В последние годы тема репрессий против религии в СССР претерпевает определенные метаморфозы. Появляются статьи, реабилитирующие отдельных гонителей и богоборцев, высказывается мнение, что период правления И.В. Сталина был весьма плодотворным для православия в России. Появляются даже комментарии, в которых репрессированных называют «случайными жертвами», «незначительными брызгами великой стройки», «щепками исторического прогресса Империи». Сегодня мы публикуем размышления на эту тему постоянного автора сайта Марины Волосковой.
И. В. Сталин и суровая реальность его безбожного режима
В настоящее время в сети Интернет размещена масса статей, книг, докладов, возвеличивающих личность И. В. Сталина (Джугашвили), восхваляющих его деятельность. Существуют целые организации, защищающие политику «вождя народов» и даже почитающие его за святого (!). Кощунство, однако.
К сожалению, это явление касается не только далеких от религии людей, но и некоторых чад Московской Патриархии и, увы, даже отдельных старообрядцев. От таких можно даже услышать, что СССР, оказывается, был проектом «построения царства Божьего на земле», апологетом которого был не только Сталин, но и даже Ленин. Отстаивается идея, что Сталин «мыслил масштабно, спасал государство, и поэтому приходилось давить муравьев». Под «муравьями», видимо, предполагаются те, кто был осужден за благие дела, выслан, замучен в лагерях, расстрелян.
В многочисленных трудах, статьях и письмах Сталин неоднократно выражал свое отношение к религии, и взгляды его на этот вопрос не оставляли никаких сомнений у его современников. Вот как Сталин говорил о партийном отношении к религии еще до революций 1917 года: «Социал-демократия всегда будет протестовать против гонений на католицизм и протестантизм, она всегда будет защищать право наций исповедовать любую религию, но в то же время она будет агитировать и против католицизма, и против протестантства, и против православия, с тем, чтобы составить торжество социалистическому мировоззрению».
5 августа 1909 года Сталин написал следующую резолюцию о положении дел в редакции «Пролетария», которая непосредственно касалась и вопроса уместности сотрудничества с религиозными объединениями и группами в политической и партийной жизни: «Так называемое «богостроительство», как литературное течение, и вообще, привнесение религиозных элементов в социализм, является результатом ненаучного и потому вредного для пролетариата толкования основ марксизма, подчеркивает, что марксизм сложился и выработался в определенное мировоззрение не благодаря союзу с религиозными элементами, а в результате беспощадной борьбы с ними. Исходя из всего сказанного, следует, что беспощадная идейная борьба с указанными течениями, группирующимися вокруг меньшинства редакции, является одной из настоятельных очередных задач партийной работы».
После октябрьской революции изъятие храмов, монастырей и моленных домов стало не единственным способом борьбы с Церковью. Были закрыты почти все периодические церковные издания. Политбюро РСДРП (б) постановило разрешить издание только той религиозной литературы, которая использовалась исключительно в богослужебных целях. Но вскоре издание любой религиозной литературы было фактически запрещено.
Самые резкие слова против религии Сталин сказал на встрече с американской рабочей делегацией в 1928 году. Тогда он призвал не просто к антирелигиозной борьбе, но к полному искоренению Церкви. «Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих предрассудков, потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этим классам.
Партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрассудков, в отношении реакционного духовенства, отравляющего сознание трудящихся масс. Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано. Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства. Бывают случаи, что кое-кто из членов партии иногда мешает всемерному развертыванию антирелигиозной пропаганды. Если таких членов партии исключают, так это очень хорошо, ибо таким «коммунистам» не место в рядах нашей партии».
Выступая на 8-м Всесоюзном Съезде Советов, Сталин подверг критике предложения запретить проведение религиозных обрядов в СССР и лишить избирательных прав служителей религии. Иногда эту критику истолковывают как чуть ли не свидетельство защиты Сталиным религии. Однако подобные заявления были скорее декларативными, для «внешнего» потребителя. Статьи Конституции, гарантирующие верующим права, в реальности практически не исполнялись.
Известно, что 15 мая 1932 года И.В. Сталин подписал Декрет о второй пятилетке. В Декрете наряду с экономическими показателями была поставлена цель: к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто на территории страны».
В газете «Правда» от 20 марта 1940 года в статье «Ленин и Сталин о религии» дается следующее описание пожеланий Сталина об антирелигиозной борьбе: «В своих указаниях о постановке антирелигиозной пропаганды товарищ Сталин дает яркие образцы применения марксистского материализма, подчеркивает, что в борьбе с религией надо учитывать всю конкретную обстановку, все своеобразие условий жизни, все особенности психологии масс. Так, в отношении национальных окраин товарищ Сталин указывал на необходимость особенно осмотрительного и вдумчивого подхода к преодолению религиозных предрассудков».
