Вопрос застройки старинных кладбищ остается одним из наиболее спорных в сфере освоения городских территорий. Очень часто под ковш бульдозера попадают некрополи, имеющие непреходящее историческое и конфессиональное значение. Еще несколько лет назад под угрозой сноса было знаменитое старообрядческое Громовское кладбище Санкт-Петербурга. К счастью, его удалось спасти. Однако менее известные некрополи исчезают на глазах…
Некрополь (с древнегреческого дословно переводится как «город мертвых») — большое кладбище, расположенное на окраине городов, с гробницами и каменными надгробиями. Некрополем также обычно называли могильник или место большого количества захоронений. Во всех городах существуют так называемые бывшие некрополи. Это территории, на которых ранее осуществлялись захоронения и которые сейчас представляют собой земельные участки, не функционирующие как кладбища, частично или полностью утратившие надгробия, застроенные или просто пустующие.
Массовое уничтожение некрополей началось в 1930-50-е годы, вместе с антирелигиозной кампанией советского правительства. Кладбища стали использовать под строительство сооружений производственного назначения (заводы, склады, свалки). (Известно также о компании разрушения старинных некрополей в конце XVII-XVIII веков, когда реформаторы стремились стереть память о дораскольной Руси — прим. ред.) Так и в городе Ржеве Тверской области существует несколько таких некрополей, которые были уничтожены в советское время, будучи еще действующими.
Заасфальтированное кладбище
Во Ржеве, рядом с супермаркетом «Тележка» на ул. Садовая, д. 60, а если быть точнее, то немного за ним, можно увидеть руины церкви великомученицы Варвары, построенной в 1875 году. Очевидно, на этом месте ранее стоял деревянный храм. Этот храм находился при городском кладбище. И как раз на его месте и находится супермаркет «Тележка».
Варваринская двухпрестольная каменная холодная кладбищенская церковь с Всехсвятским приделом была приписана к Покровскому храму г. Ржева. В советское время ее постигла та же участь, что и многих других храмов страны. Церковь была закрыта и приспособлена под различные светские нужды, были пристроены хозяйственные помещения, сейчас от храма остались только руины.
Всехсвятское кладбище в советское время было тоже уничтожено, земля использовалась под огороды. Позднее место старинного некрополя было заасфальтировано. На дорожках лежали обломки надгробных памятников черного и белого мрамора. На многих можно было прочесть имена известных ржевских купцов. Получается, что заасфальтировали могилы.
Затем на этом месте была построена швейная фабрика, фабрика по изготовлению елочных игрушек, гирлянд и прочей новогодней атрибутики. А нынче здесь супермаркет. Сейчас здесь нет ни асфальта, ни обломков памятников. Неподалеку от полуразрушенной Варваринской церкви, за полинявшим забором, водрузили со временем покосившийся крест над старой могильной плитой и восстановили надпись. Можно прочесть, что усопшие — поручик Демьян Крылов и жена его Евдокия.
Сотрудники супермаркета, расположенного на месте Всехсвятского кладбища, поговаривают о появлении призраков и о странных явлениях в магазине и возле него. Рассказывают, например, о товарах, неожиданно падающих с полок. Насколько эти рассказы достоверны — судить не берусь. Однако видеорегистраторы периодически запечатлевают необычные силуэты, блуждающие вокруг супермаркета. Жители города твердят: не надо было застраивать кладбище. Ну а другие относятся к призракам скептически и считают, что бывший некрополь — это обычное место, которое можно использовать под различные постройки.
Ржевские самородки
Известно, что на Всехсвятском некрополе было похоронено много знатных людей, в числе которых изобретатель и первый городской голова Терентий Иванович Волосков, академик живописи, известный русский художник Алексей Яковлевич Волосков. Терентий Иванович Волосков родился в 1729 году, жил и работал во Ржеве.
Создал ряд сложных систем часов-автоматов. Построил большие часы, которые показывали не только минуты и часы, но и дни, различные праздники, фазы Луны, движение Солнца по знакам зодиака и т.п. Ценный вклад Терентий Иванович сделал в отечественное производство красок.
Он организовал выделку и продажу красок, заслуживших высокую оценку петербургской Академии художеств. Краски приносили немалый доход, а потому Терентий Иванович мог позволить себе заниматься приятными для души делами. Он собрал довольно большую библиотеку из книг по математике, химии и астрономии. Он очень любил читать, порой ночи просиживал за очередной интересной книжкой. «Куда бы ни шел из дома, — вспоминала жена Терентия Ивановича, — всегда брал с собой книгу».
Умер Терентий Иванович в 1806 году.
Алексей Яковлевич Волосков приходился внучатым племянником Терентию Ивановичу Волоскову. Родился он 13 марта 1822 года в городе Ржеве, в купеческой семье. С детства был тяжело болен, и поэтому передвигался при помощи костылей.
