14–17 апреля (27–30 апреля по новому стилю) 2017 года в г. Москве, в стенах патриаршего кафедрального собора, состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора приняли участие священнослужители и миряне Русской Древлеправославной Церкви, представившие на Соборе многие древлеправославные общины, как России, так и ближнего и дальнего зарубежья.
Повестка дня Освященного Собора
1. Об итогах декабрьского Собора 2016 года;
2. О современных формах церковной благотворительности;
3. Межстарообрядческое сотрудничество;
4. Двусторонние богословские диалоги Русской Древлеправославной Церкви, миссионерская и просветительская деятельность;
5. Доклады церковных отделов и комиссий;
6. Рассмотрение различных церковно-канонических и богослужебных вопросов.
Деяния и постановления Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви. Об итогах декабрьского Собора 2016 года
В ознаменование начала работы Освященного Собора Святейший Владыка Александр (Калинин) обратился к собравшимся с приветственным словом, поздравив всех с 15-летним юбилеем восстановления в Русской Древлеправославной Церкви Патриаршества, признанного официально теперь уже и органами государственной власти Российской Федерации. Сам этот факт свидетельствует о том, что Бог через государство предоставляет нам возможность совершать дело своего спасения в беспрецедентных для нашей Церкви условиях религиозной свободы. Это является не только большим утешением для нас, духовных пастырей, но и налагает на нас большую ответственность, как перед церковными чадами, так и перед российским обществом в целом. Признание со стороны государства свидетельствует о том, что общество ждет от нас какой-то созидательной, общественно полезной деятельности, прежде всего на ниве духовно-нравственного просвещения наших сограждан, воспитания подрастающего поколения. Поэтому каждый священнослужитель должен стараться максимально использовать эту предоставленную нам Богом возможность и нести проповедь о Древлеправославии, о Евангельских нравственных ценностях всем рядом живущим с нами людям.
Далее Святейший Владыка ознакомил всех с вопросами, которые рассматривал предыдущий Собор, и с принятыми по ним решениями, в частности, касающимися раскольнической деятельности протоиерея Олега Морозова и игумена Антония Ященко. Участники Освященного Собора одобрили деятельность минувшего зимнего Собора, а также, исходя из доклада Святейшего Патриарха Александра и иных, имеющихся в наличии фактических материалов, доказывающих церковно вредную деятельность протоиерея Олега Морозова и игумена Антония Ященко, совершенное ими святотатство и уклонение их в церковный раскол никонианского толка, постановили:
Лишить священного сана протоиерея Олега Морозова и игумена Антония Ященко на основании 10 и 13 правила Двукратного Собора и отлучить их от Церкви. В случае их покаяния принять их в Церковь в качестве мирян, через миропомазание и отречение от никонианского раскола. Все совершаемые Олегом Морозовым и иноком Антонием Ященко священнодействия считать незаконными и недействительными с момента их запрещения в священном служении.
Таким же церковным прещениям Освященный Собор подверг и иерея Димитрия Гарбузова:
За раздорническую деятельность, святотатственное присвоение приходского храма и другого церковного имущества лишить иерея Димитрия Гарбузова священного сана и отлучить от Церкви. Все совершаемые Димитрием Гарбузовым священнодействия считать незаконными и недействительными с момента его запрещения в священном служении.
Данный инцидент самым наглядным образом показывает, насколько важно, чтобы церковное имущество не принадлежало частным лицам, но в установленном гражданским законом порядке было оформлено в собственность местных древлеправославных религиозных организаций или непосредственно Централизованной религиозной организации Русская Древлеправославная Церковь. В связи с этим Собор предписывает всем руководящим органам приходов Русской Древлеправославной Церкви незамедлительно привести в порядок всю приходскую документацию, касающуюся приходской недвижимости. Если какой-либо приход использует для проведения богослужений или иных церковных нужд здания, принадлежащие частным лицам, то между приходом и собственником должен быть заключен письменный договор, регулирующий эти отношения. Все настоятели приходов и Приходские советы, которые еще не предоставили в Отдел информации и правового обеспечения правоустанавливающих документов на приходскую собственность, обязаны сделать это до 1-го июня текущего года.
О современных формах церковной благотворительности
Отдел информации и правового обеспечения проинформировал участников Собора о том, что по благословению Святейшего Патриарха Александра в Церкви реализуется благотворительный проект «Моя десятина», направленный на сбор денежных средств для осуществления реставрации уже действующих древлеправославных храмов, а также постройки новых. Сбор пожертвований происходит посредством отправки СМС сообщений. Собор одобрил данный благотворительный проект и обращается ко всем древлеправославным христианам не оставить без внимания это благое дело, но участвовать в сборе средств на церковное строительство пусть и небольшими, но регулярными пожертвованиями. Практически ни для кого сумма в 50–100 рублей в месяц не может являться обременительной, но регулярность таких пожертвований и максимально большое число участников могут обеспечить Церкви столь нужные материальные средства для осуществления храмоздательства. Благотворительность должна быть неотъемлемой частью жизни каждого христианина, поскольку она является естественным следствием наиважнейших христианских нравственных качеств: любви, милосердия, сострадания. Вокруг нас во множестве находятся люди, которые нуждаются в нашем участии, и мы все должны оказывать им как материальную, так и духовную помощь и поддержку, тем более, если в нужде находятся единоверные с нами братья и сестры. Священное Писание учит нас, что:
кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век (2 Кор.9:6-9).