Беспамятство потомков
Часто можно услышать мнение, что атеизм Сталина был выражен лишь в довоенную эпоху и что после начала войны он якобы стал верующим, открыл храмы и стал поддерживать Православную Церковь. Это не более как вымыслы — после окончания войны Сталин не менее резко и непримиримо высказывался в отношении религии и Церкви. В защиту И.В. Сталина приводится утверждение, что он был верующим человеком. Мнение это не подтверждено никакими фактическими данными. Законно спросить: как верующий христианин мог поддерживать такой атеистический накал в стране?
В годы правления Сталина огромное число верующих было расстреляно и замучено в лагерях. Сталинские репрессии — страшная часть нашей истории, трагедия народа. Время, когда людей ни за что арестовывали, мучили, расстреливали, порой даже за благие дела. Десятки и сотни тысяч священнослужителей, мирян были убиты в то время. Страшна была их смерть. Среди убиенных были и старообрядцы.
В 1930-е гг. были закрыты около 90 процентов старообрядческих приходов, закрыты были и монастыри, учебные заведения. Единственным послаблением для старообрядцев можно назвать разрешение на издание церковного календаря, который стал печататься с 1946 года очень небольшим тиражом и под неусыпным оком цензуры.
Большинство церковнослужителей были репрессированы. Затертые машиной репрессий судьбы талантливых, мудрых, верных своей стране, своим убеждениям, людей. Содрогается каждая клеточка организма, когда просматриваешь списки репрессированных, хотя эти люди, может, и не родственники, не знакомые, но они те, которых уничтожили за их религиозные убеждения. Это люди со своей судьбой, интересами, желаниями, стремлениями, которые были пресечены жестокой властью.
Особенно горько становится, когда слышишь от ярых защитников Сталина следующее: «Сталин спас страну, спас большее, пожертвовав малым!». А разве малым «пожертвовал» он? Разве все не начинается с малого? Разве государство не начинается с одного человека? Не было бы меня, Вас, его — не было бы и государства. Жизнь каждого человека ценна, и только потом из таких жизней складывается целая страна. И должно радеть о жизни каждого, а не о «мифическом» государстве.
Однако не всех убеждает это. «Маленький человек думает о малом, большой — о масштабном, о государстве», — раздается от почитателей И. В. Сталина. Но я предлагаю каждому самостоятельно прийти к опровержению этого высказывания следующим образом: хоть на долю секунды задумайтесь и представьте себя на месте родных и близких расстрелянных, замученных в лагерях… Представьте себя на месте отца, сына, брата, дочери замученных советским террором людей. Вот теперь что вы будете говорить про Сталина? Продолжите восхвалять вождя или, может, создадите «кружок памяти Иосифа Виссарионовича», или пуще того — заявите о канонизации тирана? Ан-нет, скорее другое. Это самое действенное из доказательств.
Две судьбы
Карпов Григорий Сергеевич (1886 — 12.09.1937 гг.), иерей. Родился и служил в селе Брынь (ныне Сухиничский район Калужской области). Сын старообрядческого священника. Рукоположен противоокружническим епископом Филаретом Московским.
Приговорен тройкой УГБ УНКВД Западной области 28.08.1937 г. по обвинению в контрреволюционной агитации (ст. 58 п. 10 УК РСФСР) к расстрелу. Предъявленных обвинений не признал.
Расстрелян 12 сентября 1937 г. Ныне на предполагаемом месте расстрела (овраг в перелеске в полукилометре после поворота на Сухиничи с Федеральной магистральной автомобильной дороги М-3) установлен памятный крест.
Карпов Михаил Сергеевич. Родился в 1894 г., Орловская область, Думиничский район, село Брынь (ныне Сухиничский район Калужской области); б/п; священник. Проживал: Калининская область, г. Ржев, ул. Калинина, д. 42, квартал 186. Арестован 23 ноября 1937 г.
Приговорен тройкой при УНКВД по Калининской области 25 ноября 1937 г., обвинение: «антисоветская агитация» — АСА.
Расстрелян 27 ноября 1937 г.
Реабилитирован в июне 1989 г. по заключению Тверской областной прокуратуры.
Два невинно убиенных брата, два священника. Оба принадлежали к Белокриницкой иерархии, но судьба их развела по разным общинам. Очень показательный пример того, как оборвалась судьба двух людей в один год, с разницей в пару месяцев.
Но существуют и другие примеры миллионов людей, которые, если бы не советский террор, сделали бы больше для страны, чем любой самый «гениальный вождь». Возможно, сейчас бы старообрядческая Церковь была совсем другой. Гораздо более многочисленной, влиятельной. Вспомните убиенных старообрядческих архипастырей. Еще в 20-е годы в Церкви было 28 епископов! Сколько бы хорошего могли сделать эти люди?
