16-17 октября 2024 года в духовном центре РПсЦ, что на Рогожском кладбище г. Москвы прошел Освященный собор. На Собор прибыли 167 участников, 111 из которых — священство, 56 — делегаты от общин из числа мирян. Ведение заседание Собора на этот раз перешло к новому поколению священнослужителей. В первый день его вел иерей Иван Ошин, его хиротония состоялась в 2022 году, когда он был поставлен вторым священником ко храму Владимирской иконы Богородицы г. Красноярск. Еще одним ведущим стал молодой настоятель Никольского храма в Кирове отец Герман Чунин.
На этом Освященном соборе подтвердилась тенденция последних лет — уменьшение числа участников и соборного хронометража. Еще более 10 лет назад работа Освященного собора РПсЦ занимала не менее трех дней. А еще бывали предсоборные совещания и слушания. Один раз, по форс-мажорным обстоятельствам, собор постарались провести в два дня, и с тех пор эта традиция закрепилась, стала обычной и привычной. Это еще раз подтверждает, что человеческое общество довольно быстро привыкает к любым нововведениям, а человеческая память закрепляет новую формулу как традиционную, имеющую исторический статус едва ли с незапамятных времен. Старообрядческие историки и общественники подметили это сравнительно недавно, когда возникла дискуссия об отсутствии уставной службы в ночь на Рожество на Рогожском и других приходах РПсЦ. Сразу же появилось множество свидетелей и знатоков, что испокон веков на Рогожском ночной Рождественской службы не было. И вообще подобная служба есть никонианская, а не старообрядческая традиция. Схожие случаи бывают и в других старообрядческих согласиях, когда сравнительно новый обычай, после повторения его в течении нескольких лет, начинает восприниматься как «древлецерковный». Видимо такая участь ожидает и Освященные соборы РПсЦ, ставшие двухдневными.
Как подмечают эксперты, ничего не изменилось в части качества подготовки соборов. Об этом пишут даже официозные церковные блогеры. Так, москвич Андрей Гридинский, представлявший на соборе общину храма свт. Николы в с. Устьяново (подмосковные Гуслицы) подмечает: «В первый день часть вопросов была отложена на второй день, ввиду отсутствия докладчиков». Возникает вопрос — а как вообще проводят соборы, на которых ставятся непростые вопросы, требующие тщательной подготовки и проработки, а докладчики исчезают один за другим по разным причинам? Как говорят некоторые участники соборов, докладчики могут получить приглашение выступить на соборе за несколько дней до его открытия. В таких условиях серьезная подготовка докладов и полноценная дискуссия невозможна.
Первым вопросом повестки дня как раз и была обозначена эта проблема. С докладом «Об организационных вопросах проведения Освященного собора» выступил казанский протоиерей Геннадий Четвергов. Этот образованный и известный клирик не редко выступает на соборах с важными, можно сказать с программными докладами. Так, несколько лет назад, на Соборе 2018 года он выступил с докладом, посвященным исполнению правил Кормчей в РПсЦ. О. Геннадий отметил, что большая часть церковных правил не исполняется и игнорируется, смущение по этому вопросу существует у многих клириков и прихожан, и с этим надо что-то делать. О. Геннадий предложил:
1. Поручить канонической комиссии последовательно, начиная с Кормчей, выявлять писанные правила, которые не соблюдаются в нашей Церкви, анализировать и доносить свои рассуждения до членов Совета Митрополии.
2. Совету Митрополии на каждом заседании заслушивать и обсуждать возможные объяснения причин несоблюдения правил. Одобренные рассуждения выносить на рассуждение Освященного собора.
3. На Освященном соборе или призвать Церковь соблюдать эти правила, или несоблюдение считать обоснованным.
Освященный собор в 2018 году равнодушно отреагировал на эту инициативу почтенного протоиерея, выразил «христианскую благодарность за понесенные труды» и отправил восвояси, не предприняв никаких попыток ответить на поставленные вопросы.
Также поступил Собор в 2024 году. Он «принял к сведению» доклад протоиерея Геннадия Четвергова «Об организационных вопросах проведения Освященного Собора» и выразил искреннюю «христианскую благодарность». Очевидно, что изменений к лучшему в вопросе подготовке соборов не стоит ждать в ближайшие десятилетия, а возможно и столетия.
