17 (4 ст.ст.) октября 2024 года в богоспасаемом граде Тбилиси в резиденции Предстоятеля Грузинской Древлеправославной Церкви состоялось Совещание иерархов Русской и Грузинской Древлеправославных Церквей под председательством высокопреосвященнейшего Архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Хоравы).
В Совещании принял участие Предстоятель Русской Древлеправославной Церкви Святейший Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин), священнослужители Грузинской и Русской Древлеправославных Церквей: священнопротоиерей Григорий Махарадзе, священноиерей Соломон Центерадзе, священноиерей Василий Елисютиков, священноиерей Григорий Платонов и секретарь Совещания священноиерей Михаил Степанов.
1. С приветственным словом к Совещанию обратился Патриарх Александр. Прежде всего, Святейший Владыка возблагодарил Господа за совершившееся пятнадцать лет назад, 17 мая 2009 года радостное событие, когда по милости Божией разделение между нашими Церквями было полностью преодолено и уврачевано, что было ознаменовано подписанием совместного документа — Грамоты о церковном соединении. Предстоятель Русской Древлеправославной Церкви также сердечно поздравил Высокопреосвященнейшего Владыку Павла с пятнадцатилетием возведения в сан Архиепископа, состоявшемся 14 (1 ст.ст.) октября 2009 года.
2. В рамках второго вопроса повестки дня участники Совещания заслушали Высокопреосвященнейшего Павла Архиепископа Тбилисского и всея Грузии, который в своем выступлении затронул важную и сложную тему происхождения и значения разного рода местных церковных и бытовых предписаний и норм поведения, не имеющих вероучительного или морально-нравственного наполнения, но, тем не менее, воспринимаемых некоторыми священнослужителями и прихожанами как общеобязательные.
Прежде всего, отметил Предстоятель Грузинской Церкви, любые местные обычаи следует соотносить и сверять с кафолическим Преданием Церкви, выраженном в Священном Писании, вероопределениях и канонических правилах Вселенских и Поместных Соборов, Святых Апостолов и Святых Отцов, святоотеческим наследием.
В жизни Церкви Христовой издревле допускалось многообразие во второстепенных вопросах, подобно тому как иноческие обители разных стран имели различие в своих уставах, что не должно являться поводом для соблазна и взаимного укора или осуждения.
Церковная жизнь должна идти средним царским путем, не допуская ни пагубного попустительства, ни излишней строгости и фанатизма.
В наши дни следует учитывать принцип, высказанный Патриархом Константинопольским святителем Геннадием Схоларием в Послании 1455 года к Синайским инокам: «Мы вполне удостоверяем вас о Господе, что всякий, кто в эти времена настаивает на утверждении акривии в обычаях и порядках нашей церкви, которая была при свободе христиан, тот есть враг христианства и стремится к невозможному, а всякий, кто уступает в малом, чтобы сохранить целое, имеет апостольское намерение, и так судит его Бог».
3. Далее Архиепископ Павел коснулся темы фото и видеосъемки во время богослужений.
Раньше подобное явление встречало негативное к себе отношение из-за громоздкого оборудования и необходимости привлечения профессиональных операторов, чаще всего, людей внешних.
В наши дни, при наличии компактных и простых в обращении средств записи, такой проблемы уже не возникает, а стремительное развитие информационных технологий требует присутствия и свидетельства о Христе и Его Церкви в том числе, через создание контента и размещение его на видеохостингах и в социальных сетях, что имеет большую пользу как в деле миссии, так и в деле ознакомления наших христиан, в том числе, проживающих в удалении от древлеправославных приходов, с богослужебной жизнью и литургическим наследием Церкви.
Тем не менее, фото и видеосъемку в храме, а тем более во время богослужений и совершения таинств, следует осуществлять, не отвлекая молящихся и не нарушая при этом церковного благочиния, доверяя ее только благословленным на то людям с разрешения правящего архиерея или настоятеля храма.
4. В своей короткой речи секретарь Совещания священноиерей Михаил Степанов коснулся вопроса пользы и необходимости духовного просвещения как в деле распространения и укрепления Древлеправославия в современном обществе, так и для духовной жизни и спасения души каждого христианина.
Всякий священнослужитель и мирянин примером своей жизни, свидетельством слова и молитвой, призван быть сеятелем Слова Божия, способным «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3:15), для чего, кроме участия в богослужебно-сакраментальной жизни Церкви, необходимо углублять свои знания в области Священного Писания, православного вероучения, истории Древлеправославной Церкви и Ее позиции по отношению к иным исповеданиям.
5. В заключение Высокопреосвященнейший Архиепископ Павел выразил свою огромную радость от взаимного сослужения Предстоятелей Русской и Грузинской Древлеправославных Церквей состоявшегося на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Григолети и поблагодарил Его Святейшество Древлеправославного Патриарха Московского и всея Руси Александра и сопровождающих его священнослужителей за участие в работе Совещания, открывающей возможность для совместного обсуждения различных церковно-канонических вопросов. Также Предстоятель Грузинской Древлеправославной Церкви выразил надежду на дальнейшее укрепления братского общения и всестороннего сотрудничества.
В частности, была достигнута договоренность о передаче в Комиссию по канонизации Русской Древлеправославной Церкви списка древних грузинских святых для соборного рассмотрения и утверждения их общецерковного почитания.
Град Тбилиси
Лета 7533-го октября месяца 4-го дня
Священномученика Иерофея епископа Афинского
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСАНДР
Архиепископ Тбилисский и всея Грузии ПАВЕЛ
Епископ Потийский ВАСИЛИЙ
Секретарь Совещания священноиерей МИХАИЛ СТЕПАНОВ
Источник: группа в ВК «Молодежное объединение РДЦ»
Комментариев пока нет