Иерей РПсЦ Михаил Родин никогда не отказывался от бремени, что взваливала на него жизнь. Выбрали священником — пошёл служить, нужны дом и храм — начал строить, нет денег — нашёл вторую работу, родился больной ребёнок — начал лечить… Как на все это хватает сил?
Его дом
Маленькая Аня плачет в соседней комнате. Девочку сняли с вертикализатора — громоздкой штуковины из ремней, стальных стержней, сидений и подпорок, в котором она висела, пока взрослые и другие дети разговаривали и обедали. Не сразу поймёшь, от боли или от внезапного одиночества эти слёзы, — периодически 6-летнюю малышку сводят судороги. Чтобы предотвратить приступы, приходится специальной помпой вводить в спинной мозг лекарство… Но на этот раз вроде бы болей нет — Аня начинает улыбаться, как только её выносят в гостиную.
Чтобы представить себе состояние Ани, надо протянуть руку вперёд и часок постоять, — делится своими вынужденными медицинскими познаниями её отец, священник РПсЦ Михаил Родин, усаживая девочку в специальную коляску-велосипед. Так у неё во всём теле… ДЦП — примерно такой же общий диагноз, как ОРЗ. Бывают лёгкие нарушения опорно-двигательного аппарата, а бывает вот так… Четвёртые роды у матушки были очень тяжёлые, она сама едва выжила. А если пятый ребёнок? Его не будет, теперь у матушки бесплодие.
Дочь-инвалид — комочек боли с умными глазами и светлой улыбкой — родилась в семье Родиных через два года после перехода Михаила с женой в старообрядчество. «Старую веру» бывший протестант, по его признанию, вычитал из книг:
Это православие по священным канонам, без обрядоверия, снижения моральных требований, без «старцев», жёсткое и рациональное.
На мои причитания «за что такая мука невинному ребёнку» следует горячая отповедь-проповедь:
Не «за что», а «для чего». Бог всё делает для спасения — значит, иначе ей было бы не спастись да и всем нам тоже. Кто-то может быть праведником, будучи при этом здоровым и богатым, а кто-то может спастись только бедным и больным. Да, это испытание для веры, но тем крепче она будет. Дети становятся лучше, когда видят человека, который не просто лишён какой-то шмотки, а даже сидеть сам не может. И мы не страдаем — мы живём, и Аня живёт. И будет жить, и будем лечить — надежда ведь есть… Вот добрые люди помогли — купили вертикализатор, специальный велосипед, скоро поедем в Петербург на операцию…
Домик священника чуть ли не доверху завален книгами: «Читают тайком по углам, зрение портят», — жалуется отец Михаил. Повсюду бегают кошки и котята: «Про меня не напишешь, что «у попа была собака», — смеётся священник. Комнатки, где помещаются он, жена и четверо их детей, настолько малы, что кровати занимают почти половину. Недавно в доме поселился брат попадьи Алексей, который после развода остался без жилья, — он помогает строить более просторный дом на том же участке. Батюшка признаётся: доход семьи не превышает 25 тыс. рублей вместе с пособиями жены, а «стройматериалы дают в долг». Предлагаю: «Вы же собираете на достройку храма. Почему бы не взять взаймы?..» Священник долго сверлит меня взглядом и внушительно произносит: «Это церковные деньги».
Его храм
Балаково Саратовской области — бывший старообрядческий центр Поволжья. Староверов там было больше, они были богаче прочих обывателей уездного городка, и поэтому главная церковь города была старообрядческой. Её по заказу купцов-«раскольников» Мальцевых построил в 1910-1912 гг. архитектор Фёдор Шехтель. В 1929 г. храм отобрали, и до 1989 г. здание занимали Театр им. Чапаева, зернохранилище, Дворец культуры им. Дзержинского, Дворец бракосочетаний. А потом его передали Московской патриархии Русской православной церкви — «никонианам», как называют РПЦ староверы.
В 1989 г. старообрядческой общины в Балакове уже не было, — объясняет о. Михаил. — Многих уничтожили, кто-то отпал от Церкви, кто-то уехал. Когда я присоединился к старообрядчеству, здесь было всего пять бабушек-старообрядок, две из которых были лежачими.