Вопрос «О статусе региональных духовных центров в Церкви». Это было обсуждение предложения епархиального совета Казанско-Вятской епархии о предоставлении кафедре статуса Архиепископии. На самом деле в этих процессах заинтересованы прежде всего власти Татарстана, которые в последние десятилетия стремятся к получению самых разных символических атрибутов своей значимости и самостоятельности. Так, например, в декабре 2022 года региональные законодатели проголосовали за изменение титула главы республики с президента на раиса (арабский титул, означающий «главу», «лидера», «князя»). В этом же ключе развиваются отношения властей Татарстана и старообрядческой епархии РПсЦ.
Так, в 2010 году казанские старообрядцы стали изучать вопрос о возможности установки памятника древнерусскому святителю Гурию. Владыка Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин; ок. 1500, Радонеж — 5 декабря 1563, Казань) — епископ Русской церкви, первый архиепископ Казанский и Свияжский. Власти Татарстана холодно встретили это предложение: «Ну что вы цепляетесь за москвича, который тут еще с Иваном Грозным был заодно. Неужели у вас нет своего местного коренного старовера, достойного такого памятника?!»
Вскоре такая личность нашлась. В апреле 2016 года Министерством культуры Республики Татарстан был объявлен и проведен открытый творческий конкурс на лучший эскизный проект памятника митрополиту Андриану (Четвергову), упокоившемуся в 2005 году. Итоги конкурса были подведены 8 июля 2016 года в Министерстве культуры Республики Татарстан с участием художников, искусствоведов, архитекторов, монументалистов. Победителем на лучший эскизный проект памятника была определена работа творческого коллектива ООО «Ирэк-Пыяла» скульптора М. В. Баскакова и архитекторов К. В. Ашихмина и А. В. Шипунова. Изготовлен же этот выдающийся памятник был на спонсорские средства, выделенные при личном содействии тогда президента, а теперь раиса Республики Татарстан Рустама Минниханова, который лично присутствовал на открытии монумента.
Власти Татарстана поддерживают и другие мероприятия и форумы староверов Казани. 24 июля 2017 года в г. Казани состоялась Всероссийская научно-практическая и богословская конференция с международным участием «Старообрядчество и революция», приуроченная к 100-летию революционных событий в России. Торжественное открытие конференции состоялось в восстанавливаемом кафедральном соборе Казанско-Вятской епархии РПсЦ.
В этом, 2024 году, Казанские власти собрались профинансировать еще одно крупное событие. Форум старообрядцев РПсЦ пройдет в столице Татарстана, городе Казань, 29-30 октября 2024 года. Задача форума— популяризация духовно-нравственных и семейных ценностей в обществе в целях реализации указа президента Российской Федерации от 22.11.2023 г. № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи». Несмотря на то, что форум РПсЦ с таким же точно названием совсем недавно прошел в Томске, власти Татарстана решили показать, что они нисколько не хуже, и могут на более высоком уровне провести подобное мероприятие.
Так вот, создание Казанской Архиепископии РПсЦ находится в устоявшемся фарватере отношений между властями республики и местной старообрядческой епархией. Татарстан получит собственную старообрядческую Архиепископию с соответствующими имиджевыми приобретениями, а глава епархии — новые возможности по ее развитию. Освященный собор РПсЦ постановил: «Удовлетворить прошение епархиального совещания Казанско-Вятской епархии к Освященному Собору о придании Казанско-Вятской кафедре статуса архиепископии». Канонические последствия этого решения пока не ясны. Эксперты не исключают, что активно развивающая Казанская Архиепископия может стать новым центром силы не только в России, но и на международной арене, став модератором восстановления отношений между РПсЦ и Белокриницкой митрополией (Румыния).
