Политическая программа старообрядцев всех согласий
Совершившийся в России государственный переворот властно и настойчиво требует от старообрядцев, как коренных русских людей, принять самое деятельное участие в государственном строительстве на новых началах. Все народности, населяющие великую Русскую страну, и религиозно-культурные группы дружно и быстро объединяются в настоящее время — каждая особо, самостоятельно, и провозглашают свои требования, которые должно упрочить и обеспечить их независимое и вполне свободное существование в стране. Интересы Великой России и старообрядчества требуют от старообрядцев также объединиться в одну дружную и сильную политическую семью и провозгласить свои требования, которые бы служили на благо и укрепление России и вполне обеспечивали бы прочное и свободное существование старообрядцев.
Все старообрядцы, разделяясь между собою по личным интересам и по классовому положению, могут объединяться в один политический союз, если он поставит лозунг, объединяющий всех старообрядцев, как русских людей, любящих свою дорогую родину, и как преданных старообрядчеству, безразлично какому бы старообрядческому согласию они ни принадлежали. С целью объединить всех старообрядцев на такой именно программе в Москве организовался Совет от приходов, общин и других старообрядческих учреждений г. Москвы и Московской губернии, разных согласий, а в ближайшем будущем создается всероссийский старообрядческий Политический Союз. Совет старообрядческих уполномоченных избрал из своей среды Исполнительный Комитет для проведения в жизнь его постановления и предначертаний для разработки политической программы старообрядцев. По мнению Совета, старообрядцы всех согласий и различных общественных положений могли бы объединиться на следующих пунктах:
• Форма государственного правления
Все слои населения требуют, чтобы Россия стала страной народоправской, т. е. таким государством, в котором сам народ управляет страной чрез посредства им избираемого представительства и правительства с верховным представителем христианского исповедания. Подобный порядок управления существовал в старину в Новгороде, Пскове, Смоленском княжестве, Киевском и в других русских уделах. Он имеет большое сходство с внутренним церковным управлением старообрядчества: приходы или общины сами избирают себе советы или попечителей, священников или наставников. Вместе с остальным населением России старообрядцы должны поддерживать и отстаивать народную форму государственного правления.
• Единая законная власть
В благоустроенном государстве должна быть только одна законная власть. Только она может издавать обязательные распоряжения и приказы, только ей одной должно подчиняться и исполнять ее требования. Если же наряду с этой общественной властью будет существовать другая, также делающая свои распоряжения и приказы, также требующая повиновения себе, то такое двоевластие ведет к государственному развалу и к разложению власти, результатом чего может быть опасный беспорядок в стране, безначалие, своеволие и гибель государства. В настоящее переходное время единая законная государственная власть осуществляется Временным Правительством. Только это Правительство вправе управлять от имени народа страной, только оно может издавать обязательные распоряжения и приказы и только ему одному должны повиноваться и подчиняться в гражданском отношении. Всякая другая власть в стране есть незаконная власть и ей не должно подчиняться.
• Единство России
Великое Русское государство состоит из разных народностей и племен. Каждая народность и каждое племя имеет свой уклад жизни, свой быт, свой язык, обычаи, свои природные национальные черты. Все эти народности и племена должны существовать на основе широкого местного самоуправления при сохранении целости и единства России.
• Отношение к войне
Государственный переворот в России совершился во время войны ее с немцами, продолжающейся почти три года. Войну начали немцы, они готовились к ней десятки лет, начали они ее с тем, чтобы покорить себе всю Европу и продиктовать ей свою волю. От этого гордого сатанинского стремления немцы не отказываются и теперь. За время войны они захватили часть Франции и весь западный край России, безжалостно разрушили Бельгию, Сербию, Черногорию, Румынию. Вести войну с таким жестоким и сильным врагом может только в единении со своими союзниками: Англией, Францией, Италией и Румынией и Японией, которые помогают нам всеми силами и средствами докончить победную войну. Если, не дай Бог, Германия выйдет победительницей в войне, то она принудит весь русский народ работать на себя, сделает его своим данником. Гибельным для России будет и сепаратный мир с Германией. Помимо того рабства и унижения, которые он несет России, такой мир был предательством по отношению к нашим честным и самоотверженным союзникам, было страшной изменой несчастным народам Бельгии, Сербии, Черногории и Румынии. Вечный и несмываемый позор покрыл бы Россию. Великому русскому народу необходимо напрячь все силы, чтобы в неразрывном единении со своими союзниками принудить Германию возвратить России и Франции захваченные ею земли и восстановить разрушенные ею государства. Только при таком условии возможно для блага России и всей Европы закончить настоящую войну. Принудить Германию к такому концу можно только дружным наступлением на нее России и наших союзников.
