Возрождение старообрядческой общины началось в Карелии на месте древнего Выгорецкого общежительства, которое в ХVII-ХVIII веках было центром российского старообрядческого движения. Этой теме посвящен репортаж из деревни Данилово Медвежьегорского района, где обосновались переселенцы. В их числе члены Невской старообрядческой поморской общины из Санкт-Петербурга. По словам одного из членов общины Михаила Юшко, у старообрядцев сохранились старые проекты, схемы и планы общежительства. Пользуясь этими документами, гравюрами и фотографиями, они пытаются воссоздать старинные постройки.
В 1729 году в Данилове и окрестностях жителей было больше, чем в губернском Петрозаводске, а сейчас их — единицы. Но они верят, что их деревня еще возродится…
Мошенники
— В Данилово едете, наверное, по поводу той тетки? — высказала предположение жительница деревни Лобское, когда мы остановились у ее дома, чтобы уточнить, правильно ли выбрали дорогу. Так из-за отсутствия дорожных указателей я узнала о событии, которое всколыхнуло всю округу. Накануне заезжие мошенники решили нагреть руки на доверчивости даниловских бабушек.
Дамочка заглянула в первый попавшийся дом и, представившись работником социальной службы, сказала, что по недосмотру хозяйке недоплатили 500 рублей к пенсии. Она их привезла, но вот беда, купюра у нее только пятитысячная…
Где-нибудь такая легенда и прошла бы, но Галина Михайловна Богданова насторожилась: «А почему мужу моему не привезли?» Потом назвала фамилию одной из дачниц и спросила, привезли ли ей деньги. — Да-да, — расплылась в улыбке лжесоцработница. — Так ведь у нее сегежская прописка, при чем тут медвежьегорская соцслужба? — огорошила Галина Михайловна вопросом.
И пока сообразительная женщина звонила участковому в Огорелыши, мошенницы след простыл: отправилась подальше на край деревни. Там ей удалось стянуть из кошелька одной жительницы пятитысячную, подменив ее цветной бумажной из банка приколов. А потом, решив не искушать судьбу, а может, испугавшись дотошности местных жителей, отправилась обратно. Но не ушла: поднятый по тревоге Галиной Михайловной участковый перехватил мошенницу в Лобском.
В который раз единственный в деревне стационарный телефон, установленный в доме Богдановых, выручил даниловцев. И вообще, Галина Михайловна в деревне — неофициальная местная власть: все и по всем вопросам обращаются к ней.
— Телефон на квартиру поставили давно, лет 30 назад, когда я работала начальником метеостанции, а соседка — техником-метеорологом, — рассказывает она. — Кстати, я и профессию метеоролога получала здесь же, на рабочем месте, читала учебники, посылала контрольные и параллельно сутками работала. Мы составляли прогнозы, объявляли штормовые предупреждения, обзванивали все лесопункты. И нам звонили из аэропорта Бесовец, из Мирного Архангельской области, ведь местоположение Данилово — особенное: на водоразделе Белого и Балтийского морей.
Географическое положение деревни осталось тем же, а вот метеостанции тут нет с конца 1990-х, да и вообще ничего не осталось… Одно развлечение — автолавка, которая еще приезжает.
Выгорецкая республика
А ведь Данилово — уникальная не только для Карелии, но и для всей России деревня. Здесь возникло и просуществовало почти два века знаменитое Выгорецкое общежительство — центр российского старообрядческого движения.
Первое упоминание о Данилове в исторических источниках относится к 1694 году. Но почти за двадцать лет до этого, после разгрома Соловецкого монастыря в 1676 году, соловецкие беглецы — черный дьякон Игнатий, игумен Досифей и дьячок Шунского погоста Данила Викулин — поселились среди болот, простирающихся вдоль реки Выг. Их учение быстро распространилось между жителями так называемого «Повенецкого рядка». И в 1694 году уже был Выгорецкий Даниловский монастырь, в котором руководителем признан Данила Викулин. Спустя год к нему присоединились два брата из рода князей Мышецких — Андрей и Семен Денисовы.
С их прибытием Выгорецкое общежительство стало возрастать и особенно усиливаться. Ум, красноречие, начитанность и образование дали Андрею Денисову первое место между выгорецкими старшинами и побудили разделить власть, удержав за Викулиным сан настоятеля, предоставить Денисову звание «судии и правителя» выгорецких старообрядцев. Но дело было не в звании: Денисов так хорошо знал окружающих, что не нуждался в каком-либо наименовании. Он понимал их потребности и нужды, умел пользоваться обстоятельствами и обладал волей, которая не останавливалась ни перед какими препятствиями. Оба Денисовы формулировали Поморское учение в своих сочинениях. Кроме того, они сумели выстроить нормальные отношения и с представителями другого направления старообрядчества — поповцами.