Второй день работы Освященного собора начался с вопроса о кадрах. Прозвучало подробное выступление протоиерея Евгения Чунина, который представил обзор динамики поставления во священники за последние годы. Это не первый его доклад по этой теме, за годы, прошедшие с последнего выступления, ситуация только ухудшилась. Многие священнослужители скончались в этот период от последствий заболевания Covid-19, что было впервые публично признано. Митрополит Корнилий постарался направить дискуссию в позитивное русло и занялся лакировкой действительности, заявив, что с начала пандемии ушло из жизни всего 7 священников, а поставлено 10, потому баланс положительный. Однако на самом деле за это время скончалось гораздо больше служителей Церкви. Сайт «Русская вера» опубликовал соответствующий материал со статистикой «Печальные итоги 2021 года». Только в тот год из жизни ушло 10 клириков.
Важным вопросом на этом Соборе стала тема юридического поглощения Древлеправославной Архиепископии (ДА). ДА — это по своему уставу централизованная религиозная организация (ЦРО), которая вливается в другую более крупную ЦРО — (РПсЦ), на правах епархии. Как выяснилось, этот процесс требует юридического оформления через правки в Уставе РПсЦ. В данный момент Министерство Юстиции признало митр. Корнилия (Титова) главой сразу двух религиозных объединений, что, разумеется, не только противоречит православному учению о границах Церкви, но и создает правовую «загогулину». Попытка решить эту коллизию и будет совершена через изменения в Уставе РПсЦ.
С точки зрения канонического богословия этот вопрос был неоднократно разъяснен и не представляет сложности. Клирики и чада Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архепископии), присоединившиеся к РПсЦ, стали полноправными чадами РПсЦ и уже не имеют никакого отношения к другим конфессиями, где бы они раньше не состояли. На клириков и чад Древлеправославной Церкви (ДА), не присоединившихся к РПсЦ, никакие решения этой деноминации не могут распространяться. В противном случае и самой РПсЦ придется быть готовой к исполнению решений, исходящих от клириков, перешедших в другие конфессии, например, в Русскую Православную Церковь Московского Патриархата.
Неожиданным и даже комичным оказался обсужденный на Соборе вопрос «О благочестивом поведении на свадебных трапезах». Доклад об этом сделал иерей Герман Чунин. После доклада началась дискуссия. В ее центре стало обсуждение возможности нахождения клириков на свадебном пиру. Особенно той его части, когда после торжественной и благопристойной прелюдии старообрядческая свадьба может плавно перетечь в хмельной разгул. Видавшие виды иереи отметили, что опытный клирик не станет дожидаться бесстыдств и безобразий и должен оперативно покинуть помещение после предначинательных молитв и первых тостов, ориентируясь на собственную интуицию и христианскую совесть. Освященный собор обратился ко всем чадам РПсЦ и напомнил им о благочестивом поведении на христианских трапезах.
Положительное решение Собор принял по поддержке и развитию знаменного пения. С докладом по теме выступил А. Н. Емельянов (головщик объединенного хора старообрядческих приходов Сибири) с докладом о состоявшемся втором съезде головщиков в Костроме в июне 2024. Собор постановил придать съездам головщиков и церковных певчих статус ежегодных общецерковных мероприятий. Архиереям, настоятелям храмов и благочинным регионов, в которых будут проводиться съезды, рекомендовано оказывать содействие в организации и проведении мероприятий.
Интересным получилось обсуждение вопроса «О соблюдении постановления Собора 1553–1554 гг. об иконографии Господа Саваофа». Это, наверное, единственная тема, долгие годы будоражившая старообрядческую общественность, и добравшаяся, наконец, до соборного обсуждения. Поводом к этому стало размещение на фронтоне Покровского Собора на Рогожском фрески, изображающей иконографию Троицы — Сопрестолие. Большой доклад на эту тему был подготовлен вторым священником Рогожского кладбища отцом Василием Андрониковым. Но как пишут очевидцы, «из-за нехватки времени сам доклад в полной мере заслушать соборяне не успели». И это при том, что у соборян был как минимум еще один соборный день, который не стали использовать. Собор, однако, поступил мудро, приняв соломоново решение: догматического значения таким иконам не придавать, но и не воспрещать их написание, как соответствующее древнерусской и старообрядческой традиции.
Постановления Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 2024 г.
град Москва, 16–17 октября 2024 года
***
1. Об организационных вопросах проведения Освященного Собора
1.1. Принять к сведению доклад протоиерея Геннадия Четвергова и выразить ему христианскую благодарность.
