В 1552 году Казань вошла в состав Русского государства. Первым архиепископом на учрежденной там архиерейской кафедре стал игумен Селижарова монастыря Гурий. Именно он, возведенный в Москве в сан архиепископа, в 1555 г. отправился в Казань вместе с епископом Варсонофием, обратившим в новопросвещенном граде множество людей в христианскую веру. 17 октября Церковь чтит память святых отец наших преосвященного Гурия, перваго архиепископа новопросвещеннаго града Казани, и Варсонофия, епископа Тверскаго, казанских чудотворцев.
Юношеские годы будущего архиепископа
Преподобный Гурий (в миру Григорий) родился около 1500 г. в городе Радонеже. Происходил он из семьи бедных и малоизвестных бояр Руготиных. В юношеском возрасте Григорий поступил на служение в дом князя Ивана Пенькова. С раннего детства Григорий отличался кротостью ума. Он предпочитал чтение играм и праздному времяпрепровождению; любил часто ходить в храм и никогда не оставлял домашнюю молитву. С юных лет Григорий соблюдал строгий пост, творил милостыню нуждающимся.
Своим благочестивым житием Григорий приобрел уважение и любовь своего господина, и он поручил ему все управление своим домом. Но среди сослуживцев Григория появились завистники, которые оклеветали его перед князем Иваном в прелюбодеянии с его женою. Князь, поверив клеветникам, приказал убить Григория. Но сын князя Ивана, более осторожный и благоразумный, нежели его отец, упросил Ивана пощадить Григория. Однако князем все же овладевала злоба, и он посадил невиновного Григория в глубокий ров. Два года провел в нем благонравный отрок, одолеваемый голодом. На три дня ему бросали по одному снопу овса и немного воды, и это была вся пища. Тяжело было положение невинного страдальца, но он укреплял себя примером древних христианских мучеников, которые не роптали, испытывая трудности, беды.
Уже подходил к исходу второй год заключения в темнице, как один из прежних друзей Григория упросил сторожа дозволить подойти к окну темницы и поговорить с Григорием. Друг подошел ночью к Григорию и предложил доставлять ему достаточную пищу. Но Григорий отказался от принятия всякой другой пищи, кроме той, какая ему доставляется, сказав: «Меня питает многая и преизобильная благодать Божия». Затем Григорий просил своего друга, чтобы он вместо пищи приносил ему бумаги, чернила и перья для писания азбук, для обучения грамоте детей. Эти азбуки Григорий поручал своему другу продавать, а деньги просил раздавать нищим.
Однажды, сидя в заточении, Григорий увидел в дверях темницы свет; в ужасе он принял это за бесовское наваждение, потому что двери темницы ни разу не отворялись. Григорий тут же принялся за молитву, но на этот раз более сильный свет снова появился в дверях. Тогда Григорий, подойдя, коснулся до двери рукою, и дверь сейчас же отворилась. Уразумев, что это Сам Бог посылает ему освобождение из этой темницы, Григорий возблагодарил Господа и, взяв икону Пресвятыя Богородицы, которая была с ним в темнице, вышел, никем не видимый, хотя уже был день.
Инок Гурий
И ушел Григорий в Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь. Здесь Григорий принял пострижение в иноки с именем Гурия. В обители Гурий продолжал свои аскетические подвиги, к которым приучился ещё в темнице.
Настоятель Иосифо-Волоцкой и Троицкой Селижаровой обителей
За свою примерную иноческую жизнь впоследствии в 1543 г. он был избран игуменом Успенской обители. Пробыв настоятелем Иосифо-Волоцкого монастыря около девяти лет, он по болезни оставил монастырь и два года жил на покое, проводя время в посте и непрестанной молитве. Затем Гурий около года был игуменом Троицкого Селижарова монастыря.
Избрание на архиепископскую кафедру. Архиепископ Гурий
После покорения Казани и учреждения там архиерейской кафедры Гурий по жребию был избран казанским архиепископом. Известно, что именно к его кандидатуре склонялся митрополит Макарий (ок. 1482 — 1563 гг.). 3 февраля 1555 года в Москве Гурий собором русских архиереев был рукоположен в сан архиепископа Казанского.
В неделю святых отец после Пасхи, 26 мая 1555 г., при звоне всех кремлевских колоколов митрополит Макарий с епископом Крутицким Нифонтом (1480-е — 1561 гг.) и всеми епископами и игуменами, а также и архиепископ Гурий, клир в присутствии царя Иоанна IV (1530 —1584 гг.) торжественно отслужили в Успенском соборе Кремля напутственный молебен. По окончании молебна архиепископ Гурий с крестным ходом подошел к Москве-реке, здесь сел в приготовленные ладьи и с молитвами отправился в путь при звоне колоколов. Царь Иоанн Грозный отправил его в Казань «с великою честию, дал ему множество икон, драгоценную церковную утварь и много книг, а кроме сего многими драгоценными вещами одарил он и самого Гурия». Вместе с Гурием в Казань отправился епископ Варсонофий и будущий приемник Гурия — Герман (о святителе Германе можно прочитать в статье «Проповедник веры Христовой, обличитель сильных мира сего»).