Тысячи и один
Выгореция развивалась стремительно. Приток населения в монастырь увеличивался с каждым годом. В 1706 году был основан женский Лексинский монастырь в 22 верстах от Данилова, появился Тихвиноборский скит на речке Геннадиевке: сюда набралось много беглецов из Тихвина, Ярославля, Каргополя, Толвуи и Ребол. Вокруг монастырей раскинулось множество пашенных дворов, 27 скитов, отдельным же кельям и поселенцам по дебрям и горам не было счета.
Есть сведения, что в 1729 году число старообрядцев Выговской обители составляло 12 488 человек. Любопытно, что население губернской столицы — Петрозаводска только через 200 лет, к 1914 году, превысило 12 тысяч. Так что судите, какой мощной, влиятельной была Выгореция.
В обители действовали предприятия по выплавке меди, производству кирпича и досок, выделке кож, выгонке смолы и дегтя. Община имела несколько хлебных пристаней на Онежском озере, мельницы, несколько озерных судов, вела торговлю. При монастырях существовали школы иконописания и грамоты, библиотеки, в которых, помимо церковных старообрядческих книг, было много томов по истории, философии, географии, словесности, медицине, архитектуре. Здесь же существовали мастерские по художественному литью, рукоделию. Выгорецкие художники создали свою школу иконописи — «поморское письмо», которое отличалось высоким мастерством и сложностью рисунка, богатством и разнообразием красок. Славились их изделия из латуни — «поморское литье». Лексинское женское общежительство стало известно своим художественным шитьем золотом и шелками по бархату, шелку и парче. В монастыре переписывали книги, создавали духовные произведения. Таким образом, старообрядческий Даниловский монастырь в XVIII — XIX веках превратился в духовный и экономический самостоятельный центр Севера России.
Однако в середине XIX века Николай I, во времена которого был провозглашен знаменитый лозунг «Православие, самодержавие, народность», явно не симпатизировавший старообрядцам, подверг общежительство разорению: сначала были запечатаны часовни обители, потом экспроприированы земли общины, людей стали выселять с обжитых мест. В 1855 году обитель прекратила свое существование. Вот вам и роль личности в истории… Одни десятилетиями и столетиями создавали, другие днями и месяцами все разрушили…
Семейное воспитание
Местных старообрядцев в Данилове вряд ли можно найти, — объяснял ситуацию директор Медвежьегорского районного музея Сергей Иванович Колтырин. — В царские времена обитель была разрушена, в советские тоже было гонение на староверов, так что они, непокоренные, если не ушли, то как-то растворились среди приезжих: лесозаготовителей, гулаговцев…
Но Данилово все-таки особенное место, и мне повезло.
— В маминой родне — шесть поколений староверов рода Лубаковых, — рассказывает Эльвира Николаевна Гвоздева. Она хоть и живет в Медвежьегорске, но в Данилово проводит по 5-6 месяцев в году. — Корни мои отсюда.
Мои дедушка и бабушка, Василий Дмитриевич и Ирина Гробовы, рано умерли. Но их старшая дочь, Анна Васильевна, которая к тому времени уже учительствовала, подняла младших братьев и сестер. Когда один из них, Александр, учился в Питере, она обязательно посылала студенту с оказией продуктовые посылки. Однажды деревенские вернулись и говорят ей, что брат, по-видимому, в какой-то банде: ходит в фуфайке с оторванным рукавом… А у того просто денег на новую одежду не было. Александр Васильевич учился на лесоинженера, потом был директором леспромхоза в Костромской области, награжден орденом Ленина.
