Если однажды ты почувствуешь себя самым счастливым человеком на свете ― сходи на кладбище. А когда почувствуешь себя самым несчастным ― сходи туда снова!
Средневековая французская пословица
Летопись человеческой жизни
Прогуливаясь по дорожкам старинных кладбищ, человек поневоле погружается в прошлое. Словно корабли проплывают мимо тебя надгробия, кресты и памятники. Каждый со своей судьбой, со своей историей, со своей тайной.
По намогильным памятникам некоторых кладбищ можно узнать историю семей и родов, увидеть следы войн и эпидемий. Разглядывая эпитафии в укромных уголках кладбищ, можно узнать о горе безутешных родителей или наткнуться на историю неразделенной любви.
Некоторые кладбища скрывают целые исторические эпохи. По намогильным плитам парижского Сент-Женевьев-де-Буа можно написать историю русской эмиграции, а московское Рогожское приоткрывает подлинную летопись русского купечества и предпринимательства. Не меньше интересных имен, судеб и тайн хранят и старинные кладбища русской провинции.
Сохранившиеся, они являются не только местом упокоения, но и местом поминовения. По христианской традиции мы молимся Господу об усопших за упокой их души, а по человеческой ― вспоминаем их жизни и судьбы.
В последние годы христиане Ржева стараются посещать не только местное кладбище, но и многие окрестные, расположенные в глухих селениях, где когда-то располагались старообрядческие храмы.
В нынешнем 2013 году христиане побывали на множестве старинных кладбищ: Щупинское кладбище (Ржевский район), кладбище д. Потесово и д. Гаврилово (Сычевский район), д. Дмитрово (Зубцовский район), д. Муравьево (Ржевский район), д. Малая Липка (Сычевский район), д. Двоешки (Гагаринский район Смоленской области), д. Орешки (Шаховской район), д. Матюково (Торжокский район), д. Лебединец (Марёвский район Новгородской области), кладбище д. Сбоево (Ржевский район), старообрядческое кладбище города Ржев.
Наверное, впервые удалось посетить столько памятных мест, где покоятся наши предки ― христиане, составляющие с нами единую Церковь, недаром называемой «Соборною». Ибо она, по слову пастыря Ермы и св. Иоанна Златоуста, включает в себя не только живущих ныне, но и усопших.
Хотелось бы, чтобы посещение окрестных кладбищ нашим духовенством стало традицией и совершалось из года в год.
Первой гильдии купец
Особое внимание стоит уделить старообрядческому кладбищу в г. Ржев. Уже в конце XVII столетия Ржев становится центром, оплотом старой веры на Тверской земле. Большинство старообрядцев проживало на Князь-Димитровской стороне города (ныне Красноармейской).
В XIX веке кладбище старообрядцев находилось на углу Зубцовской и 2-ой Никольской улиц (сейчас это Октябрьская и Гагарина). В конце 1880-х годов старообрядцам под кладбище по решению городских властей была выделена земля неподалёку от Казанского кладбища.
В 1894 году, когда кладбище было открыто, первоначально главный вход на него находился в западной части, с Ниловского переулка (ныне Торопецкий тракт). В годы Великой Отечественной войны кладбище пострадало от бомбежек. Но некоторые могилы и памятники сохранились. На них и сейчас видны следы от пуль и осколков снарядов.
Остались целыми и фонари-лампадницы на могилах. В военное время всех умерших хоронили в братскую могилу. После освобождения Ржева 3 марта 1943 года на кладбище появилось захоронение советских военнопленных. Как раз недалеко от кладбища находился немецкий лагерь. Власти города решили похоронить тут останки красноармейцев, погибших в плену.
Однако наиболее интересны с точки зрения исследователя захоронения известных ржевитян. Среди них ― видные старообрядческие купцы, священнослужители ржевских моленных, настоятели и священнослужители Покровского старообрядческого храма. И даже епископ Лукиан (Абрамкин) нашел здесь последнее пристанище.
Заглянем на это старообрядческое кладбище. Под ногами шуршат опавшие листья, вдаль одна за другой тянутся старинные кованые ограды.
Ржевскiй первой гильдiи купецъ
Константин Климовичъ
Немиловъ
род. 19 дек. 1853 г.
сконч. 29 Iюня 1909 г.
Память его 29 Декабря.
Это семейный некрополь купеческого рода Немиловых ― участников строительства Покровского храма, занимавшихся благотворительностью. Известно, что именно купцы Немиловы предоставили семье о. Андрея Попова квартиру на 2-м этаже одного из своих домов по улице Большой Спасской.