А разве не ударом по старообрядчеству стало уничтожение начетчиков, о которых пишет в своих статьях Ю. Исаев? Даже в наши дни, когда высшее образование доступно каждому, очень мало авторов, которые столь же эрудированно и ревностно могут отстаивать истины Старой Веры.
А сколько полезного для Церкви и страны могли принести обычные верующие старообрядцы — зажиточные крестьяне, казаки, купцы, промышленники? Но все они были искоренены как «классовые враги»… Не случайно исследователь старообрядчества Сергей Таранец в недавнем интервью сайту «Русская вера» отметил: «Не случись 1917 года, в России успешно бы стала развиваться старообрядческая модель экономической этики и страна пошла бы по другому пути».
Если бы не сталинский террор, не умирал бы в Пензенской области от туберкулеза, полученного в лагере за семь лет, старообрядец, сын священника, писатель Василий Иванович Иголкин. И память о нем и многих других выдающихся людях хранилась бы у потомков, в наши дни зачастую превратившихся в «Иванов, не помнящих родства».
Беда современного общества
Имеем ли мы право сейчас восхвалять или положительно отзываться о деятельности И. В. Сталина? Нет, конечно нет! Как, как мы это можем себе позволить, если наши деды и прадеды были лишены жизни, будущего, возможности приносить пользу? Разве кто-то из нас положительно отзовется о деятельности доконстантиновских императоров, мучивших христиан? Разумеется, нет. Кто-то скажет: это разные временные периоды. Историю делают люди, и в этом весь ответ. Возможно, сейчас бы было больше верующих людей, потому что было бы иное воспитание, церковное воспитание, а не безбожное.
Только сейчас, просматривая в архивах протоколы допроса людей, уничтоженных советским террором, начинаешь задумываться о том, каково им было.
Какой же страх читается в каждой строчке и на каждой страничке тех уголовных дел. Каждая буковка пропитана боязнью что вот-вот, именно сейчас прозвучит приговор, и ты не поймешь за что, почему, откуда. Показания как этих людей, так и не менее напуганных привлеченных свидетелями, похожи на детскую бессвязную речь, а причина одна: сильный испуг и недоумение. Сталинский период воспитал, прежде всего, человека, который подвержен постоянной боязни за себя, своих близких.
В настоящее время периоду репрессий не уделяется должного внимания: об этом страшном периоде истории говорят мало, а если говорят, то с осторожностью, преуменьшая количество жертв и относясь к этому как к нормальному ходу истории. Наверное, можно по пальцам пересчитать тех, кто не загораживается, не лукавит, а смело говорит о репрессиях и деятельности И.В. Сталина как о страшнейшем периоде в истории нашей Родины. А ведь наше государство так и не вынесло урок из тех событий. Памятников репрессированным очень и очень мало, а замученных и расстрелянных были сотни в каждом городе, селении. Также не наказаны те, кто творил эти злодеяния.
Однако, самое страшное — это то, что сейчас существуют те заблуждающиеся люди, которые несмотря на то, что в их семьях были родственники, чьи судьбы были задавлены машиной сталинского террора, все равно живут в беспамятстве, не испытывая даже уважения к своим предкам. Все большее и большее количество людей говорят о И.В. Сталине как о гениальном, всемилостивом правителе, не замечая, или, скорее, делая вид, что не замечают тех жертв, на именах которых «вождь народов» ставил свое грозное и бесчеловечное «расстрелять».
А по сути, чем они восхищаются? Тем, что десятки лет назад были сломаны судьбы их родных. Поистине, страшное дело это, наводящее ужас и заставляющее задуматься: а не повторится ли все это снова? Люди как будто с затуманенным взором и стертой памятью кричат о том, что сталинские репрессии — естественное и нормальное явление в жизни страны, и иначе быть не могло. Могло бы, еще как могло. Но, видимо, пока им не суждено этого понять… И дай Бог, чтобы осознание это пришло к ним, и чтобы не было уже поздно.
Карпов Григорий Сергеевич служил в с. Брынь Думиничского района , а расстрелян действительно в Сухиничском района, т.к. тамбыл НКВД. Я знаком с дочерью этого достойного человека Можаровой Татьяной Григорьевной.
Карпов Михаил Сергеевич — это мой дед. Вечная память.
Спасибо тем, кто ищет и старается сохранить сведения о трагических и страшных событиях того времени.
Отец Карпов Михаил Сергеевич мой родной дед со стороны отца Карпова Николая Михайловича. Если желаете связаться то пишите на адрес Valent-vah@rambler.ru