И все дети Гробовых получили хорошее образование. Николай Васильевич стал доктором, работал главврачом в Олонецкой больнице, заслуженный врач РСФСР и Карелии. Мама Эльвиры Николаевны, Анастасия Васильевна, окончила медтехникум в Москве, работала в роддоме Медвежьегорска…
Дети большой семьи разъехались кто куда, только старший из братьев, Петр Васильевич, вернулся после войны в Данилово, стал заведовать амбулаторией. Квартиру ему дали в этом же здании. Каждое лето Эльвира и ее двоюродная сестра проводили в этом доме. Для своих племянниц дядя и тетя держали двух коров, чтобы детям молока было вволю. Работал Петр Васильевич до 75 лет, умер в 89, и хоронила его вся деревня…
А потом Эльвира Николаевна со своей троюродной сестрой купили по половине здания бывшей амбулатории «на дрова» и по старой памяти стали сюда ездить. Сейчас по 5 месяцев году проводит она под крышей дома своего детства. Он придает ей силы. В свои 80 лет с утра пораньше сбегала в лес за белыми и подосиновиками, ягод набрала, к обеду все вычистила, грибы пристроила сушиться на печке — будет чем внука порадовать …
Более 30 лет отработала она в детском доме, и удивляется: в войну было голодно, холодно, а ни один ребенок в Данилове не умер, ни одну сироту в детский дом не отправили…
Так уж случилось, что и она одна растила внука. Ему уже 28 лет, а в Данилово с бабушкой тоже наведывается — тянет сюда.
Светлое место
Данилово — 542-й по численности из 808 населенных пунктов Карелии и 72-й — из 140 в Медвежьегорском районе. По данным последней переписи, в нем постоянно проживают пять жителей: Галина Михайловна и Юрий Михайлович Богдановы, Анна Павловна и Александр Яковлевич Михайлины и Александр Федорович Милешин. Но летом население деревни возрастает в разы, почти у всех домов распаханы огороды, ребята гоняют по улицам на велосипедах…
— Это очень светлая деревня. Посмотрите, стоит она на высоком месте, куда взгляд ни кинешь — везде простор! — говорит Валентина Александровна Евстюхина. Она сюда по нескольку раз в год приезжает: родителям уже нужна помощь, вот и решили взрослые дети не оставлять их без внимания, по очереди кто-нибудь «дежурит» в Данилове. — Мы восстановили дом бабушки, в нем живем. А жизнь здесь хорошая, степенная. И нашим внукам здесь очень нравится, они тут отдыхают и к крестьянским трудам приучаются, — говорит Валентина Александровна.
Александр Милешин тоже вернулся в родной дом, чтобы ухаживать за матерью. Но когда она умерла, не уехал. Огород, лес, рыбалка — занятий много.
— Живем мы дружно, помогаем по-соседски, — рассказывает он. — И ничего, что зимой по деревне только на лыжах…
Чтобы не скучно было, друзья ему через Интернет приобрели симпатичную собачку какой-то японской породы. Сегодня Бублик, так его назвал хозяин, единственный местный пес в деревне. Чудеса: магазина, фельдшерско-акушерского пункта, Дома культуры, почты, мобильной связи… здесь нет, но есть пес, который был приобретен с помощью Интернета. Такая российская глобализация.
— А что? Живем потихонечку, не обижаемся, хоть и далеко в глухих местах наша деревня, — говорит Галина Михайловна Богданова. — А посмотришь по газетам, как люди живут… Матушки! В деревню Боярщина, что напротив Кижей, только этим летом свет провели… А у нас — благодать!
Новые староверы
Поистине, с такими оптимистами можно горы свернуть! Галина Михайловна уверена, что, пережив два расцвета (в начале XVIII и середине XX века, деревня и в XXI поднимется.
Напротив ее дома стучат топорами плотники, строят дом.
— Это будет домик для приезжих, чтобы можно было в нем остановиться, — объясняет Михаил Евгеньевич Юшко, член Невской поморской старообрядческой общины. — Корни у нашей общины выговские, вот, благословясь, и решили восстановить Даниловскую обитель. Идея такая появилась давно, не было человека, который взялся бы за строительство. Вы ведь сами понимаете, если издалека наблюдать — дело затянется.
Впервые я попал сюда несколько лет назад, когда прибалты и несколько человек из нашей общины отправились в Данилово на 310-летие Выгореции. Мне эта поездка запала в душу: вокруг холмы, холмы и леса, а по старым картам и гравюрам на этом месте был настоящий город.