На пути в каждом городе архиепископ Гурий, встречаемый духовенством с крестным ходом, совершал торжественные молебны. Через два месяца прибыл архиепископ Гурий в город Казань и занял архиепископский престол. «В сане архиепископа он проводил такую же богоугодную жизнь: питал нищих, неимущим подавал все нужное, заступался за бедных, вдов и сирот и избавлял их от различных бед. Труды к трудам прилагая, Гурий проводил ночь в молитве, днем же учил неверных Богопознанию и вере в Пресвятую Троицу, и учением своим многих привел ко Христу».
За годы пребывания Гурия архиепископом в Казани было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей. Великие труды казанского архиепископа при слабости его телесных сил, надломленных в молодости тяжелым темничным заключением, в конец расстроили здоровье. Телесная болезнь ничуть не умалила его душевного благочестия: не имея возможности самому совершать богослужение, он все-таки присутствовал при священнодействиях, совершаемых другими, для чего просил носить себя к Литургии в храм Благовещения Богородицы, построенный им. Однако и во время болезни архиепископ Гурий не оставлял своих обычных дел, не переставая в то же время смирять свою плоть постом и воздержанием. Так подвизался он три года.
Преставление казанского архиепископа
Чувствуя приближение своего отшествия к Богу, архиепископ Гурий призвал к себе епископа Варсонофия, к которому питал «любовь велию духовную», и пожелал принять от него великую схиму. Преставился архиепископ Гурий 18 (н.ст.) декабря 1563 г. Честное тело его было погребено в Спасо-Преображенской обители, за алтарем, у большой церкви.
Юность в плену
Преподобный Варсонофий (в миру Иоанн) родился около 1495 г. в городе Серпухове. Его отец, Василий, был священником. Именно он обучил своего сына церковной и светской грамоте. В 1512 году Иоанн попал в плен к крымским татарам и был продан в рабство. Покоряясь воле Господа, он усердно исполнял возлагаемые на него работы и труды. «В плену он находил утешение в частой и пламенной молитве к Богу, наизусть воспевая те псалмы, которые он помнил». Неверные, видя благонравие Иоанна, усердие в трудах, смирение и беспрекословное повиновение им в работе облегчили тяжесть трудов его и позволили жить ему свободнее. В плену Иоанн выучил татарский язык, так что мог свободно не только говорить, но и писать на этом языке.
Иноческий постриг Иоанна. Игуменство в Никольском Пешношском монастыре
Через три года отец выкупил Иоанна у татар. Тогда он пришел в царствующий град Москву и принял монашеский постриг с именем Варсонофий в Андрониковом монастыре.
Здесь Варсонофий стал проводить жизнь свою в строгих подвигах благочестия и добродетели; за свою строгую подвижническую жизнь Варсонофий был поставлен митрополитом Макарием в игумена Никольского Пешношского монастыря. В 1553 году монастырь посетил царь Иван IV и обратил внимание на талантливого игумена, знающего татарский язык.
Великие духовные труды в Казани
Как известно, в 1555 г. Варсонофий вместе с архиепископом Гурием и Германом отправились в Казань. В Казани Варсонофий ревностно помогал архиепископу Гурию в деле распространения христианства между магометанами и язычниками. Знание языка и знакомство с бытом татар принесли ему в этом случае большую пользу: многих неверующих обратил он к Богу.
Варсонофий, епископ Тверской
В 1567 году, после смерти тверского епископа Акакия, из Казани святой Варсонофий был вызван на архиепископскую кафедру в Тверь. Здесь, будучи добрым пастырем словесного стада Христовых овец, он особенно подвизался и всегда пребывал в посте, молитвах и всенощных бдениях. Многих больных он исцелил, так как был сведущ и во врачебной науке, особенно же прославился он врачеванием душевных страстей, которые исцелял благодатию Святаго Духа. Не оставлял и ручного труда: обычным занятием его было шитье клобуков, которые он раздавал братии своей, прося их молиться о нем Богу.
Мирная кончина в новопросвещенном граде Казани
В 1570 году, будучи уже старцем, Варсонофий переселился в Спасо‑Преображенский монастырь, что в городе Казани. Как сообщает литература XIX века, здесь он принял на себя великую схиму. Несмотря на великую слабость здоровья, он просил привозить его в церковь. Когда же окончательно занемог и почувствовал свое отшествие ко Господу, то причастился святых Христовых Таин и почил о Господе 24 (н.ст.) апреля 1576 г., был и погребен там же в монастыре, близ архиепископа Гурия.
