19 февраля в Москве состоялось всероссийское совещание, посвященное проблемам религиоведческой экспертизы. Организатором мероприятия выступил Центр религиоведческих исследований «РелигиоПолис». В работе круглого стола приняли участие религиоведы, социологи религии, юристы из разных городов России. В выступлениях участников были поставлены и проанализированы вопросы, связанные с производством религиоведческой экспертизы. В результате обсуждения участники «круглого стола» приняли резолюцию, в которой обратили внимание на актуальность ряда позиций в части проведения религиоведческой экспертизы. Сегодня свой комментарий по этому поводу дает российский религиовед, ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Роман Лункин.
***
Ситуация вокруг использования религиоведческой экспертизы в качестве инструмента гонений в России сегодня непростая. В 2009 году возмущение научного сообщества и тысяч верующих было вызвано назначением главой Экспертного совета при Минюсте РФ представитлея радикального крыла "сектоведения" Александра Дворкина. Как пишут наблюдатели экспертиза стала все чаще использоваться для того, чтобы ликвидировать те или иные церкви, движения, признать их экстремистскими, а верующих экстремистами. Появились и другие опасности: религиоведение стали заменять на кафедрах в вузах теологией, а сектоборцы объявили себя учеными-религиоведами. Оказалось, что проблема намного глубже разногласий между светскими исследователями и православными сектоборцами — проблема в сохранении многообразия религиозной жизни в России.
Ученые предложили целый ряд рекомендаций для разрешения ситуации.
Усилить религиоведческое сообщество, создав профессиональную организацию, возможно, с общественным лицензированием экспертов. Сообщество должно также оперативно реагировать на оскорбительные материалы в СМИ и давать оценку недобросовестным экспертизам. К таковым была отнесена и экспертиза Ларисы Астаховой из Казани — она признала Церковь Саентологии нерелигиозной организацией. Было выражено сожаление, что после окончания научной карьеры Астахова выбрала сектоборчество.
Издать учебник или учебные пособия по религиоведческой экспертизе, где бы описывались и все методологические подходы, основные понятия и параметры экспертизы, законодательство в этой сфере. Социологи и религиоведы также подчеркнули важность работы по созданию региональных справочников по религиозным организациям, что помогает и общественности, и чиновникам опираться на научный материал, в случае незаконных требований со стороны миссионерских отделов РПЦ ограничить деятельность тех или иных церквей.
В связи с экспертизой также остро встает вопрос личной ответственности ученого перед законом и перед религиозными общинами. Многие исследователи отмечали значение объективности, научной отстраненности от объекта исследования, что, однако, выглядело наивно на фоне ряда экспертиз. К примеру, главой Экспертного совета при Минюсте РФ является не религиовед, а специалист по уголовному праву Т. Бурковская, которая при этом подписывает все экспертизы (несколько десятков по церквям и движениям Крыма, например). Библию издания Свидетелей Иеговы в Петербурге не признала Библией Н. Крюкова – математик по образованию. Эта же Крюкова признавала экстремистским фильм «Невинность мусульман» и футболку с надписью «Православие или смерть!».
В большинстве случаев получается, что религиоведческая экспертиза используется крайне волюнтаристски из-за отсутствия четких правил. Но в религиоведении и не может быть таких жестких правил, как в лингвистике или в технической экспертизе. Значит ли, что нужно от нее вообще отказаться в рамках судебных процессов?
В том случае, если бы в России был бы заявительный порядок регистрации религиозных объединений, как во многих странах (приобретение налоговых льгот — отдельных вопрос), то стоило бы вообще ликвидировать религиоведческую экспертизу. Пока же участие исследователей в судебных процессах часто спасает церкви от ликвидации, а верующих от приговора. Таких примеров все меньше.
Ученых делают участниками неправомерной антиэкстремистской политики властей. Религиоведы профессионально заинтересованы в том, чтобы было скорректировано определение экстремизма и экстремистской деятельности в законе. Любое слово или оценка религиоведа могут стать основанием для уголовного преследования. Как в случае со Свидетелями Иеговы, которых признали виновными за провозглашение истинности своей религии, что делают и РПЦ, и мусульмане.
Вопрос с новыми религиозными движениями также стоит довольно остро: какое право имеет ученый говорить, что эта община нерелигиозная, если все ее члены считают себя верующими, молятся какому-то богу или пророку. Как противостоять тем политикам и сектоборцам, которые оценивают любую неправославную общину, как «коммерческий культ», зарабатывающий деньги. Это значит, что рано или поздно в России также задумаются, как и в странах ЕС, о том, чтобы предоставлять статус религиозного объединения всем желающим (это не дело государства — проверять искренность чувств верующих граждан). А если объединение желает получить освобождение от налогов, то тогда надо проводить экспертизу вероучения и наличия религиозной деятельности.