Михаил Родин, как самый молодой и активный, стал сначала председателем общины, а потом был избран священником — просто больше никто не мог и не хотел. Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Балаковского института техники, технологии и управления, он незадолго до этого договорился о работе с руководством Гейдельбергского университета и уже готовился к переезду в Германию. Надо было делать выбор. «Но тут крещение в старообрядческой церкви решили принять мои отец, мать, сестра с её мужем, много других людей присоединилось. И потому сомнения исчезли», — вспоминает о. Михаил. Слёзы жены, будущей матушки Елены, его решимости тоже не поколебали.
Попам-то у нас тяжко, — говорит, окая, одна из пожилых прихожанок. — Службы больно долги, ты можешь и не пойти или попозже прийтить, а он с начала обязан. В будни на «мирскую» работу ходить — мы-то его не прокормим, а митрополия с Москвы денег не даёть, у ней тоже нет… Спасибо, хоть дали комнатку для молитвы.
«Моленная», как называют её староверы, находится в Балакове в здании бойлерной, на улице Факел Социализма — её дали городские власти, пока не будет достроен храм во имя св. Серапиона Черемшанского.
Костяк общины — примерно полсотни человек, — говорит отец Михаил и поясняет: Мы считаем не всех, кто иногда заходит на службу, но только тех, кто платит десятину, исповедуется и причащается хотя бы раз в год». Костяк «пролетарски-интеллигентский». «Есть инженер, есть рабочие, но ни одного коммерсанта, к сожалению, — улыбается священник. — Я вот теперь тоже пролетарий — за время работы на строительстве храма освоил профессию сварщика, научился класть кирпичи, плотничать…
Сейчас церковные деньги расходуются на содержание сторожа — местные жители воровали со стройки металл. Участок для храма общине выделили в самом криминальном районе города, который называют «Клопы».
Здесь каждый второй, по словам местного участкового, «тянул срок», — рассказывает о. Михаил. — Очень много наркоманов и ВИЧ-инфицированных.
Местные жители приняли строительство храма в штыки, митинговали:
Наркоманы с этого пустыря придут в наши подъезды колоться, а нам лучше, чтобы они тут кололись!
Писали похабщину на воротах и на заборе. Но священник Родин сам уроженец этого района, поэтому название «Клопы» ему не нравится. И к местным татуированным жителям он неприязни не испытывает. Как и они к нему:
Я по городу хожу в рясе, и, когда меня встречают такие ребята, агрессии нет. Разве что крестятся, как на икону, и требуют отпустить грехи, причём все и сразу…
Его дети
По окончании невыносимо длинной старообрядческой вечерней службы в «моленной» пытаюсь, наконец, поговорить с детьми священника. Они как заправские чтецы и певцы участвовали в богослужении. 12-летняя Соня отмалчивается, 9-летний Фёдор убегает, Аня спит в своей коляске. Лишь у 7-летней Насти любопытство берёт верх над робостью.
Ты всегда на службу ходишь и всегда поёшь?
Всегда! Я маме с батюшкой помогаю. У нас вечерняя служба идёт пять часов, а утренняя в воскресенье — два.
А что тебе больше всего нравится?
— Играть! — выдыхает девочка и, смутившись, убегает…
Источник: aif.ru
От редакции: Вы можете помочь этой семье. По ссылке подробности о заболевании Анюты, необходимом лечении и об этой семье. Для пользователей социальной сети В Контакте создана группа «Анюта Родина. ДЦП в тяжёлой форме».
Достойный человек. Хочется пожелать ему и его семье, чтобы все у них было хорошо.
И вот что интересно — он буквально в двух строчках весьма неоднозначно сформулировал суть старообрядчества: "Это православие по священным канонам, без обрядоверия, снижения моральных требований, без «старцев», жёсткое и рациональное".
А ведь, пожалуй, верно… Человеку со стороны сразу бросается в глаза, что наряду с высокими нравственными требованиями и строгостью богослужения, у вас сейчас практически нет монашества (и всех особенностей духовной жизни мирян, связанных с существованием монастырей), мало развито почитание святых (даже ваших. старообрядческих) и икон, паломничество, без чего невозможно представить жизнь чад Русской Православной Церкви. Может ему, как бывшему протестанту, вот такие особенности староверия — "православие… жесткое и рациональное" — и оказались ближе.
В любом случае, очень интересное наблюдение.
> мало развито почитание святых
Да вроде почитают как положено тех, что считают святыми. Может и хорошо, что не преувеличено почитание, что не носятся за мощами, не стоят в очереди за нитками от поясов, не одевают на головы горшки и т.п. Не потому, что вероучение запрещает — при других обстоятельствах так же по канавкам бы "ходили". Но скорее "не сложилось", я думаю.
