Один наш староообрядческий клирик, относительно известный, удивил меня в беседе словосочетанием «святая лестовка». Мы, христиане, святость относим в первую очередь к Богу: прилично и достойно говорить о Святой Церкви, Святом Евангелии, Святом Храме, Святой Литургии. Но где эти границы святости? Посвящены ли лестовка, подручник, подсвечник, молитвенная одежда (сарафан, кафтан) или какие-то подобные им вещи Богу, или они всего лишь молитвенные принадлежности? Некоторые начинают лестовки и подручники освящать, вот и возникает параллель: освящено — значит, святое.
Да, и лестовки, и подручники употребляются для молитвы, но ведь при земном поклоне и те, и другие кладутся на землю, а некоторые даже и наступают на них по неосторожности или из-за скопления людей в храме. А святыню, как всем известно, давать на попрание грех. И получается, мы вводим людей в грех, освящая нужные в молитве и службе Богу предметы. А некоторые при изготовлении лестовок украшают их изображением Креста или образами святых, что тем самым превращает лестовку в икону и, соответственно, лишает человека с такой лестовкой в руках возможности совершать полноценный земной поклон. Да, при земном поклоне, когда он один, христианин должен стараться лестовку положить на подручник, прикрыв ладонями, но когда земной поклон не один, то это гораздо сложнее, особенно на постных службах…
Еще аргумент к недостойности священных изображений на лестовке: лестовку мы держим ниже пояса, и она соприкасается с одеждой, которую мы стираем в одной и той же стиральной машине с прочими, иногда погаными вещами.
И даже вот какой вопрос: допустимо ли лестовку со священными изображениями класть в карман? А ведь лестовка должна в идеале быть нашим постоянным спутником и напоминать нам о молитве. Получается, что придется иметь несколько лестовок: одна всегда с нами, простая, а другая — парадная, похвастаться ей в храме.
Есть и еще интересная сакрализация: некоторые возбраняют женщинам в дни очищения одевать сарафаны. Правильно ли это? Сомневаюсь. Да, женщины в эти дни в храм не входят, но стоят у порога и молятся, приводят детей в храм ко причастию, и что, им нельзя сарафан надевать? Весьма сомнительно. Сразу вспоминается рассказ из святого Евангелия от Марка, 21 зачало, об исцелении кровоточивой, как женщина «сущи в точении крове» «прикоснуся ризе» Господа нашего Исуса Христа. Разве Господь сказал ей: «Ты нечиста, как смеешь ты ко мне прикасаться?» Нет, Христос ей сказал: «Дщи, вера твоя спасе тя, иди в мир, и буди цела от раны твоея».
——————-
На самом деле, надо признать, что сейчас старообрядчество довольно в сложном положении. В Церковь пришло довольно много неофитов, и они принесли с собой много интересного не только из мира, но и из синодальной церкви. Нас атакует тяжкий дух «матронушек» и «серафимушек». Этот дух приносит с собой всякие «благословлённные» маслица, камушки с могилочек и прочие околоцерковные суеверия, сквозь которые иногда тяжело узреть Христа и Его веру во всей ее простоте и истине. И дерзновенное стремление соблюсти в полноте все эти «святые» лестовки и подручники, сарафаны и кафтаны закрывает нам любовь к Богу и через Бога любовь к окружающим нас христианам.
——————-
Мы тратим уйму времени на сарафаны и кафтаны, составили целое «богословие подручников», но не можем найти времени на чтение Святого Писания. Мы готовы предавать анафеме и проклинать людей, если они подарили лестовку еретику или просто оправдывают простое, немолитвенное общение с еретиками.
——————-
Мы забываем, что главное в нашей вере — это наша любовь к Богу. А как мы можем любить Бога, если готовы проклинать таких же, как мы сами, христиан? Мы не умеем отличать грех от человека и ересь от еретика.