Несмотря на резкое противостояние сейчас, надо предвидеть будущее взаимодействие Церкви и науки, религиоведов и теологов.
Надо признать, что площадки для открытой дискуссии представителей науки и Церкви есть, но только в Москве — это Общецерковная аспирантура РПЦ и Свято-Тихоновский православный университет. Основная же часть тех, кто занимается религиозными движениями в православных епархиях или учебных заведениях, имеет ксенофобские настроения, прямо выступает против религиозной свободы и за запрет даже тех церквей и групп, которые зарегистрированы в России (особенно активен в этом отношении стал Миссионерский отдел РПЦ, тогда как именно миссией и проповедью этот отдел по существу не занимается). Религиоведы — люди разные, со своими недостатками, многие из которых также являются православными, но сейчас они стали препятствием для новой антирелигиозной кампании. Исследователи слишком хорошо видят, насколько близок лексикон сектоборцев и советского безбожника Емельяна Ярославского.
Источник: sclj.ru
Некоторые известные единоверцы перед собором РПСЦ 2007 года говорили, что если какие-то решения собора будут не выгодны РПЦ МП, то РПСЦ будет объявлена «сектой» с последующей ее ликвидацией. Естественно, что для объявления кого-то «сектой» и нужна «экспертиза» состоящая из чад конфессии заинтересованных в определенном решении этой "экспертизы".
То есть в 2007 году Собор РПсЦ принял выгодные для РПЦ решения? Раз до сих пор РПсЦ не секта.
Это было пожелание некоторых представителей РПЦ, только и всего, не поддержанное, к счастью, никем.
То есть пожелание не выполнено, и ничего не случилось? То есть никакой реальной угрозы не было? Просто кто-то из РПЦ что-то сказал и все? Неофициально, так — ла-ла?
Вопрос к Кире."Известных единоверцев", тем более хорошо информированных, совсем немного. Кого Вы имеете в виду? И где они говорили приведенные Вами слова?
Поскольку Кира молчит, направляю вопрос к администрации сайта. По п. 1 ваших правил "нельзя клеветать и сплетничать". Кроме официозов, ваш сайт, кажется, в этом единственный из старообрядческих. Поэтом и стал заходить. Но почему не относится это к Кире? Если она настолько проста, что не понимает, что своими мифами раздувает межконфессиональную вражду, то вы-то обязаны это понимать и принимать к ней меры! Ведь если сказанное ею правда, к неким деятелям РПЦ можно и должно предъявить серьезные санкции. А если это очередная "пурга", то ровно наоборот.
Так бросаться словами, дорогие мои, абсолютно недопустимо.
Любопытная статья, но какое она имеет отношение к старообрядчеству? Имеет место попытка найти в лице "религиоведов" друзей и защитников? Сто лет назад иные из старообрядцев уже находили "друзей".
Названные в статье "религиоведы" достаточно хорошо известны (как и источники их финансирования), чтобы держаться от них подальше.
А в чем вообще суть этого совещания религиоведов? Не знаю как спросить… В общем, чем для церкви (не важно — РПсЦ, РПЦ или другой) и верующих грозят такие вот их заседания?
Статья явно негативная по отношению к Православной Церкви. Дескать, противодействие сектам религиозную свободу утесняет. Вот о каком "гонении на верующих" идет речь.
Лункин указывает, что ученых и религиоведческую экспертизу хотят подверстать под судебное преследование инакомыслящих.
Какое это отношение это имеет к старообрядчеству? Непосредственное – точно также до 1905 года тогдашняя «религиоведческая экспертиза» запрещала издание старообрядческой литературы и давала обоснования тюремным срокам «за оказательство раскола», а также другим репрессивным действиям.
Старообрядцы в 1905 году добыли для России свободу вероисповедания, а сейчас её пытаются пересмотреть при помощи «религиоведческой экспертизы».
И если ученые не хотят быть инструментом гонений, то зачем из заставлять? История Россия показывает, что и без всяких ученых гонения можно устроить в любой момент.
Всё правильно. Сначала большевики дали вам свободу, а теперь дадут американцы с местными "правозащитниками". А потом догонят — и еще добавят.
А в чем опасность публикации статьи на РВ? Определенное отношение к старообрядчеству есть, пусть и отдаленное пока. Плюс обратили внимание на само явление, теперь вот знаем, что есть такое явление как "религиоведы". Ведь явно же никакая позиция не навязывается в статье, просто изложение.
Явлений вокруг нас много, очень разных. Сайт освещает тему старообрядчества. Соответственно, если он выделяет для информации какое-то явление, значит, видит с ним некую связь.
А связь, к моему прискорбию, может и упрочнятся. Пока с «религиоведами» дружили только беспоповцы (например, небезызвестный федосеевский профессор Шахов активно сотрудничал со Славянским правовым центром), но они быстро скатываются к откровенному сектантству. Свой своя познаша.