Как говорит профессор богословия Алексей Ильич Осипов (из РПЦ, кстати): "Церковь ничего не потеряет, если кого-то достойного не прославит, но потеряет, если прославит недостойного". К сожалению, с Алексей Ильич с этим суждением в меньшинстве, поэтому в РПЦ активно прославляют и как-то на мой взгляд очень к этому привлекают внимание верующих. А потом сами же богословы причитают: в домашних иконостасах у людей на первом месте иконы святых, а Христос с Богоматерью либо маленькие в стороне, а может и вообще не быть.
В этом смысле старообрядцам "повезло" больше: отсутствие активного появления новых и новых святых не смещает акценты и не так нарушает христоцентричности Церкви.
Хотя, я слышал как бабули обсуждали какой иконе Богородицы от какой болезни лучше молиться, чтоб ребёнок не плакал… Но это уже другое немного.
* Имеется ввиду бабули старообрядческой церкви.
Все же это особая православная русская традиция без которой представить духовную жизнь России не возможно. В этом и проявляется (точнее — в том числе и в этом) благочестие народа. И любовь к монастырям, и старчество (потрясающая Оптина и др.), и к святым, и к иконам, и к источникам. Это всё пути к Богу, пути духовного возрастания. Да, у богословов есть напоминания о необходимости христоцентричности сознания верующих — в частности, об этом писал о. Андрей Кураев. Но это, скорее, просто предостережение против перекосов. Да ведь, в принципе, еще совсем недавно, в советское время, икон у людей было мало, монастырей почти не было, храмов мало. У меня в детстве все начиналось с двух маленьких бумажных иконок Казанской. Теперь можно найти икону любого святого, поехать куда угодно — сотни монастырей. Вот как раз в этом плане традиции Древней Руси больше сохраняются в РПЦ.
Так от чего из перечисленного отказались старообрядцы-поповцы? От монастырей и монашества не отказывались, просто видимо мало желающих принимать постриг и потому монастырей почти нет. Но это не какое-то вероучительное решение, скорее так получается.
Так и не утверждаю, что старообрядцы отказывались от этого. Просто это в современном староверии не очень развито, что ли. Как-то не ярко проявляется. И если сравнивать — это очень заметно. В РПЦ бы к месту мученичества боярыни Морозовой было бы настоящая очередь, туда бы ехали как в Сергиев-Посад. А тут — конечно, староверы вроде и почитают ее, и знают, а вот такого чувства, с каким страна едет к преподобному Сергию, не чувствуется. Но, повторю, это наблюдение со стороны, и не в упрек, а скорее, с удивлением и сожалением.
Далеко не все святыни в РПЦ столь посещаемы как Матрона, Троице-Сергиева Лавра или Дивеево. Говорили же о парадоксе, что к поясу Богородицы когда его привозили выстраивались очереди огромные, хотя на соседней улице в каком-то храме лежит другой фрагмент этого же пояса и никакого ажиотажа нет.
Я к тому, что дело в раскрутке. Если устроить у места мученичества боярыни Морозовой паломнический центр: музей-экскурсию по памятным местам, сувениры (особенно "волшебные" — "заряженные энергией этих святых мест"), поставить указатели, организовать автобусные туристические маршруты, сайт сделать, слух запустить о невероятных чудотворениях тех мест по молитвам боярыни…. Думаю, не только старообрядцы будут посещать активно.
Вопрос надо ли оно такими методами.
Раскруткой это не объяснишь. Нельзя же к ней все сводить. Люди едут в монастыри по душевному зову, это душевная потребность. Без этого и продажа сувениров не поможет. Если человек почитает святых, он поедет не потому, что там экскурсия.
А методы — это молитвенная память и духовное просвещение. Вот, кстати, ваши боровские инокини, оказавшись в Боровске, начали действовать именно так — развивать почитание пострадавших за старую веру — молитвой им и проповедью о них.
Но еще раз отметим — это не упрек. Есть у староверов и сильные стороны, например, отношение к богослужению, нравственные устои. Но есть и объективно слабые.
Раскрутка это не обязательно что-то совсем коммерческое. Просто, скажем, у РПЦ есть монастыри, о них говорят так или иначе, кто-то ездит, другим рассказывает — так и тянется традиция. У старообрядцев монастырей нет, никто почти не ездит, традиция не складывается.