Обретение мощей и прославление казанских чудотворцев
В 1595 г. по повелению царя Феодора Иоанновича (1557-1598 гг.) начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь Преображения Господня.
Когда 17 (н. ст.) октября 1595 года выкопали гробницы Гурия и Варсонофия, то возвестили об этом будущему патриарху Московскому и всея Руси, а тогда еще митрополиту Гермогену (ок. 1530-1612 гг.), бывшему тогда в Казани. Митрополит Гермоген, совершив литургию и панихиду, пришел в монастырь со всем Освященным Собором.
Об открытии мощей Гурия и Варсонофия митрополит Гермоген писал:
Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае.
Честные мощи их переложили из гробов в новые ковчеги и, при пении надгробных песнопений, поставили поверх земли, чтобы все приходящие могли видеть и с верою лобызать их.
Возвещено было об этом письмом царю Феодору Иоанновичу и патриарху Иову. Царь, патриарх, высшее духовенство, клир и множество народа, узнав об обретении мощей, прославили Бога, прославляющего святых Своих. Святители Гурий и Варсонофий были канонизированы по указу патриарха Иова (ок. 1525-1607 гг.).
Первое их житие составил патриарх Гермоген. Царь Феодор Иоаннович повелел хранить святые и многоцелебные мощи святителей в особом приделе, с южной стороны алтаря большой церкви, которая ради этой святыни вскоре была благолепно украшена.
В этом приделе, когда он был устроен, мощи святителей и покоились в упомянутых новых ковчегах, источая верующим исцеления во славу Божию.
3 (н.ст.) июля 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор города Казани.
С сентября 1918 по май 1919 гг. в связи с тем, что Казанский Кремль был объявлен военным городком, из собора были вынесены иконы и святыни, в том числе гробница с мощами святителя Гурия. Сам собор был опечатан и закрыт. Где мощи находились до 1934 года — неизвестно. Но в 1934 году гробница с мощами оказалась в храме Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище.
21 июля 2005 года в отреставрированный Благовещенский собор была перенесена часть мощей святителя Гурия.
18 декабря, в день преставления, совершается память святителю Гурию, 17 октября — в день обретения честных его мощей, 3 июля — в день перенесения честных его мощей.
Мощи святителя Варсонофия до 1918 года находились в Преображенском соборе, а затем были перенесены в Казанский Богородицкий монастырь, закрытый в 1929 году.
С этого времени местонахождение мощей Варсонофия Тверского остается неизвестным, в Национальном музее Республики Татарстан сохранились только детали его раки.
Память святителю Варсонофию совершается 24 апреля, в день его преставления, и 17 октября, в день обретения честных его мощей.
Тропарь общий. Глас 3-й.
Первие учители, иже прежде темному, ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани, первие возвестители пути спасения истиннии хранители апостольским преданием. Столпи непоколебимии, благочестия учители, и Православию наставницы, Гурие, и Варсонофие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.
Тропарь святителю Гурию. Глас 4-й.
От младости удаляяся земнаго мудрования, и последовав скорбным путем, Законоположителю своему Христу Богу. Тем же и Он тя возрадова на земли нетлением. На небесех же со угодившими Ему архиереи ликовствуеши, Гурие святителю. Моли Христа Бога, подати Отечеству нашему на враги победу, и мир мирови, и душам нашим велию милость.
Тропарь святителю Варсонофию. Глас той же.
Тихостию нрава направляем Варсонофие святителю, в тихое пристанище достигл еси. Смиреномудрия же ради, удобно убежа сопротивных сетей. И святая же твоя душа на Небеса возлете, Христу предстоя молися спастися нам, твою память почитающим.
Кондак святителю Варсонофию. Глас 6-й.
Воздержанием тело духови поработив душу же равноангельну сотворил еси. Сего ради святительства саном почтеся, чисте Чистнейшему предстоиши. Моли Христа Бога святителю, спасти Отечество наше вседержавное, и люди твоя святе: да вси вопием ти, радуися отче преподобне Варсонофие, граду нашему Казани похвала и утвержение.
Кондак святителю Гурию. Глас 4-й.
Чувственныя страсти победив, чистотою яко солнце восиял еси. Чисто житие до конца сохранив, и от неверия в веру многих ко Христу приведе. И того ради от Бога нетелением почтен бысть, и чудесы удивляем. Молим тя святителю Гурие, молитвами твоими от бед избави нас: да зовем ти, радуися отче предивный, граду Казани похвала и утвержение.
Комментариев пока нет