С 1837 года был вольноприходящим учеником Императорской Академии Художеств, а в 1845 году получил звание свободного художника. Одно время он жил и работал на Украине.
Был женат на дочери священника Раисе Полубенской. Вместе с женой он поселился в доме матери Василисы Семеновны Волосковой на Волосковской улице, на правом берегу Холынки.
Из его художественных полотен наиболее известны: «Вид Выборга с моря ночью», 1847 г., «Пейзаж с усадебным домом», 1840-е гг., «Вид Ржева», 1856 г., «Вид имения Глубокое», 1844 г. и другие.
В Ржеве устроился на службу городском нотариусом и агентом Московского страхового общества.
Умер Алексей Яковлевич Волосков 19 сентября 1882 года.
Следы уничтоженных некрополей
Достаточно пройти один квартал от центра Ржева, как перед нашим взором откроется пространство с видом на несколько серых и унылых многоэтажек, расположенных на пересечении улиц Октябрьская и Гагарина.
На первом этаже одной из них находятся магазины. Во дворе одной из многоэтажек кроме разрисованных гаражей и стоящих в ряд машин, детской площадки, спешащих прохожих можно случайно наткнуться на каменное надгробие, вернее его часть, лежащую возле качелей. Такой след некрополя легко узнать по старинному красивому обрамлению, по резным краям.
Кладбище здесь по легенде было открыто в XVII веке, когда в городе свирепствовала чума. Именно здесь был захоронен первый человек, умерший от чумной заразы. Каждый день спешат куда-либо жители Ржева, и никто, наверное, даже не задумывается, что проходит по старинному некрополю, снесенному в 1970-е годы, когда понадобилось настроить домов. (Интересно, что в г. Кимры Тверской области на месте старообрядческого кладбища в те же годы был построен парк отдыха, в котором теперь проходят дискотеки, спортивные мероприятия и дни города — прим. ред.)
Совсем недавно, около года назад, на месте части другого старообрядческого кладбища была построена «Стоянка грузовых автомобилей, ремонт прицепов». Организация «Тихомиров Андрей Александрович, ИП» затеяла сие действо.
Примечательно, что на плане города место стоянки обозначено многочисленными крестами. И попытки застройки этого места не раз пресекались администрацией города. Но тут все пошло по-другому, и появилась стоянка, а рядом виднеются могильные холмы, и через овраг продолжение, уже более позднее, старообрядческого некрополя, о котором уже рассказывалось в статье Марины Волосковой На дорожках старинного кладбища.
Спорная территория вне закона
Насколько правильно застраивать старинные некрополи, тем более те, которые еще функционируют на момент предполагаемого уничтожения? Ответы на этот вопрос даются разные и часто противоречивые. Кто-то пожмет плечами, а иной скажет, что возможно и под его домом когда-то могли быть захоронения, как и под любым другим. Жизнь течет, все меняется, и это обычный круговорот веществ в природе.
А кто-то, может, будет категорически против уничтожения и застройки кладбищ. Этот ответ окажется наиболее верным и приемлемым для нас, неравнодушных к памяти предков.
Что происходит с кладбищами сегодня? Раньше они располагались за пределами черты города или деревни. Однако населенные пункты разрастаются, территория увеличивается, вчерашние деревушки уже становятся целыми районами города. Старинные кладбища становятся бесхозными, за ними никто не следит, и постепенно они разворовываются, разрушаются и исчезают. Остаются лишь следы — приподнятость, покрытая густой травой, и каменные надгробия. Оказываются развязанными руки у тех, кто присмотрел места, ставшие последними пристанищами для предков, под различные хозяйственные нужды: будь то магазин, коттедж, стоянка и так далее. Но куда ужаснее, когда некрополь действует, не разрушен, не разграблен, а находятся те желающие, кто сейчас же сровняет его с землей и застроит в скором порядке, как это и было в 1970-х годах с некрополем XVII века в городе Ржеве.
Сегодня проблема бывших мест захоронений не находит своего исторического, достойного решения. Ключевые для города проекты (транспортные, жилищные) решаются все же в ущерб бывшим некрополям. Такая позиция обусловлена активными действиями советской власти по уничтожению мест погребений. Теперь эти кладбища стали пустырями, производственными, складскими территориями, требующими благоустройства. Необходим закон, регламентирующий статус такого рода памятников, вопросы охраны и возможной застройки. Сегодня государственный надзор за несанкционированным вторжением в зону захоронений на бывших некрополях практически не осуществляется.
Проконтролировать ситуацию могут лишь инициативные группы. Впрочем, изредка градозащитникам удается победить в этом сложном споре. Но хочется надеяться, что когда-нибудь будет принят закон о сохранении бывших некрополей, особенно это касается важных исторических и конфессиональных объектов. Тогда застраивать места бывших кладбищ наконец-то перестанут.
Марина, благодарю вас, вы в своих статьях затрагиваете очень животрепещущие темы. Читается легко. Радуйте нас и дальше)