Почитание святых… Большинство мощей дораскольных святых находятся у новообрядцев. Старообрядчество допускает на определённых условиях посещать эти мощи и там, но с прохладой я бы сказал (достаточно ответ на этом сайте посмотреть).
Итого: монастырей нет, большинство святых мощей и мест "окупированы". Вот и результат.
Вот ещё о паломничествах выписал фрагмент из Григория Нисского: "Поэтому боящиеся Господа восхвалите Его в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена места не приближает к нам Бога. Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить. А если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником воскресения, ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедали и начала веры."
(целиком фрагмент тут: http://srg985.ru/2015/12271209)
Совершенно согласен с Вами и с приведенной цитатой. Эту же мысль, так или иначе, выражали многие святые, например, Феофан Затворник: "Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть".
Но при этом и монастыри и паломничество — это очень важно. Это не самоцель, а инструмент для духовного возрастания, древнейшая христианская традиция именно для духовного роста — потрудится во славу Божию, посетить святые места для прославления Господа, завязать духовную ниточку и потянуть ее за собой в мир. А так — для искренней молитвы даже иконы — не непременное условие, но, согласитесь, что они не просто так почитаются. Недаром старообрядчество с таким уважением относится к иконе и к соблюдение канонов, с ними связанных. (хотя тоже есть особенности — очень сдержанная позиция даже в духовенстве по отношению к почитанию чудотворных образов, в храмах не так часто прикладываются к иконам)
Да, конечно, в современном староверии традиции монастырей и паломничества, почитания чудотворных икон не очень развиты по объективным, историческим причинам. Очень сильно сказались и результаты советского времени, подрубившего старообрядчество под корень. Но исторические обстоятельства имеют свойство изменяться, может у вас еще все и разовьется. Но мысль о.Михаила Родина о старообрядчестве все-таки очень четкая и красивая, ее имеет смысл запомнить для понимания сути староверия — и вообще, и на современном этапе.
> сдержанная позиция даже в духовенстве по отношению к почитанию чудотворных образов
Именно в РПЦ я впервые услышал открытую критику полуязыческого почитания "чудотворных образов", "мощей", "горшочков на голову" и т.п. Но услышал это не от тех, кто монетизирует все эти почитания или сам по незнанию отдаёт им повышенное значение, а от людей богословски-образованных.
Я о том, что теоретическая основа у староверия и РПЦ по данным вопросам почти одинаковая. То есть если составить предельно чёткий опросник по отношению к монастырям, монашеству и чудотворным иконам, то результаты ответов двух церквей будут почти идентичны.
Но в силу обстоятельств на практике большие различия. По мне, так староверию в этом смысле повезло, что в нём меньше народа, меньше денег и как следствие меньше соблазнов и возможностей устраивать "духовные автоматы" для перекачивания средств из карманов граждан в карманы церковные.
Просто РПЦ и староверие это совсем разные по масштабам организации, и определенные болезни у них в принципе разные. Например, в мелких фирмах обычно нет бюрократии, а в крупных наоборот бюрократия развита. Вовсе не потому, что первые бюрократию отвергают, а вторые принимают. Просто мелкие болеют одним, а крупные другим, и если мелкий перерастёт в крупное, то он неизбежно заразится в т.ч. бюрократией.
Ну, в чём-то повезло, а в чём-то нет. Это как в той старой песне:" И жена не уйдет к другому, если у вас нет жены… Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь".
Нельзя в любом процессе видеть только недостатки — да, есть те, кто "монетизирует", и скатывание в полуязычество вредно, и справедливо это критикуется. Но плох и перекос в другую сторону — на этом пути потерялись протестанты: денег не тратить, церковь удешевить, иконы не нужны, святые не нужны, монастыри не нужны. В итоге выхолостили все полностью. Или как обновленцы в 1920-е гг. — тоже все "упростили". А у неверующих людей так и вообще — сплошная денежная экономия в духовных вопросах.
Но задуманы-то монастыри вовсе не для этого. И мощи существуют, и чудотворные иконы. И древнейшая христианская традиция их почитания. Надо очищать сокровище от грязи, а не выбрасывать его, если кто-то недостойно поступает с ним. А выкачивать деньги можно и на приходе — тысячи способов найдется, если захотеть.
А теоретическая основа — да, наверное, одинаковая. Но такая вот исторически вынужденная сдержанность в этом вопросе в староверии чувствуется. Однако, развитие Церкви, церковного народа без монастырей, без монашества не возможно. Какие бы не были недостатки в монастырях, это одна из основ христианского пути.