Основной позицией старообрядцев в отношении светского государства (ситуативно угнетавшего их) и огосударствленной новообрядческой церкви был категорический протест. Но этот протест редко выражался в активных формах — чаще всего он принимал вид эмиграции, чему основанием была традиционная христианская позиция непротивления властям, даже богоборческим. На чужбине староверы никоим образом не ассимилировались с местными жителями, не теряли своей идентичности. Напротив, инокультурное окружение способствовало реконструкции образа Святой Руси, бережно хранимого старообрядцами. Потому и сложилась внешне парадоксальная ситуация: зарубежное старообрядческие сообщество не только сохранили «органику русского духа», но сумело наладить выживание на экономическом и идеологическом уровнях.
Вначале мы расскажем о зарубежных староверах, территории расселения которых (Речь Посполитая, Австрия, Швеция) впоследствии вошли в состав Российской империи, а их обитатели были вынуждены переселиться в Россию и существенно повлиять на духовность и образ жизни как собственно российский старообрядцев, так и на всю общероссийскую духовную — как церковно-новообрядческую, так и светско-аристократическую.
Философия традиционного хозяйствования
В условиях эмиграции у староверов (в основном, беспоповцев) возникла особая философия хозяйства, её компоненты:
- Традиционная организация хозяйства на родовой и семейной основах, на натуральном обмене и минимизации финансов; отрицание или сведение к минимуму процентного кредита и ростовщичества [9].
- Общинность, исходящая как из православного учения о соборности, так и из вынужденного совместного труда для создания условия «благоприятствования» молитве и независимости от внешних условий. Сохранение общины было важнейшей задачей любой деятельности староверов [10: 143-145].
- Беспоповское учение о «замирщении», о пришествии антихриста в духовной или «расчленённой» форме [5: 28].
Серьёзные исследования старообрядческой философии хозяйства сделаны В.В. Керовым и Д.Е. Расковым, указавшими на священную миссию труда староверов — на труд было возложено не только материальное обеспечение общины христиан, но сохранение последних «останков Веры Христовой» [4: 1]. Такое представление и его реализация породили феномен русского старовера-предпринимателя, исследуемый многими современными исследователями. Предприниматель-старовер представлял собой особый «аскетический идеал» — он работал не ради личного обогащения. Его целью было налаживание нового мира, новой жизни, ведущей к Царствию Небесному. Так на чужбине и сложились «островки Святой Руси», до сих пор интересные не только для староверов, но и для этнографов и прочих исследователей традиционной русской культуры.
Дон
Одним из первых «оплотов Старой Веры» был монастырь, основанный в 1669 году священноиноком Иовом Льговским (1592-1681) около Рыльска (пограничные районы Курской области). Из-за давления новообрядцев Иов Льговский в 1672 году ушёл на вольный Дон, где основал Покровский монастырь. История этого монастыря была недолгой, но, вероятно, он сыграл определённую роль в консолидации донских казаков-староверов. В 1682 году на Дону начались первые волнения, направленные против «никоновых бесчинств». В 1685 году в этой местности появился новый проповедник — игумен Досифей, которому принадлежит идея обособленного старообрядческого поселения с собственными законами и даже армией. Главный завет, принятый впоследствии Войском Донским: «Сверх старых книг ничего не прибавлять и не убавлять, и новых книг не держать». Позднее казаки-староверы были вытеснены из Войска Донского и поселились на реке Медведица. Этот оплот староверия был разбит в 1699 году.
Выг
Выгорецкое пустынножительство («Всепречестная и богоспасаемая киновия отец и братии Всемилостивого Спаса Господа и Бога нашего Исуса Христа Богоявления») возникло на р. Выг в Олонецкой губернии (Карелия, в тот момент — территория Швеции) в начале 1690-х гг. из собрания староверов, позднее оформившихся идейно как беспоповцы. Считается, что первым организатором стихийного общежительства был инок Даниил Викулин (1653-1733). Основой идеологии для Выга были решения старообрядческих соборов 1692 и 1694 гг., провозглашавших пришествие «духовного антихриста»; невозможность осуществления большинства Таинств (включая Священство и Брак) и допустимость в отсутствие священства совершать некоторые богослужения мирянским чином [1: 148]. Первым собственным документом Выгорецкой пустыни был «Поморский устав», построенный на основе устава Соловецкого монастыря.
Расцвет Выга приходится на время, связанное с деятельностью выдающихся старообрядческих писателей — братьев Денисовых: Андрея (1674-1730) и Симеона (1682-1741). Выг был коммуной, в которой проживали как монахи, так и миряне (обоего пола, но живущие раздельно). Андрей Денисов был вторым настоятелем Выга, при нём была заведена чёткая дисциплина, общинное веде́ние хозяйства и владение имуществом, соборное принятие всех решений [12]. При Андрее Денисове Выг во время Великой Северной войны поддержал Петра I партизанской борьбой против шведской армии. Вследствие этого Пётр I по присоединении Карелии не угнетал поморцев и даже предоставил им концессию на разработку железных руд и поставки хлеба в развивающийся Санкт-Петербург.