Сколько представителей этого известного ржевского семейства нашли последний приют здесь, под старыми березами и рябинами, рядом со своими предками, неизвестно. Их имена давно стерлись, а земля над их прахом сровнялась. Только стоит еще точеный каменный монумент в память Константину Немилову, да чудом уцелевшие два простеньких деревянных киота с выцветшими иконами и скромными табличками для сестер Немиловых ― Марии и Анны:
«Мария Яковлевна Болоболина, скончалась 12 июля 1926 г. (известная широкой благотворительной деятельностью)».
«Анна Яковлевна Немилова, скончалась 18 июля 1927 г».
Сохранял бороду даже в армии
Достаточно перекинуть взгляд на соседнюю могилу, чтобы увидеть три скромных синеньких, но ухоженных фонаря и два деревянных высоких, светящихся на солнце креста. Это могила епископа Лукиана (Абрамкина).
Лука Димитриевич Абрамкин родился 18 октября 1904 года в деревне Гавриловка Калужского уезда, в многодетной крестьянской семье коренных старообрядцев. С ранних лет он посещал храм, сначала в родной деревне, затем в ближайшем городе ― Сухиничи.
До 1933 г. основным его занятием было крестьянское хозяйство и ремесло плотника. В 1933-1938 гг. он работал на строительстве железной дороги и на торфяных разработках. С 1938 по 1942 и с 1945 по 1961 г. ― в колхозе деревни Пчелка Калужской области.
Довольно долго был председателем колхоза, но в коммунистическую партию не вступил, никогда не скрывал религиозных убеждений и не брил бороды. С 1943 по 1945 г. был в действующей армии. В 1946-1947 гг. работал плотником по найму, а с 1948 по 1955 г. повторно избирается председателем колхоза.
С 1955 по 1960 г. занимал должности заместителя председателя колхоза, бригадира строительной бригады. Выйдя на пенсию в 1961 г., он поступил уставщиком в Сергиевский храм в Сухиничах. Настоятель храма, иерей Феодор Клюев, выдвинул его в кандидаты на степень священства.
Вскоре после смерти о. Феодора, 2 июня 1974 г., Лука Димитриевич Абрамкин был рукоположен в священники архиепископом Никодимом и до 1983 г. служил в храме г. Сухиничи. С октября 1979 г. окормлял также приход г. Ржева, а в 1983 г. получил благословение архиепископа Никодима на служение в приходе этого города.
3 июля 1986 г. на Освященном соборе иерей Лука, овдовевший еще в 70-е годы, избирается кандидатом в епископы. Вскоре он принимает иноческий постриг, а 12 марта 1989 г. в Спасо-Преображенском храме г. Клинцы рукополагается в епископа Клинцовско-Ржевского. Хиротонию совершил митрополит Алимпий в сослужении епископа Иоанна, Киевского и Всея Украины.
Несмотря на весьма почтенный возраст, епископ Лукиан лично посетил все приходы епархии. Он поставил несколько чтецов и свещеносцев, освятил храм в Боровске Калужской области. По его благословению был открыт первый летний христианский детский лагерь, впоследствии получивший название «Ржевская обитель». В 1991 г. здоровье владыки резко ухудшилось. С этого времени и до кончины он безвыездно жил в д. Пчелка. Упокоился епископ Лукиан 29 января 1995 года.
Слева от центрального входа располагается ныне заброшенная, заросшая высокой и колючей травой могила, с полусгнившим фонарем, без номера и имени. Многие старейшие старообрядки Ржева утверждают, что это место упокоения о. Иоанна Иголкина. Другие же говорят, что это точно могила священника Иоанна, а фамилию не помнят.
В 1890-х г. о. Иоанн был переведен из Торжка на служение в Ржев. Он стал настоятелем старообрядческого Троицкого храма (ныне сохранилась только колокольня).
Около 1868 года в городе был открыт храм во имя Симеона Столпника в 124-м квартале, на улице Смоленской (ныне ул. Калинина). По воспоминаниям очевидцев, этот приход был самым богатым из всех старообрядческих храмов Ржева. Первым священнослужителем в нем стал протоиерей Симеон Плохов. Он долго служил в храме, был очень уважаем среди ржевских старообрядцев, умер в 1925 г. и погребен на старообрядческом кладбище.
По доброте «всесоюзного старосты»
Неподалеку находится могила протоиерея Иоанна Прозорова. Здесь же похоронены его супруга, сын с внуком и дочь.
