Детство и юность будущего архиепископа
19 ноября Церковью отмечается день памяти святителя Германа, Казанского архиепископа. Среди всех боярских родов в Московском государстве в XV и ХVI веках благочестивой жизнью и ревностью по службе отличался род Полевых, которые были потомками Смоленских князей. Несколько лиц из этого знатного рода приняли иночество и отличались своей благочестивой жизнью и христианскими добродетелями.
В начале ХVII века в городе Старице у боярина Феодора Афанасьевича Полева родился сын, которого нарекли во святом крещении Григорием, в честь преподобного Григория Декаполита (христианского подвижника, аскета и апологета иконопочитания VIII-IX веков, чудотворца. Родом был из города Иринополь).
Благочестие родителей Григория Полева, их строгая жизнь по заповедям Божиим очень сильно влияли на сына. Еще с младых ногтей он привык соблюдать строго пост, подолгу молиться. Родители же будущего архиепископа старались воспитывать его в страхе Божием.
Среди своих сверстников Григорий отличался кротостью, скромностью и даровитостью. Он не увлекался детскими играми, бесполезными занятиями, но предпочитал «услаждать свою душу полезными размышлениями и беседами». Отрок с великой ревностью стал заниматься чтением богодухновенных книг. Особенно часто он любил читать псалмы Давыдовы, которые укрепляли и воодушевляли его. С юных лет он неуклонно посещал Богослужения. Предпочитал уединение, и здесь среди тишины горячо молился Богу и размышлял о назначении человека и о промысле Божием.
Видя такое воздержание своего сына, родители просили его, опасаясь за его здоровье, умерить свои подвиги. Но он еще более и более усугублял свои труды. Он уже давно стремился к уединенно. Григорий решил всецело посвятить себя служению Богу и принять иноческий постриг. Испросив благословения у своих родителей, он вступил в Волоколамский монастырь, основанный в 1479 году Иосифом Волоцким и славившийся строгостью своей жизни.
В той же обители уже были пострижены в иноки двоюродные братья отца Григория. Волоколамский, по-другому Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, в XVI веке стал центром иосифлян, играл видную роль в политической и церковной жизни и был оплотом борьбы с нестяжателями и еретиками.
Начало подвижнической жизни Германа
В то же время в Волоколамской обители подвизались будущий первосвятитель Казанский Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин, ок. 1500-1563 гг.) и преподобный Максим Грек (в миру Михаил Триволис, 1470-1556 гг.), который отличался своим просвещением и был невинно заточен, по проискам врагов, в Волоколамский монастырь. Около двадцати пяти лет от роду Григорий вступил в эту обитель, куда потом пришел и его отец под именем Филофей.
Вскоре Григорий был пострижен в иноки, с именем Герман. «Восприняв иночество, он стал с еще большей ревностью подвизаться в делах благочестия. Особенно трудился он над изучением Священного Писания, часто беседовал с просвещенным Максимом Греком и извлекал пользу из сих бесед. Подавая всем пример своей подвижнической жизнью, он отличался необыкновенным смирением и охотно служил братии монастыря, исполняя все послушания, которые возлагались на него.
Особенно он любил заниматься переписыванием богослужебных книг. Рукой святителя Германа, последнего в иноках, как он сам называл себя, были переписаны Евангелие, Богородичники, которые сохранились и до наших дней.
Подвижническая жизнь Германа принесла ему уважение среди иноков Волоколамской обители. Они дивились трудам подвижника, учились его смирению и благодарили Господа. Вскоре молва о благочестивой жизни инока Германа достигла и его родины — города Старицы. Иноки Старицкого Успенского монастыря прослышали о подвигах Германа и стали настоятельно просить его принять начальство в их обители.
Смиренный Герман долго отказывался, но, наконец, уступил просьбам братии Старицкого Свято-Успенского монастыря и отправился к Тверскому архиепископу Акакию (14 марта 1482-14 января 1567 гг.), который с любовью принял святого, возвел его в сан архимандрита и благословил на новое служение. Братия Старицкого монастыря с любовью встретила своего нового настоятеля, которого уже давно хотела видеть в своей обители.
Монастырь был основан в первой половине XVI века, при князе Андрее Ивановиче Старицком, хотя местное предание говорит, что на небольшом удалении от волжского берега монашеская жизнь велась ещё в XII-XIII веках. С 1559 года монастырем правил архимандрит Иов, уроженец Старицы, будущий первый патриарх Московский и всея Руси.
«Вступив в управление монастырем, святитель Герман с пастырской ревностью стал заботиться о его благоустройстве: он воздвигал постройки, благолепно украшал храмы. Но еще более заботился он о благолепии внутреннем: он всем подавал пример благочестивой жизни, служил для иноков образцом смирения и кротости, всех назидал, увещевал строго соблюдать иноческие обязанности, ввёл в своей обители устав Волоколамского монастыря — словом, был истинным пастырем, добрым отцом и примером, достойным подражания». Иноки старались следовать примеру архимандрита Германа и преуспевали в подвигах под руководством столь опытного в духовной жизни пастыря.