• Подготовка старообрядцев к Учредительному Собранию
Ныне сам народ призван решать свою судьбу. Будет созвано Учредительное Собрание из народных представителей, и как оно решит все главные государственные вопросы, так и будет. Вся страна должна подчиняться установлениям и решениям Учредительного Собрания. Нужно поставить дело выборов так, чтобы ни один голос не остался неиспользованным. Все совершеннолетние — мужчины и женщины, старики и юноши должны пойти на выборы и подать свой голос за намеченных народных избранников. О созыве Учредительного Собрания необходимо на местах выяснить все местные нужды и потребности старообрядцев, чтобы избранные старообрядцами лица вошли в Учредительное Собрание с нужными сведениями и материалами, вполне подготовленные и знакомые с общественными и местными вопросами.
• Уравнение в правах всех вероисповеданий в России
До сих пор так называемая господствующая церковь в государстве занимает привилегированное положение; она была в полном смысле государственной церковью. Ведомство «православного исповедания» существовало и теперь еще существует на общегосударственные средства, духовенство получало и получает жалование из государственного казначейства, тогда как старообрядчество существовало и существует на свои средства и никогда не пользовалось государственной поддержкой. Ныне, в силу провозглашенных в России начал равенства, все существующие в государстве религии и церковные общества, в том числе и так называемая господствующая церковь, должны быть совершенно уравнены в правах. Ни одна религия ни в каком отношении не может быть в преимущественном положении. Государство должно предоставить всем вероисповеданиям одинаковую свободу существования и развития.
• Просвещение и образование среди старообрядцев
Россия должна покрыться сетью старообрядческих школ и других общеполезных учреждений. Воспитание в школе должно вестись на религиозно-нравственных началах. Преподавание религиозных и церковных предметов не должно быть ничем стесняемо со стороны государства. Учительский персонал избирается самими старообрядцами. Так как просветительные учреждения старообрядцев будут подготовлять образованных граждан России, и таким образом будут выполнять общегосударственное дело, то они, а также другие общеполезные старообрядческие учреждения, должны существовать на государственные средства.
• Земельный вопрос
Земельный вопрос будет разрешен Учредительным Собранием. Всякое самовольное разрешение этого вопроса, помимо Учредительного Собрания, недопустимо и может вызвать братоубийственную войну. Старообрядцы, целые века страдавшие от беззаконий и насилия власти, от разграбления имуществ, не могут ни в коем случае допускать незаконных захватов чужого достояния. Пусть общенародная воля решит в Учредительном Собрании, кому и на каких основаниях должна принадлежать земля. Старообрядцы, однако, считают справедливым предоставить всю обрабатываемую землю трудящемуся населению. В основу увеличения земельной площади малоземельного, безземельного и иного вида крестьянского населения, обрабатывающего землю личным трудом, должен быть положен принцип «достаточного хозяйственного обеспечения». С этой целью учреждается «государственный земельный фонд», образуемый отчуждения государственных, удельных, бывших кабинетских и монастырских земель, а также из земель крупных частных владельцев (кроме крестьян и крестьянских обществ, приобревших землю при посредстве крестьянского банка или других кредитных учреждений, при условии, что все размеры участков не превышают норму «достаточного обеспечения»). Частновладельческие земли отчуждаются по справедливой (не рыночной) оценке. При монастырях должно быть оставлено количество земли, необходимой для обработки личным трудом монахов.
• Возвращение старообрядцам отобранного имущества
Старое правительство отобрало у старообрядцев в разное время многочисленные их монастыри, скиты, церкви, колокольни, церковную утварь и другое церковное имущество. Но все это имущество должно ныне быть возвращено старообрядцем. На этом требовании должны быть объединены все старообрядцы всех согласий.