1.2. Обратить внимание делегатов на необходимость соблюдения порядка проведения заседаний Освященного Собора.
2. Отчет Рабочей группы по взаимодействию с Министерством обороны РФ и организации гуманитарной помощи
2.1. Выразить христианскую благодарность преосвященному епископу Викентию Ярославскому и Костромскому и членам Рабочей группы по взаимодействию с Министерством обороны РФ и организации гуманитарной помощи за проделанную работу.
2.2. Продолжить работу по оказанию гуманитарной помощи в зоне СВО.
3. О статусе региональных духовных центров в Церкви
3.1. Удовлетворить прошение епархиального совещания Казанско-Вятской епархии к Освященному Собору о придании Казанско-Вятской кафедре статуса архиепископии.
4. О границах Донской и Кавказской епархии и Сочинской и Кубанской епархии
4.1. Просить преосвященного епископа Андрея, временно управляющего Донской и Кавказской епархией, посетить приходы Сочинской и Кубанской епархии для знакомства с общинами.
4.2. Удовлетворить просьбу общины станицы Кавказской о возвращении в Донскую и Кавказскую епархию.
4.3. Рассмотреть вопрос о границах Донской и Кавказской епархии и Сочинской и Кубанской епархии на очередном Освященном Соборе.
5. О кандидатах в священные степени. О кадровой работе в Церкви
5.1. Выразить христианскую благодарность протоиерею Евгению Чунину и протоиерею Алексею Михееву.
5.2. Сформировать Рабочую группу по оказанию помощи нуждающимся священнослужителям в составе: протоиерей Алексей Михеев, протоиерей Евгений Чунин, протоиерей Александр Маслов.
5.3. Рабочей группе по оказанию помощи нуждающимся священнослужителям подготовить положение о финансовой поддержке диаконов. О проделанной работе сообщить на очередном Совете Митрополии.
5.4. Поручить благочинным и икономам епархий ежегодно предоставлять данные об иереях, диаконах, чтецах и свещеносцах в кадровую службу Митрополии протоиерею Алексею Михееву.
6. Отчет Комиссии по канонизации святых
6.1. Выразить Алексею Муравьеву христианскую благодарность за понесённые труды.
6.2. Утвердить состав Комиссии по канонизации святых: председатель высокопреосвященнейший Корнилий, митрополит Московский и всея Руси, иерей Александр Панкратов, иерей Алексей Лопатин, иерей Павел Зырянов, иерей Василий Андроников, Алексей Муравьёв.
6.3. К следующему Освященному Собору рассмотреть возможность общецерковного прославления Уральских святых.
7. О развитии церковного пения
7.1. Выразить христианскую благодарность Александру Емельянову за проведение ежегодных церковных певческих семинаров и продолжить работу в данном направлении.
7.2. Придать съездам головщиков и церковных певчих статус ежегодных общецерковных мероприятий.
7.3. Архиереям, настоятелям храмов и благочинным регионов, в которых будут проводиться съезды, рекомендовать оказывать содействие в организации и проведении мероприятий.
7.4. Принять к сведению высказанные замечания относительно проведения публичных выступлений старообрядческих хоров.
8. О внесении изменений в Устав Церкви
8.1. Принять изменения и дополнения к действующему Уставу Религиозной организации Русская Православная Старообрядческая Церковь в предложенной редакции.
9. О создании Угандийской епархии
9.1. Учредить Угандийскую епархию в пределах Уганды.
9.2. Окормление Угандийской епархии поручить высокопреосвященнейшему митрополиту Корнилию.
10. О благочестивом поведении на свадебных трапезах
10.1. Принять к сведению доклад иерея Германа Чунина.
10.2. Напомнить христианам о благочестивом поведении на христианских трапезах.
11. О соблюдении постановления Собора 1553–1554 гг. об иконографии Господа Саваофа
11.1. Напомнить чадам Церкви решение «Собора на еретики», бывшего при митрополите Макарии в 1553 г.
11.2. Опубликовать доклад иерея Василия Андроникова в «Вестнике Митрополии».
