Об участии старообрядцев в Великой Отечественной Войне говорят и пишут не очень часто. Однако несомненно, что древлеправославные христиане наравне со всеми остальными жителями страны проливали кровь, сражаясь на фронтах войны, и, не разгибая спин, работали на предприятиях тыла.
К сожалению, назвать среди известных военачальников и героев войны именно старообрядцев или хотя бы выходцев из старообрядческой среды не так просто. Хотя таковые люди были. Гонения на религию, безбожная пропаганда и репрессии приводили к тому, что большинство граждан СССР, и в первую очередь высокопоставленные служащие, включая военных, тщательно скрывали свои религиозные убеждения и своё конфессиональное происхождение. Да и сама Советская власть не допустила бы публикации подобных откровений.
Лишь спустя годы, подчас случайно открывается, что известный такой-то герой войны родился в семье священника или наставника моленной. Иногда становилось известно, что предки героя Советского Союза были активными приверженцами какого-то известного старообрядческого упования.
Так сравнительно недавно стало известно, что легендарный советской разведчик и диверсант Николай Иванович Кузнецов родился в семье «отставного солдата петербургского гренадерского полка», уральского крестьянина старообрядца Ивана Павловича Кузнецова.
Несколько больше известно об участии в войне христиан-старообрядцев, принявших впоследствии священный сан, а так же о судьбах старообрядческих священников и иерархов.
Так, например, ставшие впоследствии священнослужителями епископ Иринарх Киево-Винницкий (Вологжанин), протоиереи Маркел Кузнецов (Калуга), Лазарь Турченков (Иваново, Ржев) и другие были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Едва закончив школу, по 16 часов в сутки работал сварщиком на Ярославском паровозоремонтном заводе, где выпускали и ремонтировали бронепоезда, будущий архиепископ Ярославский и Костромской Иоанн (Витушкин). Тяжелая работа сварщиком повредила зрение будущему владыке. В 24 года он стал инвалидом второй группы.
Епископ Александр (Чунин), Волжско-Донской и Кавказский, еще до своей хиротонии был призван в 1941 году на фронт, где был впоследствии награжден медалью «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией».
В 1942 году, в один из самых тяжелых периодов войны, архиепископ Московский и всея Руси Иринарх (Парфенов) обратился к жителям оккупированных территорий с посланием. В нем говорилось: «Возлюбленные чада старообрядческой Христовой Церкви, находящиеся в немецком пленении и оккупации… Из центра старообрядчества — из достославной Москвы, с Рогожской заставы, я, ваш архипастырь и богомолец, обращаюсь к вам со словами утешения и надежды и призывом оказывать всяческое противодействие врагу.
Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь. Вспомните, как наши достославные предки, движимые любовию к Родине, все как один вилами и рогатинами истребляли и гнали со своей земли двунадесять языков гордого завоевателя. И сколько же их ушло из России? Жалкая кучка! Освобождение нашей матери-родины от исконного врага и губителя русского народа — немца — всенародное святое дело.
Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага с священной земли нашей и тем самым приближать радостный час соединения с вами. Мы же здесь возносим Господу Богу непрестанные молитвы, чтобы он сохранил вас от зла и губительства и дал вам силы предков наших в борьбе за освобождение нашей отчизны от захватчиков».
Немалое количество старообрядцев-фронтовиков впоследствии стало священниками. Таковым, например, был житель села Егоровка Фалештского района Молдавии, второй священник местного храма, о. Лазарь Семенов.
В последние годы священноначалие Русской Православной Старообрядческой Церкви призывает к церковному поминовению христиан, погибших на полях сражений, а также умерших от голода и ран. Так Совет Митрополии РПСЦ состоявшийся в апреле 2010 года призвал настоятелей общин совершать 8 мая в храмах и на братских захоронениях поминовение погибших в Великой Отечественной войне.
Участвуют в траурных мероприятиях и старообрядцы-безпоповцы. Так по приглашению администрации Санкт-Петербурга в возложении цветов на мемориальном Пискаревском кладбище приняла участие делегация от Невской старообрядческой поморской общины. В составе делегации были также и представители общин Великого Новгорода (А.А. Безгодов) и Риги (А.Н. Лавренов).
Сегодня наш информационный портал публикует статью, посвященную драматической судьбе старообрядцев в оккупированном немцами Ржеве и их чудесному избавлению от неминуемой гибели.
Комментариев пока нет