Вышеизложенная в 9 пунктах политическая программа старообрядцев всех согласий была обсуждена всероссийским съездом старообрядцев Белокриницкой иерархии и единогласно принята для объединения старообрядцев всех сословий политической деятельности.
Старообрядческий церковно-общественный журнал «Слово Церкви» № 23, 1917 год.
Материал подготовили: чтец Иоанн Распопин и Владислав Кальниченко
Источник: izdrevle.ru
Прошло 100 лет, а большинство положений Программы актуально в настоящее время.
мозги свернуты, как у нас в Перестройку. "в одну дружную и сильную политическую семью и провозгласить свои требования" — а Главу Церкви, как и его Помазанника, давшего свободу староверам — "в отставку"?
"Россия должна покрыться сетью старообрядческих школ и других общеполезных учреждений." — ну и где?
В целом программа для митинга, а не для жизни…
В 1920-х гг. в Забайкалье в большинстве семейских сел были старообрядческие школы, в 1930-е гг. все действующие старообрядческие школы были национализированы или закрыты сов.властью, а старообрядческие священники, уставщики и начетчики репрессированы.
"Россия должна покрыться сетью старообрядческих школ и других общеполезных учреждений." Об этом нужно в наше время говорить. Потому что спустя 100 лет нет в России старообрядческих общеобразовательных школ в этом вся и беда.
Вот в Румынии старообрядцы в местах компактного проживания липован в общеобразовательных школах есть предметы "История и традиции русских-липован", крюковому пению, старославянскому языку, основы древлеправославной веры, а у нас в России к сожалению спустя 100 лет ничего не осталось.
В Бурятии семейские бьются уже более 10 лет над этим, а власти их слышать не желают. В других регионах России этот вопрос о детском воспитании в старообрядческом духе в образовательных школах даже не ставится. Так что для старообрядцев на современном этапе самая важная проблема это, то что "Россия должна покрыться сетью старообрядческих школ и других общеполезных учреждений." иначе от староверов скоро и 3-х % не останется.
Здесь беда еще и в том, что власти конкретно работают, чтобы не допустить возрождения повсеместно старообрядчества и в школы не пускают. Современная российская школа — это вообще отдельная больная тема, в настоящее время там наших детей духовно ломают и калечат, и не только…
Липоване Румынии — признанное нацменшинство, в России нацменшинства тоже могут иметь свои школы, а религиозные организации — не могут.
А, вот, "общеполезные учреждения" никто не мешает организовывать…
Старообрядцы тоже имеют национальность, только вот беда, что в большинстве староверы русские. В в Российской Федерации все кроме русских имеют права, а русским ничего не положено, русские даже не имеют права учить своих детей, даже своей исконно русской истории и культуре. А вот в Федерации все национальности могут иметь свои школы за гос.счет, а русским оказывается можно иметь ""общеполезные учреждения" никто не мешает организовывать…" только забыли указать, что это сугубо за свой личный счет.
Все правильно русские должны обеспечивать вначале всех, а уж своих детей уж как-нибудь с того, что осталось если… Вот так мы сейчас и живем, и вот только надолго ли еще русских хватит?
Например америкосы говорят, что России осталось от силы лет 5-10.
Вот, пожалуйста, русская школа — ivan-shkola.ru — работает много лет и никто не закрывает.
Работать надо, а не ныть….
«Часто Ивановскую школу называют кадетской школой. Но это лишь отчасти соответствует истине, хотя действительно на протяжении последних пяти лет главным организующим ядром школы является кадетский корпус и класс сестер милосердия….».
Кадетские школы и кадетские классы открываются по России, но это капля в море, таких школ единицы в регионах. Например в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае по одной в каждом регионе. Что одна школа или один класс на регион могут решить в воспитательном вопросе?
Да и со школьными программами там еще все туманно, там все тянут сугубо по военке: дисциплина, порядок и т.д. Кадетские школы и классы, конечно неплохо, но мы-то говорим о школах с воспитанием по старообрядческим канонам, а не просто там по каким-то частным выдумкам одного-двух энтузиастов.