Помимо этого, на Выге не существовало крепостного права [2: 63, 89, 95]. Для старообрядцев всей России Выг стал твердыней «древлего благочестия» и символом свободы, последней Святой землёй в «предконечные времена».
В 1706 году неподалёку от Выговского общежительства была построена Лексинская женская обитель во имя Честного и Животворящего Креста Господня. С того времени вошло в обиход именование «Выго-Лексинская обитель», и управление совершалось совместно киновиархом мужского монастыря и «начальной маткой» Лексинской обители. Помимо Выговского и Лексинского монастырей, в окру́ге существовало множество скитов и поселений, подчинявшихся Выгу. Во второй половине XVIII века на Выге проживало до трёх тысяч старообрядцев. История становления Выга была подробно описана третьим киновиархом Иваном Филиповым (1661-1744) [13].
Обосновавшись на Русском Севере, выговцы стали одними из родоначальников русского капитализма. Они вели широкую торговлю хлебом, интегрируя общестарообрядческое предпринимательство. Они монополизировали добычу морского зверя, были основными рыболовами и добытчиками пушнины, занимались лесоразработками и металлургией, широко вели экспортную торговлю при невмешательстве или покровительстве властей (до Николая I) [15].
Помимо того, на Выге были заведены известные на всю Россию иконописные, меднолитные и швейные мастерские, типографии. Иконы и художественное литьё, атрибуты культа, книги, картины, лубки, ткани и вышивки Выга являются примером высокой художественной культуры своего времени. Эта сторона деятельности выговцев существенно повлияла на сохранение и воспроизводство традиционно-русской и собственно старообрядческой культуры.
Поморская идеология стала активно разрабатываться после первого официального диспута с иеромонахом Неофитом, прибывшим на Выг по решению Синода в 1722 году. Результатом диспута стали составленные Денисовыми «Поморские ответы». В них впервые в России был применён палеографический метод исследования [14: 34], с помощью которого были разоблачены антистарообрядческие фальшивки — «Феогностов требник» и «Деяние на Мартина Армянина», а также многочисленные еретические «подметы», приписываемые духовному лидеру всего староверия — Аввакуму [7: 46] [3: 159].
При Николае I, считавшем староверов важнейшими агентами разрушительных для России сил, Выговская пустынь была разгромлена войсками, все здания были уничтожены, а территории переданы государственным крестьянам. Сегодня на месте Выговского общежительства нет ничего.
Стародубье
Ещё во время Раскола старообрядческие традиционалисты, прочувствовав наступление «новых времён», стали массово переселяться на территорию Украины, только что присоединившейся к России [11: 59]. Вокруг г. Стародуба (Черниговская губ.) с 1669 года возникло несколько поселений старообрядцев, приверженцев поповской идеологии. Из-за репрессий царевны Софьи большинство стародубцев эмигрировало за литовскую границу и основало на р. Ветка одноимённое поселение. Оставшаяся малая часть, проявившая себя партизанской борьбой в Северной войне, получила милость Петра в виде права на вечное владение своими землями. В настоящее время территория Стародубья является автохтонным старообрядческим анклавом на территории Украины и России, сохранившим черты дораскольного жизненного уклада. Большая часть стародубцев не приняла «белокриницкой иерархии», но приняла священство архиепископа Николы (Позднева) в 1920-е годы. Стародубский город Новозыбков стал в 1963-2000 гг. центром «новозыбковской иерархии» — Российской Древлеправославной Церкви.
Ветка
Поселение староверов-поповцев на острове Ветка на реке Сож неподалёку от Гомеля (Речь Посполитая) было, возможно, самой большой локализацией старообрядцев на тот момент. Бегство на окраинные и заокраинные территории усилилось после первого разгрома староверов Стародубья царевной Софье Алексеевной в 1685 году. Первым руководителем Ветки был Стефан Белёвский († 1692). К началу XVIII века на Ветке проживало до 40 000 жителей, она была мощным экономическим, административным, интеллектуальным и духовным центром староверия [8]. Несмотря на это, история Ветки достаточно плохо изучена и представлена только сочинениями самих староверов. В отличие от выговцев, ветковцы экономически «работали на заграницу» и в России их влияние не было столь большим (как и влияние поповцев в общем). На Ветке проходили основные богословские прения по поводу восстановления трёхчинной иерархии. В 1734 году на Ветке был принят беглый епископ Епифаний, который не оставил после себя архиерейского потомства [6: 95]. Однако это стало поводом к первой «выгонке» староверов в Ветки, осуществлённой при Анне Иоанновне, когда было захвачено и переправлено в Россию около 14 000 староверов.
После раздела Речи Посполитой, Ветка стала территорией Российской империи и подверглась давлению со стороны Екатерины II, выславшей в центральные регионы России 20 000 жителей. Это была вторая «выгонка» ветковцев. В целом, политика Екатерины не носила репрессивного в отношении староверов характера — Екатерина была заинтересована в старообрядческом труде, капиталах и стремилась интегрировать староверов в общероссийскую экономику, расселив их на стратегически важных и мало освоенных землях (в основном, в Поволжье).
