматься о жизни. О том же говорит и пример старообрядцев, стремящихся селиться подальше от городов.
Важнейшей составляющей жизни старообрядцев, не меньшей, чем религия, является русский язык. Старообрядческая вера — это для души, а язык — становой хребет существования общины. Именно русский язык стал одной из основных, если не главной причиной приезда старообрядцев в Россию.
В 11 часов пришёл в гости на интервью Алексей Килин. Он был среди первых, кто стал обустраивать Дерсу. А началось всё в 2003 г., когда в Уругвай к старообрядцам впервые приехали российские дипломаты с предложением переселиться на родину предков. «Семена» пали на плодотворную почву. Первые ходоки отправились в Москву, не дожидаясь окончательного оформления документов.
Конечно, они сразу столкнулись с огромными бюрократическими проблемами, включая пресловутую регистрацию для иностранцев. Но мир не без добрых людей. Помыкавшись в перенаселённой европейской России, вспомнили про родное для их предков Приморье. Связались с Ларисой Белобровой, женой теперь уже экс-губернатора Дарькина. Она и помогла с выбором места. Так первая группа старообрядцев-переселенцев очутилась в Дерсу.
Для южноамериканских старообрядцев эта местность оказалась идеальной, правда, огорчает неповоротливость районного чиновничества. В Дерсу не раз сетовали на то, что им даётся мало земли. До сих пор окончательно не решён вопрос с пахотными землями. Угодья, выделенные старообрядцам, считаются сенокосными. Вскоре может возникнуть проблема и с размещением личных усадеб: в деревне происходит перераспределение участков под дачи, базы отдыха. Переселенцы мало знакомы с российскими законами и порядками и не могут самостоятельно получить разрешение даже на создание фермерского хозяйства, не говоря уж о том, чтобы воспользоваться при этом положенными льготами.
Пример жизни старообрядцев в США убеждает: эти трудолюбивые россияне умеют и готовы работать. На земле своих предков, российском Дальнем Востоке, они могли бы действовать ещё более успешно. Нужно, чтобы государство разработало особую программу по переселению старообрядцев, а правительственные решения по этому вопросу основывались на рекомендациях специалистов.
Семьи старообрядцев легко могут занять пустующую нишу в решении демографической проблемы на Дальнем Востоке. Может, и займут, если приживутся: как правило, у них в семье восемь — десять детей. Маленьких ребятишек мы постоянно видели играющими на улице. Те, что постарше, появляются только к вечеру: с десяти лет дети старообрядцев уже помогают родителям: кто — в поле, кто — в огороде, кто — по дому. В 17–18 лет парни женятся и отделяются от родителей, заводят своё собственное хозяйство.
После обеда зашли к Ивану Мурачёву, он подсказал адрес своего брата, который живёт в конце деревни, чуть в стороне от остальных. В разговоре с Евфимием узнали о его непростой и, прямо скажем, довольно скромной жизни: «Бывает, и не знаем, что поесть!» Предложил ему написать ходатайство властям по поводу помощи — отказался. К слову, выяснился любопытный факт: шумно разрекламированный прессой подарок российского правительства общине старообрядцев, трактор, оказался в руках первых переселенцев Дерсу, семьи Килиных. Бывшие же «корфовцы» должны брать эту технику у них в аренду. За деньги!
Почему не получилось обустроиться в Корфовке? Налицо ошибка иммиграционных властей. Старообрядцев поселили в многоэтажках, среди местного населения. Чуждая им реальность тут же вторглась в их быт. Кто-то вошёл к ним, не постучав и не вытерев ног, кто-то тут же уселся за стол. Особенную угрозу старообрядцы почувствовали для подрастающего поколения, то есть для своего будущего.
Уклад старообрядческой жизни весьма прост. На первый взгляд, радостей не так уж и много, но это только на взгляд обычного человека, не знакомого с привычками старообрядцев. Можно ведь чувствовать радость и от молитвы, и от духовного общения, и от хорошо выполненной работы на земле…
Договорились, что подойду к четырём часам на закладку моленной. Знаменательное событие, хотя и происходило без особых процедур: молитв и, конечно, речей. Как оказалось, старообрядцы не имели соответствующего опыта, так что мне даже пришлось включиться в процесс. На вопрос, как назовут новую моленную, получил ответ: «По жребию имени Святого Владимира».
Интерес к родине у старообрядцев нисколько не притупился за долгое время скитаний. Может быть, потому, что, несмотря на все выпавшие на их долю испытания, «боливийским русским» удалось сохранить внутренние, духовные и внешние атрибуты российской жизни. В языке, сказках, песнях, именах, одежде, еде, в укладе, обычаях и традициях они не поступились почти ничем, отстояв в чуждом для себя окружении свою самобытность.
Источник: ytro-vostoka.ru
Комментариев пока нет