В Бурятии 3 школы в семейских районах работают по пилотному проекту по сохранению и развитию этнокультурного образования по истории и культуры семейских Забайкалья уже 10 лет. Наработан огромный опыт по внедрению в семейских районах в более 40 общеобразовательных школах предметов по "истории и культуре семейских", но власти под любым предлогом не дают успешный опыт распространить на весь регион, где компактно проживают семейские.
http://wiki.starover.net/index.php?title=Концепция_государственной_политики_Республики_Бурятия_по_поддержке_развития_этнокультурного_образования_семейских
Я вам про Фому, а вы мне про Ярему. Константин, если школьным вопросом не владеете, то не мелите чушь.
Проработав в школе почти два десятка лет, я кое-чем в школьном вопросе владею, а Вам, Иван, советую почитать Закон РФ "Об образовании". Чтение само по себе занудное, но пользительное. Тогда до вас дойдет, что этническую школу на государственные деньги можно организовать, а религиозную нет.
Кадетство в Ивановской школе появилось не так давно и является "крышей" для православной составляющей. Кстати, это единственная (в области, по крайней мере) гос.школа с собственным храмом.
Что касаемо "этнокультурного образования …. " то оно вполне вписывается в школьный компонент. Вопрос лишь в том — нужно ли оно конкретной школе… На уровне регионального компонента, а тем более, федерального, конечно, такая программа не пройдет — там всё "заточено" на ЕГЭ.
Учите матчасть, уважаемый, и простите меня Христа ради…
"этническую школу на государственные деньги можно организовать, а религиозную нет."…"Что касаемо "этнокультурного образования …. " то оно вполне вписывается в школьный компонент."
Вот это мы и добиваемся, чтобы ввести этнокультурное образование в местах компактного проживания семейских уже более 10 лет. И это законные требования. А нам власти тупят и во всем ставят палки в колеса. В Бурятии 4 района компактного проживания потомков русских староверов — семейских, еще в 6 районах есть семейские села. В более 40 школах на последнем энтузиазме родителей и учителей ведутся предметы по истории и культуре семейских. Мы требуем создать единые учебные программы и учебно-методические комплексы, но со стороны властных структур стена обещаний, обмана и лжи…. заточки под ЕГЭ и "Учите матчасть".
Еще лет 5 и энтузиасты кончатся, нет конечно всех не сломают, но уже не будет широкого круга и 40 школ. Вот так в России из 100 % старообрядческого населения в 18 веке к 2017 г. осталось пока только 3 %.
Поэтому "Россия должна покрыться сетью старообрядческих школ и других общеполезных учреждений." это спустя 100 лет стало еще более актуально, потому что это вопрос выживания России.
"Мы требуем создать единые учебные программы и учебно-методические комплексы," — только на уровне РМО и ШМО (педагоги объяснят, если не понятно), власти выше районной вас и слушать не будут. Не тратьте зря время и силы — решайте на межшкольном уровне.
Помоги вам Господь!
К сожалению на межшкольном уровне остались только энтузиасты, но на энтузиазме сами знаете. Но здесь все понятно, семейские боролись и будут бороться за свои попранные права. Рано или поздно мы своего добьемся. Вот с вами что случилось?
Вы "большой советчик" и "Проработав в школе почти два десятка лет" почему не работаете в данном направлении конкретно, а только советы раздаете? Или только узкий специалист? по узкой специальности раздавать советы?
Приятно иметь дело с ясновидцем…. да, грешен, каюсь, возможно исправлюсь (с Божьей помощью)….
Ни к чему взаимные уколы. Понять эмоционально-раздражительный тон Ивана можно, но Константин, несмотря на свойственную ему язвительную манеру, по существу прав. Что касается затронутой темы, то почему бы РДЦ, а ее приходы распространены среди семейских, не сосредоточить на данный момент внимание на воскресных школах? Да и как дела в этом направлении у РПсЦ хотелось бы узнать. У Патриархии это давно отработано.
Для zavoljskii Вы по всей видимости или читать не умеете или если читали, то вообще не поняли о чем спор, но 5 копеек вставить посчитали необходимым.
На пятак отвечать — слишком много чести для Вас, а вот на грош отвечу: Ваше беспардонность вкупе с озлобленностью как то уживаются с внутренним миром христианина.