Проповедник слова Божия
Но вскоре Герману пришлось покинуть обитель, он стремился постоянно к уединению, и через два года оставил Старицкий Свято-Успенский монастырь, чтобы снова в уединенной келье Волоколамского монастыря подвизаться в молитве и посте. Он передал начальство в Старицком монастыре, постриженному им, будущему патриарху Московскому и вся Руси Иову.
Прибыв в Волоколамский монастырь, архиепископ Герман стал там жить, как простой инок. Но недолго ему было суждено проводить жизнь в уединении и тишине. В Москве тогда появился новый еретик Матвей Семёнович Башкин, который был представитель реформационного движения, происходил из боярского рода. Башкин отрицал веру в святую Троицу, не признавал Святых Таинств. В 1553 г. на него был созван собор в Москве.
На соборные заседания был вызван и архиепископ Герман. Собор осудил ересь Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамский монастырь к святителю Герману. «Так была известна всем подвижническая и святая жизнь сего ревнителя Христовой веры». Но подвижника ожидало другое, более трудное поприще. В 1552 году царем и великим князем Иоанном Васильевичем Грозным была покорена Казань, главный оплот и твердыня татарского Казанского царства.
Царь Московский позаботился о том, как бы распространить свет истинной веры Христовой в покоренной стране между магометанами и язычниками — инославными. В Казани была учреждена архиепископская кафедра, на которую впервые был возведен Гурий, который был прежде игуменом в Волоколамском монастыре. Ему было поручено устроить обитель в городе Свияжске, городе-крепости, форпосте Московского царства. Настоятелем для обители, по рекомендации Гурия, был назначен Герман, прибывший вместе с Гурием в 1555 г. в город Свияжск (ныне остров — село в Зеленодольском районе Татарстана, при впадении реки Свияги в Волгу).
Получив богатое пособие от царя и святителей, Герман ревностно начал строить обитель. Много трудов и усилий пришлось ему положить при построении обители. Недостаток необходимых материалов, дороговизна работы, враждебное отношение иноверцев — все это значительно затрудняло и замедляло постройку монастыря. Но при помощи Божией через полтора года работы были закончены. Игумен Герман построил Никольскую церковь, существующую доныне, и при ней высокую колокольню, затем воздвиг великолепный, сохранившийся до сего дня, храм в честь честного и славного Успения Божией Матери.
Особенно ревностно заботился Герман о распространении истинной веры Христовой между иноверцами. Строгая и подвижническая жизнь святого пастыря привлекала к нему многих. Одни приходили за советом, другие за благословением. Святитель всех принимал с любовью, не делая различия между православными и неверующими, всем равно помогал, ко всем относился с любовью. Такое обхождение святого мужа так сильно действовало на язычников, что те стали принимать истинную веру Христову. Настоятель обители щедро помогал всем, кто обращался к нему с просьбой о помощи. Но щедрый и милостивый к другим, он был строг и требователен к себе.
Интересно, что управляя немалыми средствами, Герман был крайне скромен в личном плане, и даже сам чинил свою старенькую иноческую одежду. Заботясь о спасении своей души, он не менее заботился и об иноках Свияжской обители. Из них святитель Герман избирал достойных проповедовать слово Божие среди неверующих. Также он собрал большое количество рукописных книг, богослужебных и других, необходимых для великого дела проповеди.
Свияжский Богородице-Успенский монастырь был средоточием Христовой веры в том крае. Благодаря трудам святителя, Свияжская обитель исполнила свое высокое назначение и долго еще оставалась просветительским центром на северо-востоке России. Святитель Гурий ценил заслуги и труды такого ревностного сподвижника, каким был Герман. Они часто переписывались о различных предметах, касающихся церковного просвещения и даже более того. Казанский архиепископ поручил суду и управлению самого Германа не только Свияжский монастырь, но и все церкви Свияжской области. Все его труды были известны и царю. Так более восьми лет подвизался святой Герман.
Архиепископ Казанский и Свияжский
5 декабря 1563 года после многих трудов и подвигов предал Господу свою душу первосвятитель Казанский Гурий. Царь Иоанн Васильевич Грозный и митрополит Московский Афанасий вызвали в Москву Германа, желая возвести его на архипастырский престол в Казани. «Они уже прежде слышали много о ревности сего святого мужа и видели в нем единственного достойного преемника святителю Гурию».
Архиепископ Герман, вызванный соборной грамотой в Москву, сначала отказывался, но потом должен был уступить требованиям царя и Освященного Собора. 12 марта 1564 г. он был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжскаго. «Правя своей паствою, он неуклонно шествовал по следам своего великого учителя и наставника святителя Гурия». Особенно ревностно он заботился о распространении Христовой веры. Для этого он ввел общежитие в Зилантовском монастыре (Зилантов Свято-Успенский монастырь, расположенный в городе Казань на Зилантовой горе), чтобы увеличить число иноков в сей обители и расширить школу для детей инородцев.