——————-
Если ты согрешил, то тебя нельзя называть добрым человеком. Давайте остановимся и вспомним, что только Бог безгрешен. А мы все не без греха. А раз все мы грешники, то забываем, что право судить есть только у Бога. И что только Бог — источник святости. Да, святы храмы Божии, но мы ведь заходим в них и ногами их попираем. Да, свято Святое Евангелие, но некоторые наши маститые протопопы им чтецов бьют по голове! Господь Исус Христос в Святом Евангелии нам открыл, что «субота человека ради бысть, а не человек суботы ради» (10-е зачало).
Вера и духовная жизнь не заключаются в строгом исполнении традиций и правил.
Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, — на таковых несть закона (Послание к Галатом апостола Павла, зачало 213).
И это мы хотим заменить строгим исполнением наших традиций и правил? Святой Василий Великий пишет, что Господь «закон дал еси в помощь» (Чин литургии Василия Великого).
——————-
Традиции и предания нам нужны, мы ими живём, но они даны нам нашими предками в помощь и не должны заслонять нам главное в нашей вере. А что главное в нашей вере? Вспомним заповеди: «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим, и ближняго своего яко сам себе».
——————-
Вот, что главное! А мы за лестовку, которую кто-то подарил еретику, посылаем в геену и предаём проклятию!
Коврик для молитвы, подручник, нужен только для того чтобы руки оставались чистыми во время молитвы или еще для чего-то? Является ли он необходимым при совершении молитв?
Добрая статья — светлая.
может и дарили…только на фото не этот момент…
здесь только смотрит Птр Кирил Гундяев (РПЦ) лестовку Прсщ. Митрополита Корнилия Титова ( РПсЦ )…
Не по поводу смысла статьи, он верен, но удивила аргументация. Неужели старообрядцы так негативно относятся к религиозному чувству русских людей из Русской Православной Церкви? Да, народ почитает преподобного Серафима и блаженную Матрону. Да, чтит мощи святых, чудотворные иконы, святые источники. Конечно, перегибы у некоторых есть всегда, но разве это не христианские традиции? Ну ладно, к РПЦ у вас негативное отношение, но вспомните историю — помимо старых книг и обрядов, куда именно наносило удар по традициям Руси петровское западничество? Да именно сюда — чудеса называли "баснями", смеялись на юродивыми, принижали народное чувство и т.п. Но именно здесь вестернизаторы проиграли с треском — возродилось монашество, воздвиглись великие подвижники, народное почитание святынь. Так тут радоваться надо торжеству древних традиций (даже если оно вне старообрядчества) и поражению секулярного сознания.
> Да, чтит мощи святых, чудотворные иконы, святые источники.
У староверов всё то же самое есть. Лично слышал разговор бабуль беспоповских в лавке, про то какой иконе надо молиться, чтоб внук не плакал маленький.
Вера народа ИМХО всегда будет склоняться к этому вот, что в ново-, что в старообрядчестве. Магизм, язычество, приметы, водички-хлебушки-волоски-тыковки. Последний раздел стандартного старообрядческого (РПСЦ) Молитвенника (редакция 1992 года, но раздел есть и в более новых) это куча коротких молитв "о роении пчёл", "о невысыхании колодца" и т.п.
Если когда и бывают околоцерковные суеверия, так не о них же речь. Почитание икон, мощей святых, и святынь с ними связанных, вполне нормальная православная традиция. В данном же случае удивляет, что староверы не радуются её победе.
проблема в том, что не разсуждая, некоторые наши люди готовы всё околоцерковное возводить в ранг святыни. И вот эта неразборчивая и бездумная сакрализация и вызывает недоумение.
Это верно, но это отдельные перегибы и о них нужно говорить. Но если без перегибов, то почитание святынь — истинная христианская традиция, ну даже просто традиция христианского благочестия, и реально радует, что в этом вопросе она победила петровскую секуляризацию.
Вообще я думаю люди не видят границы между благоговением и святопочитанием. С молитвенный аксессуаром таким как подручник вполне разумно обращаться бережно и почтительно, но не потому, что в нём аккумулируется святость и можно от Господа нарваться, а ради личной дисциплины в отношении ко всему богослужебному. При этом понимая, что подручник это все равно не святыня, а сшитая особым способом тряпка.