Впоследствии Ветка была вновь заселена. Там проходили первые споры, ставшие впоследствии поводами для создания новых согласий, — споры о допустимости почитания четвероконечного Креста, о благодатности послениконовского священства. Важнейшим значением Ветки в истории старообрядческого мировоззрения была консолидация основных постулатов поповства:
- Нынешние времена близки к господству антихриста, однако антихрист ещё не явлен, поэтому в мире осталась благодать и, следовательно, совершение всех Таинств, в принципе, возможно.
- Допустимо восстановление трёхчинной иерархии через хиротонию кандидата во епископы у новообрядцев или посредством перехода новообрядческого епископа к староверам.
- Верность традиционному православному учению, недопустимость беспоповских нововведений, оправдывавшихся наступлением периода власти антихриста.
Керженец
Поселение староверов на р. Керженец (Нижегородская обл.) знаменательно несколькими особенностями. Во-первых, это было поповское поселение «в тылу врага» — на территории России, старавшееся сохранять относительную независимость от окружающей реальности. Во-вторых, кержаками впоследствии стали именоваться — по вышеуказанной причине — в просторечии все староверы. В-третьих, Керженец впоследствии стал консолидацией существенного старообрядческого согласия, на сегодняшний день, почти исчезнувшего, но до ХХ века бывшего наиболее многочисленным, — часовенных.
Кроме перечисленных, в это время сформировались староверческие поселения в Сибири, Восточном Казахстане, на Алтае, но они не столь активно участвовали в общестарообрядческой духовной и экономической жизни. Кроме того, староверы Забайкалья, Казахстана и Сибири до сих пор исследованы недостаточно.
Основное значение старообрядческих поселений Ветки, Керженца, Выга — в доказательстве всему древлеправославному сообществу возможности построения вполне «конкурентоспособных» (в экономическом и идеологическом планах) сообществ, в которых образ Святой Руси не только воссоздавался, но и динамично развивался.
Важным является также прояснение истории старообрядческих поселений за рубежом (Турция, Австрия и пр.), поскольку они стали для староверов «воротами в большой мир», способствующими их стремительному обогащению, всемирной консолидации и превращению в одного из лидеров нарождающегося российского капитализма. Но это тема следующей публикации.
Литература
- Барановский В.С., Поташенко Г.В. Староверие Балтии и Польши: краткий исторический и биографический словарь. – Вильнюс: Aidаi, 2005.
- Беляев И.Д. Крестьяне на Руси. Исследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе. – М., 1860.
- Бороздин А.К. Очерки русского религиозного разномыслия. – СПб., 1905.
- Керов В.В. Община и хозяин: Роль общины в хозяйственной системе старообрядчества // Старообрядецъ / Ред. Рудаков С.В. – 2001 – № 23. – С. 1, 3.
- Кожурин К.Я. Краткий катихизис. – СПб.: Невоград, 2006.
- Мельников П.И. Исторические очерки поповщины. – М.: Изд-во Каткова и К°, 1864.
- Поморские ответы. – М.: Изд-во Преображенской богадельни, 1911.
- Поташенко Г.В. Старообрядцы и общество Великого княжества Литовского в XVIII веке: религиозная терпимость и её причины // Русские староверы за рубежом. Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика. Новая серия. IV / Ред. Кюльмоя И.П. – Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 2000. – С. 139-153.
- Расков Д.Е. Дискуссии о проценте у староверов // Христианское чтение. – 2010. – № 4 (35). – С. 85-108.
- Расков Д.Е. Экономические институты старообрядчества. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012.
- Таранец С.В. Старообрядчество Украины: вопросы истории и его современного состояния // Старообрядчество: история и культура. Сборник статей. Вып. 2 / Ред.: Дементьева Л.С., Инговатов В.Ю. – Барнаул: Изд-во Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы РПСЦ, 2003. – С. 58-65.
- Усов П.С. Помор-философ // Исторический вестник. – 1886. – Т. 24. – № 4. – С. 145-160.
- Филипов И. История Выговской старообрядческой пустыни. – СПб.: Общественная Польза, 1862.
- Черепнин Л.В. Русская палеография. – М.: Политиздат, 1956.
- Юхименко Е.М. Керженец и Выг // Старообрядецъ / Ред. Рудаков С.В. – 2002. – № 26. – С. 20-21.
Автор: Кирил Михайлов
Хорошая, дельная статья, только почему-то автор никак Гуслицы и Иргиз не помянул
Насчет «дельности» большие сомнения. Автор вкратце пересказал общеизвестную информацию, при этом умудрился внести свои «изюминки». Нацеливает, что вначале раскажет о зарубежных староверах, а вещает о Доне, Выге, Стародубье, Керженце (!).О поселениях на Керженце допускает вольности — кержаками стали называть не всех староверов , а в основном на Урале и в Сибири, а уж консолидации часовенных на Нижегородчине, да еще и до конца 20 века (!!!), не было и в помине. Совершенно непонятна фраза » в это время » (в какое?) применительно к Сибири, Алтаю (а разве не Сибирь ?). Складывается впечатление, что автор только начинает приобщаться к теме.