О. Иоанн служил в ржевском Покровском старообрядческом храме с 1944 года. Его служение пришлось на трудные послевоенные годы, период восстановления города, приведения храма в порядок. Был проведен капитальный ремонт, вновь сделаны оконные рамы, вставлены стекла, перекрыта и окрашена крыша, починен пол. Судьба о. Иоанна и до войны была непростой. В 30-е годы о. Иоанн был репрессирован за «антисоветскую деятельность» и осужден на несколько лет лагерей.
Вся его семья, как семья «врага народа», была сослана в Поволжье. В те годы в Поволжье был жестокий голод, не было работы, и матушке Ксении с детьми пришлось, спасаясь от смерти, бежать в центральную Россию. С большими трудностями они приехали в Подмосковье и устроились неподалеку от города Волоколамска.
В те годы в Калининской области среди народа ходило много рассказов о том, как «всероссийский староста» М. И. Калинин всячески помогает попавшим в беду людям. Решили написать ему письмо. Через какое-то время пришел ответ. А спустя еще какое-то время и о. Иоанн вернулся из заключения, живой и здоровый.
Возвращаясь из заключения к своей семье, которая ждала его уже под Волоколамском, о. Иоанн заехал в Москву, на Рогожское ― посетил архиепископа Иринарха (Парфенова), разговаривал с ним, просил иметь его в виду, если будет нужда в священниках. Было ему в это время 58 лет.
Архиепископ Иринарх вместе с епископом Геронтием, беседуя с Ржевскими делегатами, вспомнили про о. Иоанна Прозорова, и посоветовали им заехать к о. Иоанну и посетить его под Волоколамском, чтобы самим переговорить с ним. Так решился вопрос с назначением о. Иоанна Прозорова на служение в Покровский старообрядческий храм в г. Ржеве, и уже в начале 1944 года в храме было восстановлено полноценное богослужение. Упокоился о. Иоанн Прозоров 25 марта 1954 года.
Танцпол в храме
В Троицком храме Ржева о. Иоанну Иголкину сослужил диакон Феодот Тихомиров. Далеко за пределами Ржева был известен церковный хор Троицкого храма. Но в 1917-м и в 1920-м гг. клир и активные миряне были подвергнуты репрессиям, вскоре умер и настоятель, о. Иоанн.
В сентябре 1934 г. храм закрыли, но иконы из основного комплекта иконостаса, предметы убранства, книги, утварь, во многом благодаря энергии диакона Феодота Тихомирова, удалось сохранить и перенести в Покровский храм, где эти святыни благополучно пережили военное лихолетье и были спасены от гибели.
Умер диакон Феодот в 1946 году, похоронен в Ржеве на старообрядческом кладбище. Сохранились воспоминания о военных годах его супруги ― Матрены, она скончалась в Ржеве в 1975 г.
В настоящее время иконостас Троицкого храма находится в старообрядческом храме во имя преподобного Сергия Радонежского в г. Сычевка. Опустевшее здание Троицкого храма еще перед войной превратили в клуб, где по праздникам устраивали танцы под патефон, а на амвоне была устроена сцена. Во время войны этот деревянный храм был избавлен от кощунственного позора и полностью разрушен. В настоящее время на территории бывшего Троицкого храма стоит лишь полуразрушенный остов каменной колокольни, вокруг которой находятся соседские огороды.
На ржевском старообрядческом кладбище покоится диакон Симеон Савельев, который в 1894 году был определен на служение в молитвенный дом во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, находившийся в 131 квартале по улице Косарова. Позже и до конца своей жизни он служил в Покровском храме.
Как сообщается в его некрологе, опубликованном в журнале «Церковь», «за свой кроткий характер, за свою почти детскую простоту, за исполнительность по службе он пользовался любовью как сослуживцев, так и прихожан; он жил, если можно так выразиться, «в храме», и «вне» его у него не было интересов. Не обладая даром слова, он был очень любознателен и с удовольствием приобретал книги, выписывал журналы, так что у него осталась библиотека книг религиозно-нравственного содержания».
Его стараниями к Церкви (старообрядцам, приемлющим Белокриницкую иерархию ― прим.) присоединился беспоповец поморского согласия М. Н. Стрельников, за что покойный получил от священноинока Арсения (Швецова), впоследствии епископа Уральского, благодарственное письмо.
На Ржевском старообрядческом кладбище еще много покоится священнослужителей, купцов и других ярких личностей, но исследования в этой области пока никто не проводил. Пока живы люди, которые хоть что-то помнят и знают, необходимо всё это запечатлеть. Очень не хочется, чтобы память о наших предках исчезла на века. Безусловно, требуется и уход за заброшенными могилами: установка крестов, замены фонарей-лампадниц.
Вечная память усопшим!
Комментариев пока нет