В Музее имени Андрея Рублева впервые представили уникальные церковные святыни. Выставка «Сокровища Русского Севера» демонстрирует памятники, обладающие значимой историко-культурной ценностью, высоким художественным и мастерским уровнем исполнения. Ранее они были доступны только избранным специалистам.

На выставке впервые показаны редчайшие произведения декоративно-прикладного искусства XIII–XVIII веков из Архангельского краеведческого музея, созданные мастерами серебряного дела, резчиками по дереву и камню, а также уникальные иконы. Углубленные исследования этих древностей позволили связать их происхождение с крупнейшими монастырями, храмами и историческими личностями, а также с ведущими русскими художественными центрами: Москвой, Псковом, Ярославлем, Русским Севером (включая Архангельск, Сольвычегодск, Великий Устюг).
Сегодня мы беседуем с куратором выставки, главным научным сотрудником музея им. Андрея Рублева (научно-исследовательский отдел) Валерием Викторовичем Игошевым.

Идея родилась следующим образом. Меня пригласили читать лекции по хранению, по реставрации в Архангельский краеведческий музей. Они очень просили рассказать о серебряных музейных предметах, как нужно их хранить. Так произошло знакомство с музеем и его богатыми запасниками и хранилищами. Стало понятно, что это потрясающие, удивительные вещи, имеющие высочайший художественный и исторический уровень, которые должен быть представлен обществу.
Но поскольку я еще и реставратор, то мне просто пришлось принимать участие в какой-то простейшей реставрации для того, чтобы эти памятники приехали в Москву.

Такова — дать на выставку самые лучшие, самые значимые, самые интересные памятники, которые не были изучены раньше. И практически все, что выставляется, это, большей частью, малоизученные предметы. Часть предметов вообще никто не видел, они из фондов. Поэтому, конечно, то, что мы сейчас видим на выставке, это уникальные предметы.
Помимо меня, в организации выставки, конечно, принимали участие и сотрудники Архангельского музея. Среди них — Татьяна Николаевна Кольцова, которая изучала архивные документы. Благодаря этим архивным документам, удалось установить происхождение и бытование очень многих мятников.
Многие предметы поступали в музеи в 1920-е годы. И это то время, когда происходило изъятие церковных ценностей советской властью у Церкви. Таким образом самые лучшие памятники и сохранились.
Собственно, все самые древние памятники. Это Ставротека XIII века. Уникальная Ставротека новгородской работы. Она была отреставрирована в центре Грабаря. Я должен сказать, что это уникальный памятник. Там есть доделки конца XVI века, оклад басменный. Но в целом Ставротека сохранилась, хотя и с небольшими утратами.

Также иконы, так называемые панагии. Это каменные резные иконки, литые, наперстные иконки XIV века. Это тоже уникальные произведения, которые можно посмотреть на выставке.
Очень много икон в окладах, уникальные иконы, богослужебные кресты, это ковчеги-мощевики, это рипиды, дарохранительницы и другие предметы, которые имеются в экспозиции.
В ходе работы удалось выявить различные центры древнерусского ремесла. Есть предметы, выполненные в Новгороде. Но большинство предметов выполнены мастерами Русского Севера, включая сольвычегодских, строгановских и великоустюжских. И есть предметы работы московских мастеров, ярославских, ростовских.
Но есть и другие предметы, которые еще предстоит исследовать. Вообще коллекция Архангельского музея огромная, и в экспозиции только малая часть. Но я хочу отметить, что это лучшая часть, потому что выбирали только самые замечательные предметы.

Дело в том, что это интересно и важно, ведь был период в XVIII-XIX веках, когда светское искусство становилось модным, многие старые иконы переписывались или изымались из храмов и переносились глубинку или в запасники.

Например, такая судьба постигла деревянные раки с резными скульптурными изображениями. Потому что еще во времена Петра I были указы, что все рельефные изображения нужно убирать. А по сути, рельефные изображения — это те же иконы, но они выполнены в виде скульптурных изображений или высокорельефных. Ну и потом, если Вы помните, петровская столица, Санкт-Петербург, задавала тон всему российскому искусству, так как он был столицей в том числе и церковной моды.
И всё, что было модно, это, конечно, коснулось и Церкви, и предметов церковной утвари. То есть, стали распространяться предметы архитектуры и церковной утвари, выполненные в стиле «рококо». Оно как раз не вписывалось в древние храмы Русского Севера.
Тем более, это на отдалении, и древние традиции сохранялись на Севере и других окраинах лучше, чем в центральных областях России. Более того, некоторые ценные предметы и церковные ремесла переходили на Русский Север. Ну и еще хотелось бы сказать о том, что в Смутное время, в неспокойное время, когда мастерам нужно было как-то искать место, где они могли бы работать, все мастера из центральной России плавно перемещались на Русский Север.

Да, все так. Все, что касается старообрядческих традиций, они сохранялись в глубине России, на окраинах. И потом это все снова начало возвращаться в центральную Россию, влиять на русскую культуру после упадка «рококо» и прочих увлечения западной модой.

Подготовил Г. Чистяков
Комментариев пока нет