Вот это хорошая статья, правильно разставляющая акценты. А молитвенная одежда-она, конечно, нужна, ведь и священник служит в облачении. Но повседневная одежда мирянок не должна являть собой разительный контраст с сарафанами и кичками. Хотя бы юбка и плат.
Христианка должна оставаться христианкой и в джинсах, и в лосинах, и на шпильке. Иначе хреновое у нее православие, если с платком отлетает.
христианке надо еще над собою поработать, если ей нравится ходить на людях без юбки и в штанах "в облипочку"
А при чем тут штаны в облипочку? Чаще всего носят просто портки, не в обтяжку. Удобные.
@Елена: христианке надо еще над собою поработать, если ей нравится ходить на людях без юбки и в штанах "в облипочку"@
Верно, дух творит формы!
Елена: Поработать — т.е. в спортзал походить? :-)
В макдональдс походить, чтоб христианка тупо перестала в портки-облипочку влезать, и только просторный сарафан и оставался дабы скрыть внезапно разбухшую благодатность.
Alexey, внутренне над собой поработать надо.
Прекрасные слова. Прямо бальзам на душу.
Кроме "…лестовку мы держим ниже пояса, и она соприкасается с одеждой, которую мы стираем в одной и той же стиральной машине с прочими, иногда погаными вещами." — беспоповство какое-то. "… книжники и фарисее глаголюще, почто ученицы твои преступают предания старец; не умываютъбо рукъсвоихъ, егда хлебъ ядятъ… iсусъже рече… исходящаяже изоустъ,от сердца исходятъ,и та сквернятъ человека. … а ежене умовеныма рукама ясти, не сквернитъ человека" от Матфея, зач.60-61.
Вот, оказывается, какие бывают современные маститые протопопы!
Ну надо же знать и повод для написания этой статьи: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2452505914765022&set=a.201796566502646&type=3&theater
Отец, поводом была не эта фотография, а сложная и резкая дискуссия с одним клириком в комментариях к этой фотографии, которые, к сожалению, были удалены.
Ну, у тов. Севастьянова, насколько можно судить по следам в Интернете, долгая и плодотворная история взаимодействия с папами.
Каким-то причудливым образом концепция единственно верной русской духовности (в противовес насквозь гнилой греческо-константинопольской) у него прекрасно уживается с любовью к папским аудиенциям.
Господин Севастьянов тут на самом деле, не при деле, прошу прощения за каламбур. Дело в том, что мы в настоящее время разучились отделять ересь от еретика и грех от грешника, и рассуждаем, если человек, на наш взгляд, в чем-то не прав, значит он еретик и с ним общаться, не говоря о том чтобы выслушать, категорически нельзя!
А я правильно понимаю, что если г-н Севастьянов не пойман на совместном молении с Папой, то и предъявить ему нечего? Ну по версии РПсЦ. Это как митрополит Корнилий может встречаться и делать селфи с митрополитом Иларионом например.
Сергий, Севастьянову в самом деле предъявить нечего. Не очень-то понятно, чего ради неции носятся с этой фотографией по всему интернету, словно с писаной торбой… Насчет селфи перебор. Всё же селфи — это особый жанр
Елена: Так уж и нечего?
https://www.youtube.com/watch?v=nra7yKykkO4 Интересное — с 1 мин. 25 сек.
Севастьянов молодец вообще, он, находясь в составе сверхконсервативного религиозного течения, поведением демонстрирует сверхсвободное поведение в части общения с иноверцами, при этом не совершая формальных нарушений. Это очень годный религиозный троллинг который очень на пользу староверию я считаю.
Alexey, здесь речь идёт только о фотографии, сделанной в конце декабря 2018 года. С 2011 годом пусть сам разбирается на исповеди со своим духовным отцом. Насколько понимаю, в то время Севастьянов Леонид был вне Церкви
религиозный троллинг — очень верное определение.
В группе в контакте идёт интересная полемика, связанная с фотографией к этой статье отца Глеба
https://vk.com/ruvera_ru?w=wall-56929921_14556
> религиозный троллинг — очень верное определение.
И явление полезное. Нужно встряхиваться, задумываться, давать оценки и переосмысливать, возможно даже подтверждая прежние взгляды. Ну а чем ещё заниматься-то.