Интересно, что отзыв о Германе оставил один из его современников, знаменитый в русской истории князь Курбский Андрей Михайлович (1528-1583 гг.), впоследствии иммигрировавший на Запад: «Герман был человек знатного рода, не столько высок телом, сколько разумом, муж честного и святого жительства, исследователь Священных Писаний и ревнитель по Боге в делах духовных; не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но был человек простой, истинный, непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милостивый к убогим».
Опальный пастырь
При содействии святителя в Казани был построен тогда Иоанно-Предтеченский монастырь, существующий и в наши дни. Строительство этого монастыря — видимой знак ревностного старания святителя о благолепии храмов Божиих. В таких трудах святитель управлял Казанской паствою около двух лет.
В 1566 г. митрополит Московский Афанасий из-за ухудшающегося здоровья отказался от управления Церковью. Строгая подвижническая жизнь архиепископа Германа хорошо была известна царю Ивану Грозному, и он пожелал, чтобы Герман занял архипастырский престол. По распоряжению царя святитель Казанский был вызван в Москву. Однако в то время Иван IV окружил себя недостойными опричниками, которые злоупотребляли доверием царя и чинили несправедливости и притеснения.
Вызванный по воле царя в Москву Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Но царь не терпел возражений, и Герман должен был поселиться в митрополичьих покоях еще до посвящения в сан митрополита. И тут проявилась его подлинная архипастырская воля, которую так трудно встретить в современных «князьях церкви». Видя, какие несправедливости причиняют людям злые приспешники царя, он стал со скорбью замечать, как сильно изменился характер царя. Верный своему пастырскому долгу, он стал вразумлять государя царя, просить остановить злодеяния и призывал к покаянию.
Святитель заступался за митрополита Филиппа (Колычева), который тоже ревностно обличал царя и опричников. Опричники, узнав об этом, стали говорить царю, что обличения Германа бессмысленны и не стоит великому правителю внимать им. Более всех против святителя выступал царский любимец Алексей Басманов со своим сыном. Все опричники просили царя, чтобы он не возводил Германа на митрополичью кафедру. Иван Грозный послушался своих любимцев. Он повелел передать Герману: «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу».
Около двух лет святитель пробыл в Москве под опалой. Его не отпускали в Казань, хоть он и считался архиепископом Казанским. В это время его держали под надзором приставов, в заключении. Но нелицемерный обличитель неправды и в неволе был опасен для коварных опричников. Святитель Герман умер в Москве 6 ноября 1567 года во время моровой язвы, но существует мнение, что он каким-то образом убит по царскому приказу.
Согласно житию святителя Филиппа, Герман был убит в своей келье опричником, который отсёк топором ему голову. Вскрытие мощей святителя в 1922 году частично подтвердило эту версию. В описании мощей указывается: «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее». Погребен святитель Герман был при церкви святителя Николы Свияжского монастыря.
Прославление архиепископа Германа
Но Господу было угодно прославить Своего угодника чудесами и различными знамениями. При перестройке Никольской церкви были обретены мощи святителя.
В 1592 году жители Свияжска, услышав о чудесах от мощей святителя Германа, обратились к царю Феодору Иоанновичу и к всероссийскому патриарху Иову с просьбой о том, чтобы им было позволено перенести мощи святителя из Москвы в Свияжский монастырь, основанный самим святителем. Просьба эта была исполнена: 25 сентября 1592 года мощи святителя были торжественно встречены жителями Свияжска. Много чудесных исцелений и знамений произошло при этом событии.
Лишь только мощи святителя Германа были внесены в Успенский храм Свияжской обители, великое благоухание распространилось по всему монастырю. В этот момент прозрели два слепца и совершилось много других чудес. Спустя более ста лет, в 1696 году, мощи святого были вновь свидетельствованы, и с того времени началось всеобщее празднование памяти святителя по всей России.
23 июля 1704 года мощи святителя были перенесены из алтаря Успенского храма в самую церковь. В 1842 году для мощей святителя Германа была изготовлена новая сребро-позлащенная рака, а в 1888 году на главу святителя возложили новую митру, при этом в протоколе была отмечена нетленность мощей и разрез на шее, давший возможность говорить о мученической кончине святителя Германа. В советский период рака с мощами святителя Германа была вскрыта, а после закрытия монастыря в 1925 году мощи исчезли.
В 2000 году была обретена частица мощей святителя Германа, которая в ковчежце была сокрыта под престолом храма Ярославских Чудотворцев, куда она, видимо, была перенесена в 1929 году из Иоанно-Предтеченского монастыря.
обращаясь к истории следует говорить на основе фактов, а не жидовских клевет на опричнину. И "знаменитый" предатель Курбский не просто "иммигрировал" на Запад, он, как генерал Власов, с оружием пошел на Россию.