А потом получилось так, что после длительной болезни я прервал свою светскую работу и переключился на строительство в Данилове. Мне это было сделать нетрудно, тем более что я по специальности строитель-эксплуатационник железных дорог, понимаю, что делать. Начало было положено в Березовском ските. Мы очистили всю территорию вокруг него, поставили несколько столбцов. Потом в Данилове возвели кладбищенскую часовню Невской общины и Российского совета православной поморской церкви, освятили ее во имя Ильи Пророка. Поставили крест под сенью. Раньше таких здесь было несколько. Один стоял на этом же месте, второй — при входе на девичью половину, а третий — у гостиницы для паломников-нестароверов и для не придерживающихся строгих правил. Еще один крест в XVIII- XIX веках был у родника. Там же находились главные ворота, пристань, ведь приезжали сюда в основном по реке. Люди из мира, прежде чем войти в монастырь, молились.
К счастью, сохранились старые проекты, схемы и планы общежительства. Кроме того, когда этот монастырь закрывали, был сделан обмер всех зданий. Пользуясь этими документами, гравюрами и фотографиями, мы пытаемся что-то воссоздать в старинном стиле.
Некоторые монастырские постройки сохранялись долго, амбар, говорят, стоял до 1999 года, но местные жители в лихие годы его разобрали, в конце прошлого века охотники спалили церковь… Работы, по словам Михаила Евгеньевича, идут не так быстро, как хотелось бы: с рабочей силой туговато, квалифицированных мастеров не хватает. И тем не менее обозначен воротами погост, сделана часть изгороди.
— Могилы еще просматриваются, я насчитал более 300 и сбился со счета, рассказывает он. — Мы поставили несколько крестов-голубцов, какие раньше здесь были. Но само кладбище частично разрушено. Есть свидетельства, что когда разоряли монастырь, выкопали останки отцов-основателей и выкинули их в реку. Найти их вряд ли удастся, а вот поставить часовню в Лексе, где был женский монастырь, надеемся…
Для новой жизни
Сейчас местные жители со староверами Невской общины нашли общий язык, а поначалу не все было гладко. Чиновники, составлявшие план территории, которую выкупила община, включили в нее родник, которым пользуется вся деревня, и дорогу к нему и к реке. Деревенские возмутились, собрали сход, добились, чтобы вопрос был вынесен на сессию Медвежьегорского совета, и оптимальное решение было найдено. А когда недавно большой участок леса, который много лет никого не интересовал, неожиданно для жителей сдали в долгосрочную аренду одной из лесозаготовительных фирм, взволнованные даниловцы вместе с соседями направили обращение в республиканское Министерство по природопользованию и экологии с просьбой не рубить лес в окрестностях этих населенных пунктов. Они ссылаются не только на то, что этот сосновый бор кормит деревенских жителей, но и на то, что в нем находится старообрядческий скит, куда люди приезжают молиться. Кстати, когда один из поклонных крестов накренился, Юрий Михайлович Богданов и его добровольные помощники сами его поправили. У деревенского человека, всю жизнь отработавшего в лесном хозяйстве, все в руках спорится.
В книге Михаила Пришвина «В краю непуганых птиц», которая посвящена Карелии, есть рассказ о старообрядце, который осел в таежной глухомани на берегу реки Выг и стал ждать конца света. Но увидел, как по речке березовый веник плывет: знать, кто-то выше по течению поселился. И пошел навстречу добрым людям… Так, дескать, образовалась потом в верховьях речек Выг и Лекса знаменитая Выгорецкая республика.
Получилось, что ушли ее первые насельники в карельские чащобы, чтобы поодиночке умирать, а вот собрались вместе для новой жизни.
Так здесь все и живут с тех пор под ветрами перемен, помогают друг другу, поддерживают, умеют радоваться тому, что есть, договариваются и себя всяким мошенникам в обиду не дают. Кстати, есть такой исторический факт: после Петровских реформ сюда явился один монах-мошенник с подделанными документами и потребовал от «еретиков» двойной подушный оклад. Старообрядцы под своим конвоем доставили неудачливого авантюриста в Петрозаводск, где тот и был арестован. Вот такие они, жители даниловские.
Безпоповцы, конечно, молодцы, но Выговское общежительство основывалась со священнством и никогда не именовалась "Старообрядческой Поморской Церкви", как в надписи на поклонном кресте. Как-то "приватизировали" староверческую обитель поморцы-безпоповцы…
Ага. с таким священством, которое ни одной литургии на Выгу не отслужило.
Стало быть антиминса не было.
у тебя мил человек с головушкой худо?Прочти *Поморские ответы* для начала и прочую литературу и поймешь,что соловецкие священноиноки не служили литургий не из-за отсутствия антиминсов,а из=за отсутствия епископа..Ролевик поповский))(без повеления епископа,да не служит поп литургии