Митрополит
Московский и всея Руси КОРНИЛИЙ
Епископ Кишиневский и всея Молдавии (поддержал удаленно) ЕВМЕНИЙ
Епископ Ярославско-Костромской ВИКЕНТИЙ
Епископ Казанско-Вятский ЕВФИМИЙ
Епископ Томско-Енисейский ГРИГОРИЙ
Епископ Казахстанский САВА
Епископ Самарский и Саратовский АНДРЕЙ
Все телевизоры заполнила выставка « некрополь» ее все смотрят, а про форум тишина
Показали по новостям
Кому то очень выгодно рассорить старообрядцев и задвинуть беспоповцев куда подальше,как правило власти воспринимают только зарегистрированные церкви ,а все остальное в общем слове-секта. Получается старообрядческих церквей то официальных три. Древлеправославную новозыбковскую уже задвинули,что про нее и не вспоминают ни в Москве ни в регионах,осталась поморская, как в противовес белокриницкой,и у нее есть большой плюс это хорошая позиция в Питере,но нет мощных лидеров способных сделать что то значимое, а мелкие ковылинские чтения и тд это междусобойчики отчитаться за гранд. нет масштаба и массовости как Российские мероприятия. Если поморцы откажутся от совместного общения с РПСЦ то, кубок старообрядчества окончательно перейдет к РПСЦ и общество забудет о беспоповцах навсегда, ковылинские чтения это научно спящая тусовка < а часовенные и прочие не имеющие регистрации сидят по своим деревням и пугают народ своей закрытостью. Хотя у беспоповцев есть очень интересные персонажи.
Как эксперт скажу,сейчас с форумом в Казани все внимание к РПСЦ. И если народ
захочет примкнуть к старообрядчеству то и пойдут к РПСЦ . В РПСЦ одно единственное лицо -Владыка Корнилий остальные массовка. настолько контактный и отличный оратор, активный несмотря на возраст он и тянет всю церковь. У беспоповцев ,больше заметных, москвич Пашинин c новгородцем Безгодовым заметные, могли бы ,интелигент Шахов с его образом в пенсне, но им наглости или уверенности не хватает. Мельников чемпион тоже заметный, но в целом не могут ничего, Клямко еще c его неограниченными фин ресурсами. забыл еще Турчинину с Сибири, самобытный запоминающийся персонаж,но женщина и далеко.Так что через год два
А с чего вы взяли, что эти форумы вызывают огромный интерес? Когда были первые форума были и репортажи и трансляции. А сейчас про них никто не пишет, кроме сайта РПСЦ и то заметки «для галочки»,для отчета по гранту без какой либо содержательной информации.
Вот подборочка у вас, один когда не пьет, другой хитромудрый, амбициозный спортсмен, осторожный интеллигент, дядя из Форбс списка и беспредельщица обмороженная сибирскими морозами))) прям как в мастере и Маргарите , а кто Воланд будет? Если честно первый день форума так себе, не впечатлил, неожиданность только Калугин из Приморья, его удостоили чести выступить, а может он к нам в удобную церковь перещел)
А белокриницкие Африканки интересные зато, и духовные стихи у них, как в индийском кино поют — весело. И в Казани они красиво выступят. И будет новая традиция в духовных стихах. А остальные пусть завидуют, что не пустили их послушать и мероприятие поддержать. Кто кстати куда полетел?
Подстава для главы то точно, они же средства вылеляли и Владыки.
в чате пишут, что вроде беспоповцы в адм Татарстана полетели
По собору все круто, как и обычно. Но по Форуму вопросы. Топтать межсогласийное общение нельзя. Развивать и крестить Африку, при этом вырубая Русский Дух и историю матушки России, это нехорошо.
Кстати интересно написано,зачем Татарстан изменил главу на арабское Раиса? По статье можно сказать, что белокриницкие впереди» планеты всей»про с международным форумом непонять< кто на нем будет. Однозначно Казанская Епархия создала по сути провокацию, никого кроме своих туда не пустили.Являясь белокриницким по матери, уважаю деятельность митрополита, но с Казанскими несогласен, нужно было разных согласий приглашать, оно и круче вышло бы. А так они просто подставили митрополита. С разными общаемся.Старообрядческий люд возмущен