Если христианин не желает участвовать в делах благотворительности, это значит, что он впустую носит христианское имя и даже бесчестит Имя Христово, так как Христос благотворит всем. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет об этом так:
Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым, и нечестивым, и добрым, и злым, и знаемым, и незнаемым, как и Сам Бог всем благотворит, воссиявает солнце на праведные и неправедные, дождит на злые и благие… Таким образом, над кем не восцарствовал Христос чрез те добродетели, о которых мы сказали, тот не подобен Христу, как отцу, и недостоин внити в царствие небесное. Воистину так есть. Почему излишни все прочие подвиги, если не бывают ради их (Слово второе).
Но не меньшей добродетелью, чем забота о людях, является забота о благолепии Божьих храмов, воспеваемая святым пророком и царем псалмопевцем Давыдом:
Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место вселения славы Твоея! (Псалом 25).
Поэтому Освященный Собор призывает всех церковных чад, древлеправославных христиан, не остаться в стороне от благого дела, но вложить в церковную сокровищницу свою спасительную лепту.
Межстарообрядческое сотрудничество
Отдел информации и правового обеспечения и Миссионерский отдел доложили Собору о том, в каком состоянии на данный момент находятся межстарообрядческие контакты, работа трехсторонней контактной группы и о ходе совместной работы по подготовке празднования 400-летия со дня рождения св. свщмч. протопопа Аввакума. Участники Собора одобрили усилия, предпринимаемые представителями Древлеправославной Церкви и старообрядческих согласий, на пути поиска возможных форм межстарообрядческого взаимодействия и выразили надежду, что деятельность в этом направлении будет приносить лишь общецерковную пользу и не провоцировать никаких внутренних нестроений. Примером положительного межстарообрядческого сотрудничества является идущая уже более года работа над общестарообрядческим переводом Евангелия на русский язык для назидательного домашнего чтения. Собор с удовлетворением отметил, что работа по данному направлению активизировалась, и перевод Евангелия от Луки находится уже на стадии согласования.
Двусторонние богословские диалоги Русской Древлеправославной Церкви, миссионерская и просветительская деятельность
В рамках данного вопроса миссионерский отдел проинформировал Собор о положении дел с осуществляемыми под его эгидой богословскими переговорами с различными религиозными конфессиями и отдельными группами. Собор одобрил деятельность миссионерского отдела, после чего руководитель отдела информации и правового обеспечения, диакон Виктор Кузнецов, обратился к Собору с обстоятельным докладом, касающимся требований современного законодательства РФ к религиозным организациям при осуществлении ими миссионерской деятельности. Также участникам Собора был представлен образец типового документа — Подтверждение права на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. Без этого документа лицо, занимающееся миссионерской деятельностью, может быть привлечено к административной ответственности и на него может быть наложен многотысячный штраф.
Доклады церковных отделов и комиссий и другие вопросы
Далее перед Собором выступили сотрудники других церковных отделов и комиссий, также участники Собора обменялись мнениями по вызвавшим общий интерес различным церковно-каноническим и богослужебным вопросам. В дни освященного Собора, в связи с 15-летним юбилеем восстановления в Русской Древлеправославной Церкви Патриаршества, прошел ряд праздничных мероприятий. Участники Собора совершили моление у алтаря Николо-Рогожского кафедрального собора, который пока еще не вернулся в собственность Древлеправославной Церкви, пропели пасхальные песнопения в стенах Успенского и Архангельского соборов Московского кремля и совершили малую панихиду на могилах древлеправославных святителей на Рогожском кладбище в Москве.
Град Москва.
Лета 7525-го апрелия месяца 17-го дня.
В неделю святых мироносиц жен.
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСАНДР
Митрополит Сибирский СЕРГИЙ
Митрополит Верхневолжский ВАСИЛИЙ
Епископ Нижневолжский САВИН
Епископ Уренский ДИОНИСИЙ
Материалы о заседании Совета Митрополии РПСЦ и о деяниях Освященного Собора РДЦ размещены почти одновременно. Первые вызвали оживленную дискуссию, по вторым комментариев нет. Посмотрел материал о прошлогоднем Соборе — тоже тишина. А чем это вызвано?
Отзывы читателей часто связаны с их личными интересами и остротой поставленных в публикациях вопросов. На сайте есть очень серьезные материалы скажем о знаменном пении, которые не имеют комментариев. А есть статьи на второстепенные темы, которые набирают десятки и сотни комментариев, например постоянно всех интересует тема бороды.
Здесь в основном комментаторы из РПСЦ или РПЦ, поэтому незнакомы с ситуациями в РДЦ.
/Примером положительного межстарообрядческого сотрудничества является идущая уже более года работа над общестарообрядческим переводом Евангелия на русский язык для назидательного домашнего чтения./
Во-первых, зачем из поэмы делать прозу?
Во-вторых, если случится православный христианин, что не может читать родное изложение Веры, с какого текста для него пытаются осуществить "перевод": с Остромирова Евангелие или Острожской Библии, или может синодального церковно-славянского текста?
Полагаю деяние ненужной тратой. Силы достойнее направить на приведение используемых ныне богослужебных книг и Псалтыри в соответствие с неповрежденными — до Смуты — текстами.
— и откуда этот "умник" взялся?
— из деревни Вифанia…
— для начала рыбаремъ бы поучился быти …